Урок литературы в 7-м классе "Своеобразие шукшинских героев-чудиков" : Литература

Тип урока в системно-деятельностной парадигме: урок постановки и решения учебной задачи.

Цель – осмысление своеобразия характера шукшинского героя.

Задачи

  • Создать условия для самоанализа и самокоррекции устной и письменной речи;
  • Способствовать осознанию роли наречий в речи, развитию умения правильно употреблять их;
  • Воспитание уважительного отношения к языку, внимательного отношения к природе родного края.

Планируемый результат: знать приёмы создания художественного образа, уметь выявлять своеобразие характера художественного образа, особенности стиля писателя на основе многоаспектного анализа художественного произведения.

Метапредметный результат: уметь систематизировать и структурировать материал, высказывать и аргументировать свою точку зрения, находить цитаты; уметь работать в группе: организовывать деятельность, оценивать результат.

Способ деятельности: постановка и решение учебной задачи путём многоаспектного анализа художественного текста  и составления кластера.

Оборудование и дидактический материал: таблица «Способы создания характера литературного героя», высказывание В.М.Шукшина, кластер.

Задача достижения цели

Задания для учащихся

Промежуточный результат

Обсудить и сформулировать тему и проблему урока.

Актуализировать знания учащихся о способах создания  характера литературного героя.

Предложить для осмысления темы и проблемы урока высказывание литературоведа И.Дедкова: «Житейские истории Шукшина, этот честный рассказ об испытаниях обыкновенной человеческой души, никогда не притязал более, чем «штрихи к портрету», но такие штрихи для нас дороже иных законченных портретов».
-Восстановите способы создания характера литературного героя, составьте и предложите кластер.

Учащиеся сформулировали тему и проблему урока, вспомнили способы создания характера литературного героя, создали и предложили варианты кластера.

Учебная задача:

Определить своеобразие характера шукшинского героя через отдельные приёмы групповой работы. Запланировать механизм групповой работы: разделить класс на группы (можно по количеству способов создания характера), определить критерии оценивания групповой работы (умение определить характер героя, его своеобразие, использование цитирования при определении характера героя, связность ответа, творческое представление результата, слаженность работы группы).

Задание группам: обсудите способ, договоритесь, кто и что будет выполнять, как лучше представить результат, дополните пробелы в кластере, представьте результат своей работы, продумайте, каким индивидуальным способом пользуется В.М.Шукшин, таким, какой мы не встречали у других писателей и почему не встречали.

Учащиеся обсуждали способ действия, договаривались об объёме работы, распределяли задания в группе, выписывали ключевые слова, заполняли кластер, определяли своеобразие характера героя, особенности стиля писателя, выдвигали гипотезу об индивидуальности творческой манеры писателя.
Выступали, оценивали свою и чужую работу.

Сформулировать домашнее задание на урок внеклассного чтения

Выяснить, что породило героя-чудика, какие исторические процессы в русском обществе эпохи 60-х годов 20 века; прочитать 1-2 рассказа В.М.Шукшина (по выбору) дополнительно, пользуясь кластером, созданным на уроке, определить своеобразие характера другого литературного героя, что роднит его с Чудиком.

Учащиеся демонстрируют умение работать с дополнительными источниками информации, уровень умения анализировать художественное произведение, определять (при сопоставлении) своеобразие шукшинских героев, умение систематизировать и структурировать материал

На уроке внеклассного чтения учащиеся называют исторические процессы эпохи, определяют, представляют свои работы: кратко пересказывают прочитанный рассказ, анализируют, представляют индивидуальную работу (кластер), оценивают, что получилось, что не получилось.

Итогом может быть творческая работа, в которой можно предложить учащимся индивидуально, в парах, в минигруппах попробовать  продолжить мысль В.М.Шукшина о своих героях: «Есть люди в городе или селе, которые окружающим кажутся ……..(странными). Их зовут …..(чудаками). А они не ……….(странные) и не ……..(чудаки). От обычных людей их отличает разве только то, что они ……..(талантливы) и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут. Они ……(что-то делают с жизнью?), ибо с их появлением, где бы ни были, изгоняется скука. При всей простоте и непритязательности их жизни на поверку они оказываются …….., ……… и ….., чем те, кто любит посмеяться над их «странностями» и «чудачествами»».

Читать еще:


Новые материалы:

Урок математики в 1-м классе :: Урок чтения и анализа во 2-м классе по теме "Е.И. Чарушин. Кошка Маруся" :: Словарно-орфографическая работа в начальных классах :: Классный час "Давайте жить дружно!" :: Физкультурный досуг "В гости к Емеле" :: Мария Магдалина ( Mary Magdalene ), 2018 :: Мебель/Мебель для дома/Диваны/Двухместные диваны / FrescaDesign / Диван Lux ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как правильно заниматься в качалке

С чего начинать тренировку в тренажерном зале для новичков Если вы читаете данную статью, то вы, вероятно, новичок и ищете для себя лучшую программу силовых...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Кручение обруча для похудения

Похудение с помощью обруча — эффективность, простота и доступность метода Физическая активность не менее важна при похудении, чем ограничения в питании и...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD