Русские народные сказки и их типы : Литература
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Русские народные сказки и их типы : Литература

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Вступительное слово.

Сегодня мы поговорим о сказках. Приложение 1

Сказка знакома вам как читателям давным-давно. Наверное, вы даже можете вспомнить, когда произошло это знакомство. Сказки – это ваши первые книжки. На сегодняшний день вы стали опытными читателями. К 5-ому классу вы прочитали очень много сказок.

3. Беседа.

1. Назовите сказки, с которыми вы знакомы.

2. Что же такое сказка? Как вы думаете? (Прежде всего это вымысел. Сказка - это фантастическая история). Давайте запишем определение сказки.

Сказка – это короткая фантастическая история.

3. Читаем статью учебника "Русские народные сказки" (учебник с. 8-10)

4. Определение сказки записываем в тетрадь (учебник с. 10)

5. Каких героев сказок вы можете назвать?  (Кощей Бессмертный, Вас.Премудрая, Ив.Дурачок, царь Горох и др.)

6. С каких слов начинается сказка? (Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве)

Каждая сказка начинается с зачина. В зачине, то есть в начале сказки, названы герои, события и место действия.

Например: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич; у него было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья Анна-царевна.

7. В некоторых сказках бывают присказки (т.е. рассказчик подготавливает нас к прослушиванию сказки и вводит нас в сказочную атмосферу)
Например: это не сказка, а присказка, сказка будет впереди.

Присказка может быть в середине рассказа.

Например: скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.

Присказка может быть и в конце.

Например: И я там был мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

8. В каждой сказке есть концовка, которая помогает рассказчику завершить повествование.

Например: и стали они жить-поживать и добра наживать.

9. Вы, наверное, обращали внимание, что важное событие в сказке происходит по 3 раза. «3» - это волшебное, сказочное число.

Например: в сказке «Марья Моревна» - 3 сестры, у  царя – 3 сына, герой проходит 3 испытания.

Приведите свои примеры.

4. Читаем учебник. (учебник, с. 12)

Сейчас мы с вами запишем, какие бывают сказки (составляет кластер):

1. Сказки о животных ( животные наделяются человеческими качествами). Приведите примеры.

2. Бытовые сказки (рассказывают о жизни людей). Приведите примеры.

3. Волшебные сказки (чудесное действие)

5. Закрепление пройденного.

Задание 1: Определите к какому типу относится эта сказка. Назовите черты данного типа сказок.

«Журавль и цапля» (см. приложение 2) – о животных.

«Солдатская шинель» (см. приложение 3) – бытовая.

Задание 2: рассмотрите иллюстрации, прочитайте отрывки из сказок. Назовите эти сказки. (работа с учебником: с. 10-11)

6. Выразительное чтение.

Начинаем читать сказку «Царевна-лягушка». (учебник с.13)

7. Рефлексия.

1) Что нового вы узнали на уроке о сказках?

2) Как вы оцениваете свою работу?

3) Захотелось ли вам дочитать сказку "Царевна-лягушка до конца? Почему?

8. Домашнее задание: дочитать сказку «Царевна-лягушка» до конца (учебник - 1 ч., с.13-24), пересказывать.

Читать еще:

Новые материалы:

Урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Украинская сказка «Колосок»" :: Урок русского языка в 3-м классе по программе Н.Ф. Виноградовой "Отработка орфографических навыков" :: Урок окружающего мира во 2-м классе на тему "Насекомые и птицы" по традиционной программе :: Урок русского языка по теме "Изменение глаголов по временам" :: Внеклассное чтение. Сказки С.Г. Писахова :: Институт Роузвуд ( The Institute ), 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru