Изучение речи детей с позиции современной науки : Логопедия

Речь – важнейшее достояние человечества, наиболее человеческая и наиболее социально значимая психологическая функция. Это средство нашего общения, познания мира, сохранение тысячелетнего опыта предыдущих поколений. Именно поэтому даже незначительные нарушения речевого развития становятся серьезным препятствием не только для коммуникации, но и для обучения, а также социального становления личности. Изучения нарушений речевого развития,  их предупреждения и исправления являются важнейшей задачей науки логопедии.

Речь представляет собой сложнейший физиологический, психический, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в котором переплетаются как более элементарные (сенсомоторный, гностико-праксический), так и высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой) [1]. В связи с этим речь и ее нарушения становятся предметом исследования многих наук, которые оказывают на логопедию влияние и позволяют изучать речевые нарушения с принципиально новых позиций и внедрять в практику новые подходы, принципы и методы обследования и коррекции.

Процесс изучения речи – явление сложное и многостороннее. Научно обоснованная методика должна опираться на понимание как сущности и отличительных черт языка, так и речевого механизма, знание закономерностей и особенностей развития разных сторон речи, навыков и умений речевого общения. Поэтому теоретическую базу изучения речи детей составляют данные ряда наук, с которыми логопедия связана внутрисистемными и межсистемными связями:

  • внутрисистемные связи — с педагогикой — наукой о воспитании человека; раскрывающей сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения; включающей теорию воспитания, дидактику, школоведение;
  • специальной педагогикой — отраслью педагогики, изучающей особенности развития, обучения и воспитания детей с аномалиями развития; включающей олигофренопедагогику (науку о развитии, обучении и воспитании детей с интеллектуальными нарушениями), сурдопедагогику (науку о развитии, обучении и воспитании детей с нарушениями слуха), тифлопедагогику (науку о развитии, обучении и воспитании детей с нарушениями зрения);
  • методикой обучения русскому языку;
  • логопедической ритмикой;
  • психологией (общей, возрастной, педагогической, когнитивной, социальной);
  • специальной психологией;
  • психодиагностикой;
  • патопсихологией;
  • нейропсихологией.
  • Межсистемные связи представлены медико-биологическими и лингвистическими науками. Медико-биологические науки:
  • анатомия и физиология детей и подростков;
  • нейрофизиология и высшая нервная деятельность;
  • невропатология;
  • клиника умственной отсталости;
  • оториноларингология;
  • педиатрия;
  • генетика;
  • психопатология.
  • Лингвистические науки:
  • языкознание;
  • фонетика;
  • лексика;
  • грамматика;
  • психолингвистика.

Взаимосвязь логопедии со всеми перечисленными науками обусловлена необходимостью знаний о речи и личности ребенка, об этиологии и механизмах речевых расстройств, особенностях коррекционной работы и профилактических мероприятиях. Знание медицинских наук помогает правильно проанализировать анамнестические сведения (сведения о развитии ребенка), что позволяет более точно и дифференцированно сделать логопедическое заключение, а также наметить наиболее эффективные пути коррекционного воздействия. Нормы языка и последовательность их усвоения ребенком — важный аспект при дифференциальной диагностике речевых нарушений. Педагогу необходимы психологические знания для установления контакта с ребенком, для выбора методов и приемов логопедического воздействия наиболее подходящих данному ребенку. Очень важно анализировать речевое нарушение в структуре личности ребенка [2].

Комплексный подход к изучению и преодолению речевых нарушений предполагает знание теоретических достижений каждой из вышеназванных отраслей науки, координированную разработку практических мероприятий.

Широко используются в логопедии данные психологии мышления, восприятия, памяти. Лингвистическую основу логопедии составляют фонологическая теория языка, учение о сложной структуре речевой деятельности, о процессе порождения речевого высказывания.

Необходимостью хорошо представлять причины, механизмы и симптоматику речевой патологии, уметь дифференцировать первичное недоразвитие речи от сходных состояний при умственной отсталости, тугоухости, психических нарушениях и др. определяется связь логопедии с медициной (психиатрией, неврологией, отоларингологией и др.). Логопед должен ориентироваться в широком круге вопросов, касающихся развития детского организма, закономерностей формирования высших психических функций ребенка, особенностей поведения в коллективе.

Литература.

  1. Лалаева Р.И. Проблемы логопедической диагностики // Логопедия сегодня. – 2007. – №3.
  2. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ М.Ф.Фомичева, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутепова и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002.
Читать еще:


Новые материалы:

"Древнерусская азбука: послание к славянам" :: Тесты по русскому языку для учащихся 10—11-х классов :: Конспект урока "Содружество искусств" на интегративной основе (сравнительный анализ стихотворного текста и произведения живописи) :: Разработка урока по теме "Односоставные предложения". Технология "полного усвоения" :: Урок истории с элементами лабораторной работы в 9-м классе по теме: «"Творческая интеллигенция и власть: "Зима", "Оттепель"… придет ли "Весна"»? :: Кролик Питер ( Peter Rabbit ), 2018 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Компьютерные столы/Прямые столы / МФ Мастер / Стол компьютерный Тандем-2П ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Аргановое масло для волос — Уход за волосами

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD