Научно-исследовательская работа "Астраханский поэт – Филатов Владимир Николаевич" : Литература

Научно-исследовательская работа "Астраханский поэт – Филатов Владимир Николаевич" : Литература

Выполнил:
Тимофеев Всеволод Алексеевич
учащийся 7 «Б» класса
МБОУ «Татаробашмаковской СОШ»

Научный руководитель:
Байрамалиева Зарина Растямовна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Татаробашмаковской СОШ»

 

 

Цели исследования:

  1. Исследовать поэтическое творчество астраханского поэта – Владимира Николаевича Филатова.
  2. Познакомить с творчеством В.Н.Филатова, показать многообразие тем, которые волнуют автора.
  3. Воспитать  бережное отношение к творчеству поэтов – земляков.

Задачи исследования:

  • Выявить творчески одаренных людей родного края.
  • Изучить мировоззренческое творчество В.Н.Филатова.
  • Познакомить с биографией и творчеством поэта – земляка.

Объект исследования: поэзия астраханского поэта – Филатова В.Н.

Актуальность исследования заключается в том, что оно предлагает путь к изучению таких важных и волнующих, на сегодняшний день, тем, как: любовь к Родине, бережное отношение к природе, смысл бытия человека,  любви. Актуальность работы также обусловлена  возрастающим интересом к изучению культуры родного края.

Гипотеза  исследования заключается в вопросе, можно ли понять волнующие вопросы автора через прочтение его стихотворений.

Методы исследования: чтение стихотворений, изучение литературы по теме, анализ, беседа с автором.

Введение. Краткие биографические данные В.Н.Филатова

Литературное краеведение является частью литературного образования. Я люблю свой край, свой город. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине. Меняются времена, эпохи, люди…Но вечным  остается стремление человека к добру, справедливости, любви и истине. В своей работе я хочу рассказать о жизни и творчестве астраханского поэта - Филатова Владимира Николаевича. Владимир Филатов родился 16 сентября 1947 года в городе Гурьеве Казахской ССР, где в 1965 году окончил среднюю школу в посёлке Балыкши. Отчаянно тоскует поэт о том, что ныне его малая родина отделена от России государственной границей, ощущая себя на земле своего рождения «чужаком-самозванцем»:

Не один я сегодня в печали –
Город детства со мною скорбит.
У него даже имя отняли,
Придавили обидой обид.
Атырау… Пустынною хмурью
Заметает степное житьё.
Поднимайся, униженный Гурьев,
Помни русское имя свое!

После окончания в 1971 году технологического факультета Астраханского технического института рыбной промышленности и хозяйства Владимир Николаевич работал на предприятиях рыбной промышленности города Гурьева и посёлка Октябрьский Камчатской области в должности мастера, технолога, экономиста. Заочно закончив аспирантуру Всесоюзного научно-исследовательского института рыбной промышленности и океанографии, он в 1982 году без отрыва от производства защитил в Москве диссертацию на соискание учёной степени кандидата экономических наук. В 1983 году Филатов был приглашён в Астрыбвтуз, где и работает в настоящее время в должности доцента на кафедре «Экономика бизнеса и финансы». Свои первые литературные опыты (стихи и рассказы) Филатов начал во время учёбы в институте в конце шестидесятых годов. Во время работы в Гурьеве, в середине семидесятых, он публиковался в областной газете «Прикаспийская коммуна» с материалами на различные темы, однако до переезда в Астрахань эти литературные занятия носили нерегулярный характер. С девяностых годов стихи Владимира появляются на страницах областных газет «Волга» и «Астраханские известия», институтской газеты «Астрыбвтузовец». В 1996 году в коллективном сборнике преподавателей и студентов Астраханского государственного технического университета «Начало» вышла довольно обширная подборка филатовских стихов.

В 1996 -1997 годах Филатов публикует стихи в коллективных сборниках «Современники» столичного издательства «Апарт». К 1997 году относится и выход первой довольно внушительной по объёму книги стихотворений «Осенние откровения», выпущенной астраханским издательством «Факел» в авторской редакции. В феврале 1998 года Владимир Николаевич пополнил ряды членов астраханской писательской организации. В 1999 году в авторской редакции Филатов  выпустил ещё одну книгу под названием «Отчизны годы грозовые», где основное место занимают стихи, в которых автор выражает своё резко негативное отношение к происходящим в стране событиям, выступает с позиций осуждения правящего в стране режима. Однако именно сборник «Накануне», где заметны и тщательная работа редактора, и труд корректора, признан критикой самым цельным  не случайно. Именно в нём с наибольшей остротой выявились содержательность стиха, открытость чувств, твёрдость авторской позиции – те главные вехи, на которых основывается поэзия Владимира Филатова.

Поэтическое творчество

Стихотворения о Родине, о природе

Лирический герой Филатова любуется красотой природы, он чутко и внимательно наблюдает за временами года, например, за осенью:

Почернела трава
На холодных ветрах.
Отгорела листва
На осенних кострах.
Жмутся в рощах тесней
По ночам тополя.
До тепла в полусне
Цепенеет земля.
(«Почернела трава…»)

Отгуляла осень. Замерзает сад…
Золотую пору не вернуть назад.
(«Осенняя песня»)

Не оставляют равнодушным поэта и зимние пейзажи:
Чистый снег. Прозрачны дали.
Серебрится склон холма.
Замела мои печали
Ночью добрая зима.
(«Зима»)

Радуется герой приходу весны:
Будет утро апрельское
После зимнего сна!
За окном будет сельская
Куролесить весна!
(«Зимняя мечта»)

В своих стихах Филатов пытается отразить собственное понимание Родины, народа. Не малую часть творчества Владимира Николаевича составляет тема постижения людей и себя в водовороте жизни, человеческих отношений.

Вот Русь моя: на книжных полках
Сынов Отчизны дружный строй.
Да, Ваша слава не умолкла,
О, Пушкин, Лермонтов, Толстой!
(«Моя Русь»)

Тебя по крохам собирали.
От супостатов берегли
Распахнутые настежь дали
Святой земли, моей земли.
(«Святая Русь»)

Стихотворения о любви, о женщине

Богата и любовная лирика. В филатовских стихах о любви выражены добрые, благородные чувства.

Вечер…Луна…Тихий шорох прибоя…
Южный пейзаж бесподобно красив…
Запахи моря, жасмина, левкоя…
Старый-престарый любовный мотив.
(«Вечер…Луна…»)

Незнакомка в розовом пальто
Сказочным видением пропала
И моей несбывшейся мечтой
Навсегда  в одно мгновение стала.
(«Видение»)

Я  нарву Вам цветов к именинам,
Много ярких, красивых цветов,
Что букет? Я речную равнину
Поднести Вам  в подарок готов.
(«Я  нарву Вам цветов к именинам»)

Философские стихотворения

Наряду со стихотворениями о природе, о любви, поэта волнует судьба Родины, людей, живущих здесь. Филатов затрагивает в своих произведениях глубокие философские проблемы о смысле жизни, о вере в Бога, об ответственности детей перед родителями.

Подобно нити жизнь моя
Спешит, струится вдаль
По тонкой нити бытия
Из радости в печаль.
(«Подобно нити жизнь моя»)

Все торопимся куда-то,
Что – то сделать норовим,
Чтобы стать скорей богатым,
А в итоге тлен и дым!
(«Страх порою беспричинный»)

Не хватает мне солнца
И земной теплоты,
Но с избытком хватает
Мне людской глухоты.
(«Не хватает страны»)

Несет от порога к порогу
Души заповедную нить,
Чтоб тропку заветную к Богу
Для нас, горемык, проторить.
(«Странники»)

Тихо на землю сырую
Падает белый снег.
Редко к тебе прихожу я,
Главный мой человек.
(«Маме»)

2006 год: вручение литературной премии имени Михаила Луконина

В 2006 году Владимиру Николаевичу Филатову был присужден диплом  лауреата ежегодной литературной премии имени Михаила Луконина за большой личный вклад в развитие поэтического и литературного творчества и за книгу стихов «Созерцатель». Также Владимир Николаевич является лауреатом всероссийских литературных премий имени Василия Тредиаковского, «Русское поле», многих областных премий. Всего Филатовым написано 11 сборников стихотворений. Последней книгой является сборник избранных стихов «Перевал», выпущенный в 2012 году.

Заключение

Исследуя литературное творчество астраханского поэта, я пришел к выводу, что Филатов Владимир Николаевич затрагивает в своих произведениях очень важные темы и вопросы – это, и тема Родины, в которой проявляется яркая гражданская позиция автора, и тема красоты природы, и тема смысла жизни и переживания лирического героя за судьбу страны и людей. Думаю, что творчество Филатова будет интересно широкому кругу читателей.

Приложение.

Список источников и литературы

1. Филатов В.Н. «Перевал».Сборник стихотворений: Астраханское отделение Союза писателей России,2012. 400с.

2. Личная беседа с поэтом.

3. http://astrakhan.marketcenter.ru/News/News.asp?NewsID=16266

4. chitalnya.ru>work/865353/

5. special.astrobl.ru/news/19478

6. Беседа с Б.А.Свердловым – заместителем председателя Астраханского регионального отделения Союза писателей России.

Читать еще:


Новые материалы:

Вычисления типа 26+7. 2-й класс :: Технологическая карта урока «Заглавная буква "Я"» :: Психологическое развивающее занятие с младшими школьниками "Что такое хорошо и что такое плохо?" :: Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников в условиях колледжа :: Вечер-игра "Слово о словах" в 9—11-х классах :: Анон ( Anon ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list20.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list20.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list20.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Париж подождет ( Paris Can Wait ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD