«Правда и красота …главное в человеческой жизни и вообще на земле» (А.П.Чехов). Рассказ А.П.Чехова «Студент». 2 часа : Литература

Цель: раскрыть идейно-художественную ценность произведения, используя прием «выявления бинарных оппозиций».

Задачи:

  • Установить взаимосвязь элементов текста, увидеть их функцию в художественной структуре.
  • Развивать способность к смысловому пониманию художественного текста.
  • Воспитывать в учащихся такие нравственные черты, как духовность, умение анализировать поступки окружающих, а также свои собственные.

Эпиграф к уроку:

Рассказ этот, истинный шедевр, доходил медленно и все же, как неторопливо создавался, так и не спеша и завладевал, чем дальше, тем глубже. Как сказано о зерне горчичном: «…Хотя меньше всех семян, но, когда вырастает, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его».  (Б.Зайцев)

Ход урока

Учитель:

«Что есть человек?» по-разному отвечают на этот вопрос, но есть одно обязательное условие для жизни человека, обозначаемое словом деятельность. С прекращением деятельностных функций человека – физиологических или духовных – прекращается его земная жизнь. Любой человек – субъект деятельности. Высшая форма деятельности – творчество, создание материальных и духовных ценностей. Труд писателя – словесное творчество, создание особого образного мира, словесно-художественной картины мира. Именно писатель своим творчеством утверждает, что «правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле…». 
Сегодня объектом нашего исследования станет рассказ А.П.Чехова «Студент».

Задание.

- Прочитайте эпиграф к уроку и поделитесь своими предположениями: что хотел сказать Б.Зайцев такой оценкой данного произведения?

- Согласны ли вы с критиком?

- Какие ассоциации вызвал у вас рассказ А.П.Чехова «Студент»?

Учитель:

Итак, обратимся к рассказу, размышляя над тем, как и из каких «кирпичиков» создано это произведение, кто его автор как творец словесной реальности.

Бунин вспоминал:

«- Читали, Антон Павлович? – скажешь ему, увидав где-нибудь статью о нем.

- Покорно вас благодарю! Напишут о ком-нибудь тысячу строк, к внизу прибавят: «…а то вот еще есть писатель Чехов, нытик…» А какой я нытик? Какой я «хмурый человек», какая я «холодная кровь», как называют меня критики? Какой я «пессимист»? ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ «Студент»…»

Есть свидетельство брата писателя, И.П.Чехова, его ответ на вопрос анкеты: «Какую свою вещь Чехов ценил больше других?» - «Студент». Считал наиболее отделанной».

В этих самооценках, как видим, два момента: утверждение положительного эмоционального комплекса и «отделка», мастерство.
В четырех страничках рассказа важно все – каждая деталь, каждое сопоставление или противопоставление, соотношение описания и действия, речи повествователя и персонажей, того, что сказано, о чем сообщено, и того, на что намекается, что в подтексте.

«Чехов в январе 1894 года чувствовал себя в Мелихове неважно: кашель его усилился. Вероятно, из-за нездоровья и чтобы перебить настроение, уехал он в начале марта в Ялту.

Там поселился в гостинице «Россия», вел жизнь тихую и довольно скучную, хотя ялтинский март оказался совсем теплым, светлым все в зелени…

В этой тишине, в номере гостиницы «Россия» с бархатной зеленой мебелью, написал он прелестный рассказ «Студент»…

Позже сам говорил, что это любимая его вещь, - в ней сказано и нечто самое его затаенное, драгоценное, чего не найдешь в письмах. Когда простые бабы, слушая рассказ о Спасителе и апостоле Петре, заплакали, то с ними плакало и сердце самого Чехова – этой весной 1894 года ему открылось (явно), что «правда и красота, направляющие человеческую жизнь там, в саду и во дворце первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле». Христова правда составляла главное! Это мало подходило к духу времени. «Студент» был напечатан 16 апреля 1894 года в «Русских ведомостях»… Вероятно, с недоумением читали этот рассказ интеллигенты с бородками клинушком, честные курсистки и благородные статистки в земствах матушки России» (Б.Зайцев)

Прямых свидетельств того, что «Студент» был написан именно в Ялтинской гостинице «Россия», нет, но интересна эта картина, воображаемая Б.Зайцевым.

Задание.

- Расскажите о главном герое произведения ( главный персонаж рассказа Чехова – Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, т.е человек, получающий духовное образование. Сын дьячка, вспомним: как Ионыч, но не к врачебной деятельности себя готовящий, а к духовной, пастырской.)

- Хотя почему он все-таки студент в гуманистическом смысле? Почему назван светским словом?

- Почему в начале рассказа «ему не хотелось домой», а в конце рассказа он стремится к «родной деревне»? В нем произошла какая-то перемена. Какая? Попробуем разобраться в этом.

Задание. Прочитаем второй абзац рассказа:

«Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой,  шел все время заливным лугом  по  тропинке. У него закоченели пальцы,  и разгорелось  от  ветра лицо.  Ему  казалось,  что  этот  внезапно наступивший холод нарушил во  всем порядок и  согласие,  что  самой  природе жутко, и оттого  вечерние потемки сгустились  быстрей, чем надо. Кругом было пустынно  и  как-то  особенно мрачно. Только  на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко  же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, все сплошь утопало в холодной вечерней мгле. Студент вспомнил, что, когда он уходил из  дому, его мать, сидя в  сенях на полу, босая, чистила  самовар, а отец лежал  на  печи и кашлял; по  случаю  страстной пятницы дома  ничего не .варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент  думал  о том,  что точно та-. кой же ветер дул и при  Рюрике, и при Иоанне  Гроз-ном,  и при Петре,  и  что  при них  была точно такая  же лютая бедность, голод; такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство  гнета -- все эти ужасы были, есть и будут, и  оттого, что  пройдет еще  тысяча  лет, жизнь  не  станет  лучше. И ему не хотелось домой.»

Учитель:

- Что узнаем о герое из данного эпизода? Выделите ключевые слова, раскрывающие состояние героя.

- Иван Великопольский возвращается с охоты (тяги) вечером  пятницу Страстной недели. Это сообщение, вроде бы нейтрально-повествовательное, имеет глубокий подтекст, ясный современному читателю, верующему или знакомому с церковными обрядами. В чем заключается этот подтекст? Чтобы ответить на данный вопрос, послушаем сообщение о том, что же такое - Страстная неделя?

Сообщение учащегося:

Великий пост, предшествующий Пасхе, состоит из собственного сорокодневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной седьмицы «ради спасительных страстей» Христовых. Пост на Страстной неделе – особый, строгий.

Страстная неделя посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Иисуса Христа, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. Каждый день этой недели именуется святым или великим.

День Великой пятницы посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. На утрени Великой пятницы (обычно она служится в четверг вечером) читаются двенадцать Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа – двенадцать отрывков из четырех канонических Евангелий. Начинается чтение с тринадцатой главы Евангелия от Иоанна: «Иисус сказал: ныне прославился Сын человеческий, и Бог прославился в Нем». Один из эпизодов – заверение Петра: «я душу мою положу за тебя « - и слова Спасителя: «душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от меня трижды».
Трижды Петр и отрекся от Иисуса.

В конце вечери Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения его во гроб.
Верующий православный человек, тем более священник или слушатель духовной академии, всю Страстную неделю проводит в церкви. Пасха – основной христианский праздник.

Учитель:

- Таким образом, студент Иван Великопольский пропускает службу с одним из великих православных таинств – выносом Плащаницы. Недопустимый для слушателя духовной семинарии поступок. Иван, вероятно, делает это сознательно, тем самым обнаруживая свое отношение к вере.

Но вернемся к вопросу: какая же перемена произошла в Иване Великопольском? Под влиянием кого или чего? (студент встречает у костра двух вдов, рассказывает им историю Петра. «Небось, была на двенадцати Евангелиях?» - спрашивает он одну из женщин, Василису. Отречение, а главное, переживание Петра – в центре внутренних раздумий Ивана Великопольского и его рассказа женщинам. Разговор с ними, их сердечный отклик на слова Ивана, порождают в нем ощущение связи времен, непрерывного движения времени: «И  радость вдруг  заволновалась в его  душе, и он даже  остановился  на минуту,  чтобы перевести дух.  Прошлое, думал он,  связано  с  настоящим непрерывною цепью событий,  вытекавших одно из другого. И ему казалось,  что он только что  видел оба конца этой цепи:  дотронулся до  одного конца,  как дрогнул другой». Преображение Ивана произошло под влиянием веры простых женщин. Прежде всего они – Василиса и Лукерья – почувствовали страдания Петра и значительность всего того, что происходило тогда, девятнадцать веков назад.
- Прочитайте описание Василисы и Лукерьи. Что подчеркивает писатель в их внешнем облике: сходство или различие?Выпишите в тетрадь описание Василисы и Лукерьи. Проведите параллельное сопоставление.

- Внешний облик женщин изображен многозначительно контрастно. Как вы думаете, почему автор заостряет внимание читателя на различиях внешнего облика и интеллектуального уровня своих персонажей?

(Роль контрапунктной соотнесенности образов довольно велика в чеховской новелле. За внешней противоположностью выстраивается автором глубокое внутреннее единство героинь. Благодаря контрасту в изображении двух героинь момент их духовного единства воспринимается  острее, ярче).

- Когда, под вниманием чего возникло это единение героинь?

- Какова же реакция на рассказанную студентом легенду у двух различных во всех отношениях женщин?

- Почему заплакала Василиса, а Лукерья изменилась в лице?

- Как и почему изменилось настроение героев?

(Искры душевного тепла, излучаемого простыми русскими женщинами, осветили мрак души героя, растопили лед душевных сомнений. Любовь к ближнему своему – вот сила, от века направляющая человеческую жизнь, составляющая «главное в человеческой жизни и вообще на земле». Пессимистическое  настроение отступает и возникает лучезарные надежды. Жизнь теперь Ивану кажется восхитительной).

- Обратите внимание на название рассказа, а первоначально он был назван «Вечер». Как вы думаете, почему Чехов изменил название?

Учитель:

- Интересна композиция рассказа – зеркальная симметрия (центр симметрии – костер, легенда). Произведение построено на описании переходных состояний – природы, внутренних чувств и раздумий персонажа, на сопоставлении ученика Спасителя и ученика духовной академии Ивана Великопольского.

Задание: найдите в тексте данные оппозиции и прокомментируйте их.

1 группа: сопоставить начало и конец рассказа, какие оппозиции вы обнаружили? Приведите примеры из текста.

«Погода  вначале была хорошая,  тихая…  подул с востока холодный пронизывающий ветер, все смолкло… студент  думал  о том,  что точно такой же ветер дул и при  Рюрике, и при Иоанне  Грозном,  и при Петре,  и  что  при них  была точно такая  же лютая бедность, голод; такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство  гнета - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что  пройдет еще  тысяча  лет, жизнь  не  станет  лучше. И ему не хотелось домой.»

Так в начале рассказа внутреннее состояние персонажа определяется чувством безысходности, видением социальной стороны жизни: нищета, гнет.

В конце рассказа читаем: «А когда он переправлялся на пароме через реку  и потом,  поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где  узкою полосой светилась холодная  багровая заря, то думал о том, что правда и  красота, направлявшие человеческую  жизнь  там, в саду  и  во дворе  первосвященника, продолжались непрерывно  до  сего  дня   и,  по-видимому,  всегда  составляли  главное  в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, - ему было только двадцать два года, - и невыразимо сладкое  ожидание счастья, неведомого,  таинственного  счастья,  овладевали  им  мало-помалу,  и  жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Огонь "на вдовьих огородах" - образ, с которого начинается чеховский рассказ и который вновь возникает в конце («Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте», Ч.; 8.308), - конечно же, вызывает аллюзии со знаменитым евангельским: "И свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Ин.;1.5). Костер "на вдовьих огородах" символизирует ровное и непоколебимое пламя веры в простых женских душах. Да, вот именно в простых душах. Женщины - и те, святые евангельские, и прекрасные чеховские вдовы, и современные - верят сердцем и душой. Мотив холода, одиночества трансформируется в мотив тепла – физического, а затем и душевного – под влиянием внешних обстоятельств, встречи героя с женщинами у костра: «Костер горел жарко, с треском, освещая далеко вокруг вспаханную землю». Происходит внутреннее «оттаивание» человека: «Василиса …улыбнулась приветливо». Трогательный рассказ студента о трагическом одиночестве Петра, трижды отрекшегося от Христа в холодную, темную ночь, в сущности – исповедь героя о только что пережитом отчаянии. Его рассказ – это «слово» духовного лица, причем действенное, тронувшее слушателей: «Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам… а Лукерья… покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль». Ничто не изменилось в природе, но «огонь» в душе героя продолжает разгораться. Начинается новыя фаза внутреннего его состояния. Герой постепенно обретает свой жизненный статус.

Таков заключительный аккорд произведения: «переправлялся на пароме через реку» - будто оставлял в прошлом свои сомнения, «поднимаясь на гору»: гора – постоянная чеховская деталь, говорящая о способности человека подняться над обыденной жизнью и увидеть ее с духовной высоты; «узкою полоской светилась холодная багровая заря» - воспоминание о холоде дня Ивана Великопольского и дня Петра, но это и начало просветления; «правда и красота» - правда Иисуса Христа и красота этой правды, т.е. красота, гармония мира, обусловленная продолжением евангельских событий из века в век.

Если в начале рассказа « ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие…», то теперь «жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Внутреннее состояние Ивана передается отдельными штрихами, но по тому, о чем и как он говорит о чувствах Петра, можно судить и о его душевных переживаниях: « Ах, какая это была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!», «Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой… пошел со двора и горько-горько заплакал», «Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания…»

Так Иван Великопольский пережил свое временное отступление от веры. Студент задумался: отчего на земле от века царит "такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета"? И что, собственно, может весь этот "ужас" бытия изменить к лучшему? А задумавшись, естественно, и поколебался. Но зато, задумавшись и поколебавшись, смог утвердиться. Как это случилось и в те великие евангельские дни с учениками Христа. «Иван Великопольский – православный человек, но человек пути, а не итогового разрешения пути. Освобождение от «ветхого человека» и составляет сюжет этого рассказа» (И.Есаулов)

2 группа: как сопоставляется время в произведении?

Огромное событие прошлого ______________________ частное событие настоящего

Памятка для выполнения задания

События в произведении могут предшествовать друг другу, следовать друг за другом и т.д. Читатель должен замечать время, даже если о нем ничего специально не говорится. Где нет событий, там нет времени.

  1. Какое время описано в произведении? Настоящее, прошедшее, будущее? Бытовое, мифологическое, христианское и т.д.? Почему?
  2. Одно или несколько времен?
  3. Каковы отношения между временами: совпадают, переплетаются, следуют одно за другим и т.д.? Почему?
  4. Авторское отношение ко времени:
    1. не поспевает за быстро меняющимися событиями;
    2. созерцает;
    3. активно включается;
    4. останавливает, выключает время из произведения.

Движение Петра за Иисусом Христом _______________ нахождение Ивана в пути

Памятка для выполнения задания.

  1. Когда движение в пространстве становится направленным, появляется одна из важнейших пространственных форм – дорога.
  2. Дорога – тип художественного пространства, путь – движение героя в этом пространстве.
  3. Принадлежат ли герои к дороге (устремленные, имеющие цель, движущиеся) или статичны (бесцельны).
  4. Какова траектория движения героя (цель мелкая-короткая или иная).
  5. Что символизирует дорога: конкретное реальное пространство, путь внутреннего развития героя, его судьбы, служит изображению его психологии, выражает концепцию развития страны или народа. 
  6. Помогает ли раскрытию смысла изображаемых событий и идейного замысла?
  7. Автор – человек пути или нет. Его идеал – дорога, движение и бесконечность или нет.

3 группа: сопоставьте Петра и Ивана Великопольского.

Вывод: Чехов создал рассказ, пробуждающий в нас самые светлые чувства, рассказ милостивый, помогающий нам понять жизнь, полную восхитительного, чудесного смысла. В этом произведении писатель высказал себя человеком творящим, способным в слове, в отборе материала, в подтексте, во временной организации повествования, в глубокой символичности деталей воплотить великую идею Божьей правды, красоты.

Вернемся к эпиграфу урока: «Рассказ этот, истинный шедевр, доходил медленно и все же, как неторопливо создавался, так и не спеша и завладевал, чем дальше, тем глубже. Как сказано о зерне горчичном: «…Хотя меньше всех семян, но, когда вырастает, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его».

Вот какие «зерна» закладывал Чехов в души читателей. «Он превосходно знал жизнь и не склонен был к односторонности, приглаживанию. И вот оказалось, если взять его изображения духовного сословия, почти вовсе нет обликов отрицательных». Так отзывался о нем Б.Зайцев.
Завершить наш урок мне бы хотелось стихотворением Ф.Тютчева:

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.

Это стихотворение о России, но не только о ней… мне видится Иван Великопольский, а рядом с ним сидящие у костра Василиса и Лукерья… и Петр, шагнувший сквозь века, и вновь на исповеди, грустный, но просветленный… свободный…

Домашнее задание: написать тезисы к сочинению по рассказу А.П.Чехова «Студент» по следующим темам: «Человек должен быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чем ошибался» (Л.Н.Толстой); «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердце людей» (Ф.М.Достоевский); «Сотри случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен» (А.Блок).

Читать еще:


Новые материалы:

Форматирование текста в редакторе Microsoft Office Word 2007. 3–4-й классы :: Этапы решения задач с помощью компьютера :: Элективный курс "Информационные технологии в экономике" :: Определенные возможности осуществления коррекционной деятельности на уроках информатики в начальной школе :: План урока по теме "Повторяющиеся элементы вокруг нас" :: Коммивояжер ( Forushande ), 2016 :: Мебель/Мебель для дома/Тумбы/Интерьерные тумбы / Etg-Home / Тумба Leontina ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD