Жизнь и творчество М.Горького между двумя русскими революциями : Литература

Жизнь и творчество М.Горького между двумя русскими революциями : Литература

В 1906 Горький возвращается из Америки в Европу, в Россию он вернуться не может, его там ждет арест. В Неаполе его встречает многотысячная толпа. Местом жительства он избирает маленький остров Капри.

С одной стороны жизнь на Капри кажется отшельнической, а с другой стороны со всех сторон к нему едут, все ему пишут.

Он не пропускает ни одной книжки, ни одной газеты из России.

Ему хочется разобраться, что же произошло в период русской революции. Главное впечатление, которое произвела на Горького революция - это невероятная вспышка жесточайшей агрессии с обеих противоборствующих сторон: с одной стороны поджоги и погромы, с другой - столыпинские галстуки. Что делать с каждой российской революцией, которая превращается в бунт - бессмысленный и беспощадный. Горький хочет разобраться, что же происходит в сознании человека? Можно ли это как-то изменить?

Горький искренне считает, что агрессия от невежества, от темных веков, которые довлеют русскому крестьянину.

Поэтому в этот период он больше всего пишет о русском крестьянине, провинциальном мещанине. Именно в этот период у него очень хорошо получаются большие панорамные полотна.

В каждом произведении есть центральный персонаж, который не принимает жизнь такой, какая она есть. Этот герой - правдоискатель, он пытается докопаться до истины, до света. Пробиться от тьмы к свету.

Все, чего хочется добиться Горький в этот период своего творчества, ответить на два вопроса.

Первое - попытка описать все, что происходит в жизни русского человек; второе - найти рецепт, как распутать путаницу, связанную с жесточайшей агрессией?

В 1906 Горький пишет роман «Мать». Писать он его начинает в Америке, заканчивает в Италии. Выходит в 1907 в книжках издательства «Знание», немедленно конфисковывается. Русскому читателю он известен по Берлинскому изданию. Этот роман переводят на все европейские языки, издают во всех цивилизованных странах мира. Он становится мировым событием, вся «левая» интеллигенция сочувствует революции.

Горький обращается к предшествующим историческим годам, 90 годам, когда марксистское рабочее движение только что появилось, когда было понятно, где добро, а где зло. Когда не было разброда внутри большевиков, но который появился после поражения первой русой революции. А тогда все были молоды, талантливы и знали, как спасти людей. Горький видит в большевиках единственную силу, которая может справиться с русским бунтом. Он видит, что организованные большевиками пролетарские стачки - это внятный, осознанный протест среди разливанного моря жестокости. Горький понимает, что нашел нового героя – революционера, не разрушителя, а созидателя, который строит новую историю, нового человека.

В романе два главных героя. Пелагея Ниловна - фабричная вдова, которая всю жизнь прожила под тяжелейшим гнетом побоев, нищеты и вздохнула, можно сказать, только после смерти мужа.

Павел Власов - потомственный рабочий, молодой парень, который днем работает, а ночью пьет и гуляет, как все молодые люди. После знакомства с марксистской литературой, с большевиками, он постепенно перерождается, он открывает для себя истину. Он становится способным объяснить истину не только себе, но и другому человеку.

Мать за него очень переживает, очень сочувствует, она, в какой-то момент, сердцем понимает, что он прав и усыновляет всех его друзей, всех его соратников, всех воспринимает, как своих детей.

Современники воспринимали роман на фоне евангельской истории.

Начало романа показывает невероятно жуткую картину реальности: прокопченная серая земля, покрытая бараками, в которых царит жестокость, люди то работают, то пьют, то дерутся. Писатель отчетливо дает понять читателю, что эти люди не видели ничего человечного.
Что делают революционеры? Они демонстрируют хорошее отношение к человеку, они относятся к человеку с сочувствием. Они напоминают человеку, что он не зверь, а человек – не раб.

Они делают то же самое, что делали первые христиане, что делал Христос. Они спасают человека любовью, напоминают, что он этой земле нужен, что он очень многое может, если пойдет к свету вслед за этими людьми. Горький сам дает подсказку, он настаивает на том, что это новое Евангелие. "Однажды Павел принес и повесил на стену картину. «Трое людей, разговаривая, шли куда-то легко и бодро», - это воскресший Христос идет в Эммаус!.. - объяснил матери Павел".

Что такое путь в Эммаус? Это воскресший Христос является с учениками, уничтожает бездну отчаяния, в которую они провалились после его смерти. Это путь от отчаяния к надежде - это еще ключ к тому, что происходит в романе. Теперь Горький не воспевает индивидуализм, его герои не расползаются друг от друга, а объединяются. Объединяются светлые силы против тьмы. Каждый персонаж об этом говорит. Павел говорит: «Люди плохи, но когда я узнал, что на свете есть правда, люди стали лучше. В детстве всех боялся, стал подрастать, начал ненавидеть. А теперь все для меня по-другому встало, жалко всех что ли?».

Есть такой персонаж Рыбин, который очень озлоблен, совсем никому не верит. И даже его пробивает: «Хорошо говорите. Большое это дело породнить людей между собой. Когда вы знаете, что миллионы хотят того же, что и мы, сердце становится добрее, а в доброте большая сила».
Важно понять еще одну вещь. Горький пишет новое Евангелие, что совершенно не означает, что он реабилитирует христианство или начинает к нему лучше относиться. Он по-прежнему не нуждается в боге, главное для него Человек. В христианстве он не принимает, как ему кажется, невероятное унижение человека. Ему кажется, что христианство строится на страдании. Если человек пострадает, то сердце твое откроется, станет более чутким, более добрым. Горький считает, что не станет. Если человек все время страдает, он становится агрессивнее, а жизнь – это радость, это счастье. Герои Горького ищут счастья. Читатели произведения вспоминают первых христиан, которые радуются, что среди них Христос.

Парадокс заключается в том, несмотря все Евангельские аллюзии, партийные критики, именно с романа «Мать» начинают отсчет направлению, которое в последующем назовут социалистическим реализмом. В произведении сюжет определяется классовой принадлежность, классовой борьбой, именно в этом романе впервые показывается определяющая, направляющая роль партии, именно в этом романе рождается новый человек, именно об этой книге Ленин сказал: «Очень своевременная книга», несмотря на то, что он поругал ее за богостроительство.

Появляются новые романы и очерки из нового цикла «По Руси», даже модернистская критика, которая Горького не любит, вынуждена признать, что слухи о смерти писателя, сильно преувеличены. Действительно то, что пишет Горький о провинциальной России - это совершенно другого уровня проза, по сравнению с ранними прозаическими произведениями, это совершенно другого качества литература. Совершенно поразительно-точное описание, наблюдения, умение дать по одной, двум чертам объемный и совершенно неоднозначный портрет. Очень важно, что в творчестве писателя исчезает черно-белое деление всех персонажей на «Соколов и Ужей». Он перестает что-либо оценивать. Появляется огромный бытовой материал, который Горький собрал, когда странствовал по России.

И говорят эти герои по-другому, нежели герои ранних рассказов, они не проповедуют ничего и не изрекают бесконечные афоризмы. У них у всех своя индивидуальная манера, свои словечки, своя интонация, свой ритм. Из множества персонажей создается единый образ огромной провинциальной страны. Горький продолжает лесковскую традицию - изображение русского человека в повседневной жизни.

Также одно очень важное произведение этого периода – начало автобиографической трилогии: «Детство. В людях. Мои университеты». Главный герой в этом произведении – наблюдатель и рассказчик. В фокус этого персонажа попадает невероятная жестокость. Мы глазами героя наблюдаем за царством насилия, агрессии и тьмы. И ни на что другое Горький, практически, не отвлекается. Горький рисует картины своего детства: «Точно кипятком ошпарили сердце». Поэтому становится понятно, почему Горький страстно противостоял толстовству. Потому что он не мог в своей среде исповедовать принцип непротивления злу. Наоборот, он последовательно исповедует противление злу. Потому что, если злу не сопротивляться, зло сожрет в один миг.

Сверхзадача - почему люди злые? Горький возвращается к идее культуры, воспитания, просвещения. Почему люди такие злые? Потому что они невежественные. Почему люди жестокие? Потому что к ним никто никогда не относился по-человечески. Людей может спасти только человеческое отношение, просвещение. Поэтому вторая часть «В людях» история про мальчика, который вырос в зверском мире, страстно рвется к культуре,просвещению, к тому, что объяснит ему, что происходит. Он пытается читать книжки – у него отбирают, он пытается научиться черчению – чертежи обливают квасом, он пытается слушать музыку – получается только украдкой. Весь мир против него! В ребенке растет упрямство, растет сопротивление, мы понимаем, что он выучится сам, а когда вырастет, еще и других научит.

Горький вернулся в Россию в 1913 году, когда инакомыслящим была объявлена амнистия (в честь 300-летия празднования Дома Романовых). К этому времени издательство «Знание» уже не существует, Горький организовывает новое издательство «Парус». Прежде всего, он планирует его как издательство просветительское, издательство для детей.

Главное наследие Горького в этот период – это публицистические статьи, которые он печатает в Газете «Летопись». Они носят антивоенный характер. Человек, которого он воспевал во всех своих произведениях, превращается в пушечное мясо. Горький пишет последовательно статьи, которые призывают остановить войну. Его немедленно зачисляют в пораженца. Патриоты страны пишут Горькому страшные письма и присылают ему «намыленные веревки». Горький убежден в том, что он говорит. И ничем испугать его нельзя. В это время пишет одну из самых знаменитых статей - «Две души», которую в военное время восприняли как провокационную.

Февральскую революцию Горький встретил восторженно, как многие русские интеллигенты. Ему казалось, что, наконец, произошла та бескровная революция, о которой он так мечтал.

Правда, пыл его немного поубавил расстрел рабочей демонстрации против временного правительства, но какие-то надежды сохранялись. Октябрьский переворот для Горького был настоящим шоком. Он знал о готовящихся планах, накануне восстания опубликовал в газете «Новая жизнь» статью, которая называлась «Нельзя молчать». В ней предостерегал большевиков от переворота, от того, что надо повременить, не выпускать из человека страшную агрессию. Горький после октябрьской революции, на первое время, превращается в одного из самых яростных противников новой власти.

События октября 1917 повлияли на жизнь и творчество М.Горького. Много статей написано Горьким в этот период. Основное из них – сборник «Несвоевременные мысли». Он считает, что Великая Октябрьская революция - это абсолютное преступление против человечности. Горький пытается всевозможными способами спасти культуру. Смерть Блока, расстрел Гумилева поразили Горького, он эмигрирует. Но Максима Горького беспокоит то, что происходит в России. Постепенно он узнает о борьбе большевиков с безграмотностью, об индустриальном подъеме в СССР, меняет мнение о них и начинает яростно защищать в своих статьях.

Читать еще:


Новые материалы:

Классный час - тренинг на сплочение коллектива :: Программа "Великое счастье - общение" :: Информационная безопасность детей и подростков в сети Интернет :: Родительское собрание "Поговорим о дружбе". 3-й класс :: Программа по курсу "Биохимия" с приложением лабораторного практикума для общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования :: Первый человек ( First Man ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 15-04-Д1 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD