Изучение речи детей с позиции современной науки : Логопедия

Речь – важнейшее достояние человечества, наиболее человеческая и наиболее социально значимая психологическая функция. Это средство нашего общения, познания мира, сохранение тысячелетнего опыта предыдущих поколений. Именно поэтому даже незначительные нарушения речевого развития становятся серьезным препятствием не только для коммуникации, но и для обучения, а также социального становления личности. Изучения нарушений речевого развития,  их предупреждения и исправления являются важнейшей задачей науки логопедии.

Речь представляет собой сложнейший физиологический, психический, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в котором переплетаются как более элементарные (сенсомоторный, гностико-праксический), так и высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой) [1]. В связи с этим речь и ее нарушения становятся предметом исследования многих наук, которые оказывают на логопедию влияние и позволяют изучать речевые нарушения с принципиально новых позиций и внедрять в практику новые подходы, принципы и методы обследования и коррекции.

Процесс изучения речи – явление сложное и многостороннее. Научно обоснованная методика должна опираться на понимание как сущности и отличительных черт языка, так и речевого механизма, знание закономерностей и особенностей развития разных сторон речи, навыков и умений речевого общения. Поэтому теоретическую базу изучения речи детей составляют данные ряда наук, с которыми логопедия связана внутрисистемными и межсистемными связями:

  • внутрисистемные связи — с педагогикой — наукой о воспитании человека; раскрывающей сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения; включающей теорию воспитания, дидактику, школоведение;
  • специальной педагогикой — отраслью педагогики, изучающей особенности развития, обучения и воспитания детей с аномалиями развития; включающей олигофренопедагогику (науку о развитии, обучении и воспитании детей с интеллектуальными нарушениями), сурдопедагогику (науку о развитии, обучении и воспитании детей с нарушениями слуха), тифлопедагогику (науку о развитии, обучении и воспитании детей с нарушениями зрения);
  • методикой обучения русскому языку;
  • логопедической ритмикой;
  • психологией (общей, возрастной, педагогической, когнитивной, социальной);
  • специальной психологией;
  • психодиагностикой;
  • патопсихологией;
  • нейропсихологией.
  • Межсистемные связи представлены медико-биологическими и лингвистическими науками. Медико-биологические науки:
  • анатомия и физиология детей и подростков;
  • нейрофизиология и высшая нервная деятельность;
  • невропатология;
  • клиника умственной отсталости;
  • оториноларингология;
  • педиатрия;
  • генетика;
  • психопатология.
  • Лингвистические науки:
  • языкознание;
  • фонетика;
  • лексика;
  • грамматика;
  • психолингвистика.

Взаимосвязь логопедии со всеми перечисленными науками обусловлена необходимостью знаний о речи и личности ребенка, об этиологии и механизмах речевых расстройств, особенностях коррекционной работы и профилактических мероприятиях. Знание медицинских наук помогает правильно проанализировать анамнестические сведения (сведения о развитии ребенка), что позволяет более точно и дифференцированно сделать логопедическое заключение, а также наметить наиболее эффективные пути коррекционного воздействия. Нормы языка и последовательность их усвоения ребенком — важный аспект при дифференциальной диагностике речевых нарушений. Педагогу необходимы психологические знания для установления контакта с ребенком, для выбора методов и приемов логопедического воздействия наиболее подходящих данному ребенку. Очень важно анализировать речевое нарушение в структуре личности ребенка [2].

Комплексный подход к изучению и преодолению речевых нарушений предполагает знание теоретических достижений каждой из вышеназванных отраслей науки, координированную разработку практических мероприятий.

Широко используются в логопедии данные психологии мышления, восприятия, памяти. Лингвистическую основу логопедии составляют фонологическая теория языка, учение о сложной структуре речевой деятельности, о процессе порождения речевого высказывания.

Необходимостью хорошо представлять причины, механизмы и симптоматику речевой патологии, уметь дифференцировать первичное недоразвитие речи от сходных состояний при умственной отсталости, тугоухости, психических нарушениях и др. определяется связь логопедии с медициной (психиатрией, неврологией, отоларингологией и др.). Логопед должен ориентироваться в широком круге вопросов, касающихся развития детского организма, закономерностей формирования высших психических функций ребенка, особенностей поведения в коллективе.

Литература.

  1. Лалаева Р.И. Проблемы логопедической диагностики // Логопедия сегодня. – 2007. – №3.
  2. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ М.Ф.Фомичева, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутепова и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002.
Читать еще:


Новые материалы:

Открытый урок по русскому языку в 1-м классе по теме "Произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слов и перед гласными" (второй урок в системе уроков по данной теме) :: "Твори добро" :: Внеклассное мероприятие по литературному чтению. Алексей Толстой. "Приключение Буратино" :: Урок русского языка с применением информационных технологий :: Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: "Парные согласные звонкие и глухие" :: Невеста Франкенштейна ( Bride of Frankenstein ), 2019 :: Мебель/Столы / Etagerca / Туалетный стол Leontina lavanda ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Как убрать жир из подмышек и спины

Как убрать жир в области подмышек. Теперь я выгляжу потрясающе в открытом платье! Главной причиной появления жира в области подмышек является лишний вес. Те, кто...

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как приседать чтобы накачать ягодицы

Приседания для ягодиц в домашних условиях, программы для девушек с фото и видео Каждая современная девушка мечтает иметь красивое, здоровое тело. Этому...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD