"О, как прекрасна жизнь! Как хороши люди!" Анализ рождественской сказки А.И.Куприна «Жизнь» : Литература

Предмет: литература.

Возраст: 5-8 класс.

Цель: знакомство с творчеством писателя на примере самостоятельного (работа в группах или в парах) анализа рассказа А.И.Куприна «Жизнь».

Задачи:

Обучающие:

Развивающие:

Воспитательные:

Оборудование:

Навигация: по щелчку.

Ход урока

- Что предполагает жанр рождественского рассказа?
Слайд 1 

- Просмотрите презентацию и подумайте, что иллюстрирую картинки и цитаты из текста? (особенности композиции)
Антитеза – основной художественный приём: сопоставление жизни ёлочки и сосны.
- Почему 5 глав? 1) жизнь сосны и ёлочки, 2) жизнь ёлочки и сосны, 3) жизнь сосны, 4) упоминание о ёлочке и сосне и жизнь ёлочки, 5) жизнь сосны, послесловие о ёлочке)

Слайд 2

Краткое знакомство с биографией А.И.Куприна.

Александр Иванович Куприн  (1870-1938)

Родился в г.Наровчате Пензенской губ. в семье мелкого чиновника.  Мать из семьи татарских князей, откуда, как писал Паустовский, писатель унаследовал свой монгольский тип внешности.

С 6 лет отдан в пансион в Москве, затем  поступил в кадетский корпус, продолжил военное образование в Александровском военном училище. 

В 1894 г. Куприн выходит в отставку и отправляется в странствование по югу России, подрабатывая грузчиком, актером, землемером, занимается зубоврачебным делом, организовывает цирковую трупу. Также поднимается на воздушном шаре, совершает полет на аэроплане, опускается на дно моря.

Осенью 1919 г. писатель эмигрировал за границу.

Муж, отец, писатель… и сказочник умер в 1938 г., после возвращения на родину, оставив такие произведения как «Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся» и многие другие.

Слайд 3

- Самостоятельная работа в группах (по вариантам или в малых группах по 4 человека) «ёлочка» и «сосна» в течение 10 мин.

- Сформулировать по 4-6 вопросов на основе приёма «Ромашка Блума»:

Шесть лепестков — шесть типов вопросов.

Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что …?».

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.

Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в обычной жизни можете наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

- Беседа по тексту

Примерные вопросы:

  1. Простые вопросы. Где росла ёлочка?
  2. Уточняющие вопросы. Если я правильно понял, то сосна однажды оживилась в ожидании приближающихся весёлых звуков?
  3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Почему ёлочка, после того как её срубили в лесу, продолжала радоваться жизни?
  4. Творческие вопросы. Могла бы иначе сложиться жизнь сосны, если бы она выросла (родилась) не на болоте?
  5. Оценочные вопросы. Почему жизнь ёлочки лучше, чем жизнь сосны?
  6. Практические вопросы. Что бы чувствовали вы на месте сосны?

Слайд 4

Создание ментальной карты (нарисовать), или кластера.

Менталитет, мышление, мыслительные процессы. (Модель «планеты и ее спутники»)

  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
  3. По мере записи, появившиеся слова соединяются линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

Ключевые понятия, которые (те или иные) должны быть отражены в работах учеников:
автор  и герои, изобразительно-выразительные средства языка, композиция (антитеза, рефрен, параллелизм). Дата создания рассказа, основная мысль.

Слайд 5

В чём смысл жизни?

  1. человек предполагает, а Бог располагает
  2. не столько получать, сколько отдавать
  3. мужественно нести свой крест
  4. каждый получает от жизни то, что заслужил
  5. радоваться жизни
  6. любить жизнь
  7. человек – творец своей судьбы (в отличие от деревьев)
  8. всё начинается с детства
  9. несправедливое устройство общества…

- Формулируем тему урока на основе главной мысли рассказа и его названия. (Смысл жизни человека)

Ссылки

  1. http://az.lib.ru/k/kuprin_a_i/text_1262.shtml  Куприн. Жизнь
  2. http://www.modernlib.ru/books/kuprin_aleksandr_ivanovich  биография Куприна
  3. http://www.selezneva-lichnost.ru/strategii-chteniya/romashka-bluma-ili-romashka-voprosov.html  Ромашка Блума, или Ромашка вопросов
  4. https://cacoo.com ментальная карта
  5. http://www.bukvanews.ru/uploads/posts/2012-09/1347134574_kuprin.jpg  портрет Куприна
  6. http://h5.img.mediacache.rugion.ru/_i/forum/files/80/91/14/8091149_0s893_1295333073.jpg  сосна
  7. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/67/314/67314790_winter_1.jpg  ель освещённая
  8. http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/186/2968186/f_16685919.jpg  снежные узоры
  9. http://img-fotki.yandex.ru/get/5413/39067198.6d/0_5739a_1f3385b7_XL.jpg   ёлка новогодняя
  10. http://rainbowhappy.ucoz.ru/_ph/23/2/506742610.gif  ёлочка сверкает
  11. http://cs5166.userapi.com/u615862/-14/x_f63ab97d.jpg  двое
  12. http://www.blagievesti.ru/uploads/posts/2011-04/1302011508951e366422e.jpeg  старик сова
  13. http://danna.gorod.tomsk.ru/uploads/16875/1254709295/Sirius.jpg  мужчина в капюшоне
  14. http://www.prirodasibiri.ru/images/news/pic/2126_1.jpg   олень
  15. http://www.artscroll.ru/Images/2008/s/Shishkin%20Ivan%20Ivanovich/000505.jpg  сосна
  16. http://img-fotki.yandex.ru/get/3601/viktor-chetoshnikov.9/0_2ed33_cd2c0430_XL  побеги
  17. http://dl10.glitter-graphics.net/pub/542/542210xdj140jqov.gif  ангел
  18. http://www.audiopoisk.com/track/dmitrii-6ostakovi4/mp3/preludia-5-dla-fortepiano-i-skripki/  мелодия Д.Шостакович. Прелюдия 5
Читать еще:


Новые материалы:

Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника :: Урок "Многоугольники. Виды многоугольников" в рамках технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" :: Конспект урока математики в 5-м классе по теме "Проценты" :: Самоконтроль и самооценка в процессе обучения математики :: Интегрированный урок (информатика + история + математика) по теме "Благодеяния святого праведного адмирала Ф.Ф. Ушакова" :: Сомалийские пираты: откуда они появились и куда исчезли? :: Корпусная мебель/Стеллажи / MnogoMeb / Стеллаж СТ 05.01 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD