Урок – читательская конференция по рассказам В.М.Шукшина. 11-й класс : Литература

Урок – читательская конференция по рассказам В.М.Шукшина. 11-й класс : Литература

Цель:

  • показать нравственные идеалы писателя; проанализировать проблемы, которые ставит писатель;
  • в процессе активного обмена мнениями (что и предполагает читательская конференция) сделать выводы о своеобразии шукшинских рассказов.

Методы обучения, используемые  на уроке:

  • словесно-репродуктивный,
  • эвристический,
  • наглядный,
  • частично-поисковый,
  • практический,
  • объяснительно-иллюстративный.

Формы:

  • работа с текстом;
  • метод изложения теоретических  знаний по схеме (ученик-учебник-учитель);
  • групповая форма организации учебной деятельности;
  • обучение написанию сочинений разных жанров.

Приёмы, активизирующие речевую деятельность учащихся:

  • рассказ-предположение по ключевым словам;
  • орфографические задачи;
  • «мозговой штурм»;
  • развитие восприятия объяснений учителя и ответа ученика;
  • владение монологической речью;
  • владение диалогической речью;
  • постановка вопросов;
  • работа в группе, участие в коллективном обсуждении проблемы;  
  • развитие творческого мышления через использование изобразительной  наглядности, через использование памяток к написанию изложений и сочинений разных жанров.

Ход урока

Эпиграф

...Нам бы про душу не забыть.
Нам бы немножко добрее быть…
В.М. Шукшин

1.  Слово учителя

У  В.Г.Распутина есть замечательные слова: «Если бы потребовалось явить портрет россиянина по духу и лику для какого-то свидетельствования на всемирном сходе, где только по одному человеку решили судить о характере народа, сколь многие сошлись бы, что таким человеком должен быть он – Шукшин…»

- Каким человеком был В.М. Шукшин?

(Презентация учащихся)

Учащиеся делают записи в тетрадях в удобной для них форме.

Комментирование презентации. – Что особенно удачно? – Что понравилось? – Что получилось?

2. Работа в группах (групповое исследование)

Обсуждение 1-2 мин., постановка цели на данном этапе урока.

1 группа

2 группа

3 группа

«Сапожки»

«Срезал»

 «Как зайка летал на воздушных шариках»

«Микроскоп» 

«Обида»

«Космос, нервная система и шмат», «Алёша Бесконвойный»

 

 

«Заревой дождь»

Самостоятельное осмысление проблем.

1 группа

Огромное место в произведениях Шукшина занимает идея праздника души. «Праздник души – это какое-то стремление к светлому единению людей, когда вольно и сладостно-весело всем», - говорил Шукшин. Это оборонительная система для спасения души от суеты, путаницы, пошлости, нравственного перепутья.

Ключевые слова, в качестве афоризмов:

  • «Сделай радость человеку»
  • «Два полена и то сгорают неодинаково»
  • «Жить, конечно, имеет смысл»

2 группа

Глеба Шукшин не осудил, хотя и не оправдал, он постарался его понять. Некоторые выстраданные собственные мысли он вложил в уста героя. Это характерная особенность Шукшина-художника. «Доверять свои мысли, порой заветные сокровенные, самым разным своим героям, и совсем необязательно тем, на чьей стороне будут объективно симпатии читателя».

Ключевые слова, в качестве афоризмов:

  • «Жестокость никто, никогда, нигде ещё не любил»
  • Угодничать – никогда, нигде, никак – нехорошо, скверно»

3 группа

Сила разума и добра восхищала писателя. «Чуткое и понятливое отношение одного человека к другому – это и в жизни, и в искусстве всегда гуманизм», - писал С.Залыгин. + Эпиграф (зач.). + Омывающая, очистительная сила долгожданного первого весеннего дождя.

Ключевые слова, в качестве афоризмов:

  • «Одному плохо»
  • «Подпояшемся потуже и будем жить»

3.  –  Откройте конспект статьи Шукшина «Как я понимаю рассказ». Опираясь на основные положения статьи, сделайте выводы:

-  В чём своеобразие шукшинских рассказов? Обсуждения в группах, работа в тетрадях.

По ходу ответов учащихся на доске заполняется схема:

Своеобразие рассказов Шукшина

  1. Отражение жизни в движении.
  2. Начало простое, уверенное, динамичное.
  3. Почти отсутствуют портретные и пейзажные описания.
  4. Особенность языка, комический эпизод.
  5. Характеры героев раскрываются через речь, в диалогах.
  6. Постоянная сюжетная ситуация – встреча.
  7. Концовка рассказа открыта.

4. Подведение итогов урока

- Какие проблемы решает автор?

  • (Нравственные. Представление о добре, красоте, справедливости)
  • (Нравственные вопросы, связанные с современностью: долг, честь, совесть)
  • (Причины вопиющего безразличия)
  • (Смысла жизни; психологизм и философское осмысление жизни)
  • (Житейский опыт народа, его мудрость)
  • (Проблема гуманизма, добра  (духовные ценности, душевная чуткость)
  • (Стремление к идеальному)
  • (Ирония по отношению к обыденности)
  • (Человеческое достоинство)

5.  – Чему учат рассказы Шукшина?

Ваши личные открытия. - Что дополнительно прочитали о Шукшине?

(Ученики делятся информацией)

- Дома предоставится возможность раскрыться, продолжить рассуждение, начатое на уроке.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Чему меня научили рассказы Шукшина?»

Читать еще:


Новые материалы:

Урок английского языка "Мир животных" :: План открытого урока по теме "Hobbies" (Хобби) :: Урок английского языка во 2-м классе по теме "Семья" :: Метод проектов в обучении иностранному языку. Исследовательская деятельность учащихся в условиях проектного метода :: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории :: Барбадожкины истории, 2016 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и стулья / Ангстрем / Стул H-623 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD