Здоровьесберегающие технологии в дошкольной логопедии : Логопедия

В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению. Проведение научно-практических исследований в Центре "Дошкольное детство" им. А.В.Запорожца показало, что наиболее благоприятная динамика показателей умственной работоспособности на протяжении учебного года наблюдалась в тех ДОУ, в которых отмечался высокий уровень организации воспитательно-образовательного процесса при относительно небольшом объёме дополнительных занятий и оздоровительных процедур.

Оздоровительные технологии в образовательный процесс детского сада должны внедряться в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку.

Все дошкольные образовательные учреждения так или иначе решают проблемы, связанные с укреплением и сохранением здоровья и физическим развитием детей.

Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты:

1. Дыхательная гимнастика(комплекс упражнений по методике Стрельниковой). На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.

2. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения.

Адаптированные упражнения подобраны на основе разработок НИИ глазных болезней им. Гельмгольца. Проводятся в течение 1 минуты в середине занятия в сопровождении релаксационной музыки.

3. Развитие общей моторики.

Комплексы физминуток подобраны согласно лексической теме недели в старшей и подготовительной группах. Проводятся в игровой форме в середине занятия.

4. Су Джок терапия.

Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Эту работу провожу на занятиях перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты. В Японии массаж пальцев проводят во всех дошкольных учреждениях, начиная с 2 лет.

5. Аурикулотерапия.

Система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма (принцип как и в Су Джоке). Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Особенно полезно воздействие на противокозелок, соответствующий проекции головного мозга.

6. Кинезеологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок". А также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

7. Система работы по развитию мелкой моторики рук.

  • календарно-тематическое планирование пальчиковых игр в старшей и подготовительной группах согласно лексическим темам. Игры проводятся на всех видах занятий;
  • планирование графических диктантов по лексическим темам в подготовительной группе;
  • обводка шаблонов и штриховка изображений согласно лексическим темам на индивидуальных и подгрупповых занятиях;
  • различные задания в "сухом бассейне", с раздаточным материалом и т.д.

8. Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Такая работа проводится подгруппами под руководством психолога. Но на логопедических занятиях можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку.

Конспект подгруппового занятия.

Задачи:

  • активизировать словарь по теме "Зима", закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, подбирать слова - признаки и действия к словам, распространять предложения, подбирать слова к слоговой схеме;
  • развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
  • способствовать укреплению физического здоровья детей;
  • воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: ноутбук, компьютерная игра "4 лишний", пейзаж "Зимний лес", слоговая схема из двух частей, индивидуальные пособия для воздушной струи "Снежинка", индивидуальные аппликаторы Ляпко, жёлтые треугольники, индивидуальные наборы разноцветных стеклянных камешков.

1. Орг.момент.

Электронная игра "4 лишний". (На мониторе ноутбука появляются 3 картинки с изображением осени и 1 картинка с изображением зимы. С помощью компьютерной мыши один из детей выбирает "лишнюю" картинку, объясняя свой выбор. Правильность выбора подтверждается появлением улыбающегося смайлика на экране монитора).

2. Сообщение темы занятия.

-Правильно, ребята. Лишняя картинка с изображением зимы. Сегодня мы поговорим об этом замечательном времени года.

3. Работа по теме.

1. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

-Скажите ласковые слова о Зиме. (Зимушка, зимка, зимонька.)

2. Согласование прилагательных с существительными.

-Зимушка-зима предлагает нам погулять по зимнему лесу. В какой лес мы пойдем? (В зимний лес.) Какую одежду наденем? (Зимнюю одежду.) Какие сапоги? (Зимние сапоги.) Какую шапку? (Зимнюю шапку). В путь! По какой дороге мы поедем? (По зимней дороге.)

3. Дыхательные упражнения.

-Давайте вдохнём свежий морозный воздух. (Поочерёдное втягивание воздуха то через правую, то через левую ноздрю. Выдох через рот.)

-Сдуем снежинку с ладоней. Что получится? (снегопад).

(Вдох через нос, плавный длительный выдох через рот.)

4. Подбор глаголов и прилагательных к существительным.

Выставляется картина "Зимний лес". Что Зима сделала с лесом? (Заколдовала, запорошила, заморозила.) Какой лес? (Заколдованный, сказочный, заснеженный, задумчивый, красивый, молчаливый).

5. Аурикулотерапия.

-Чтобы не замерзнуть в лесу, нужно разогреться. Потрём руками ушную раковину. Нажнём пальцами на "волшебные" точки.

6. Су Джок- терапия.

-Согреем наши руки при помощи "волшебных" мячиков (прокатывание колючих массажных мячиков между ладонями и по пальцам).

-Поиграем пальчиками на "пианино" (надавливание подушечками пальцев на аппликаторы Ляпко).

7. Физминутка "Хлопья белые:"

Хлопья белые летят.
(Лёгкий бег на месте.)
Холоднее стало,
(Приседания.)
Только, зимушка, ребят
(Наклоны туловища влево-вправо.)
Ты не испугала.
(Прыжки на месте.)
Нет! Нет! Ты не испугала.

8. Подбор родственных слов.

-Как вы назовете птиц, оставшихся зимовать? (Зимующие птицы.) Посмотрите, из- под снега выходит пар. Почему? (Здесь зимует медведь.) А здесь зимовье барсука, а рядом - ежа. Повторите похожие слова. (Зимовье, зимовать, зимний, зимующий, зима.) Это похожие, родственные слова.

9. Распространение предложений словами-признаками. (Дети называют определения и выкладывают треугольники).

Наступила : зима. Деревья оделись в : наряды. На окнах домов появились : узоры. Прилетели : птицы. Люди надели : одежду. Дети любят играть в : игры.

10. Подбор слов к слоговой схеме.

Слова: пурга, метель, буран, мороз, вьюга.

11. Выкладывание "ледяных" узоров из разноцветных стеклянных камешков.

4. Итог занятия.

-О каком времени года сегодня разговаривали?

Читать еще:


Новые материалы:

Разработка урока в 7-м классе по программе Д.Б. Кабалевского (базовый уровень). "Тайна" музыки И.О. Дунаевского :: "Музыка народов мира". Урок по музыке в 7-м классе :: Внеклассное мероприятие по теме "Наполним музыкой сердца…". 7-й класс :: Авторская образовательная программа дополнительного образования детям "Фольклор – детям" :: Музыкальный гений Орловщины :: Лего Фильм: Бэтмен ( The LEGO Batman Movie ), 2017 :: Кровати с ПМ / MOON TRADE / Кровать двуспальная Риальто Модель 582 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Как заставить себя качаться

Как заставить себя тренироваться? Итак, вы решили, пора заняться спортом, однако, через время заряд энергии куда-то пропадает и мотивация к спорту исчезает. В...

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет! - Хелси и Смарт

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD