Комплексное логопедическое занятие для учащихся 1-х классов "Весенняя полянка" : Логопедия

Комплексное логопедическое занятие для учащихся 1-х классов "Весенняя полянка" : Логопедия

Нарушения речи  препятствуют формированию полноценных навыков чтения и письма, блокируют успешность освоения школьной программы. Все больше детей младшего школьного возраста испытывают трудности в овладении письменной речью. В их письменных работах наиболее часто встречаются следующие виды ошибок:

– ошибки фонемного анализа;
– ошибки фонематического восприятия.

А для развития письменной речи, большое значение имеет сознательный анализ составляющих ее звуков. Умение выделять фонемы из слова и правильно их дифференцировать является одним из условий развития звукового анализа. Поэтому в своей работе я уделяю много времени на развитие фонематического восприятия.
Недостатки произношения у детей часто сопровождаются затруднениями в звуковом анализе слова: они с трудом выделяют звуки из анализируемого слова, не всегда достаточно четко дифференцируя на слух выделенный звук, смешивают его с акустически парным, не могут сравнить звуковой состав слов, отличающихся только одним звуком.
В письменной работе всех детей с фонематическим недоразвитием, независимо от степени овладения ими соответствующим навыком, имеются специфические ошибки на замену и смешение букв.

Работа над фонетико-фонематическим восприятием предполагает:

– выделение заданного звука из звукового ряда, слова и фразы;
– определение места звука в структуре слова;
– определение звукового и слогового состава слова;
– подбор слов с заданным звуком или слогом;
– формирование слова из ряда звуков или слогов.

При работе с первоклассниками, имеющими фонематическое недоразвитие речи, необходимо глубоко изучать материал, посвященный гласным звукам и буквам.
Одним из элементов работы со звуками является восстановление звуков по оптическому образу артикулем. Логопед просит описать словами детали, по которым ребенок может соотнести то или иное изображение с конкретным звуком.

[А] – рот широко открыт, видны верхние и нижние зубы.
[О] – рот округлён, губы несколько напряжены, они прикрывают верхние и нижние зубы.
[У] – губы напряжены, округлены, выдвинуты вперед в виде трубочки, зубов не видно, отверстие гораздо меньше , чем для [ о].
[ Э ] – губы приобретают форму овала, видны верхние и нижние зубы, расстояние между зубами достаточно большое ( между ними свободно проходит указательный палец).
[ы] – губы слегка растянуты, видны верхние и нижние зубы, расстояние между ними гораздо меньше, чем для [ э] (указательный палец не проходит).
[И] – губы сильно растянуты( улыбка до ушей ), видны верхние и нижние зубы, расстояние между зубами минимальное.

Такой специфический подход к работе над звуками позволяет активно использовать метод прочитывания с губ отдельных гласных, произнесенных беззвучно, а затем и звукосочетаний, содержащих два, три, четыре звука:

[а] – [у], [а] – [у] – [и], [а] – [у] – [и] – [ы].

Регулярно делая подобные упражнения, дети приобретают способность с помощью слуха и зрения без затруднений выделять гласные в двух- и трехсложных словах. Эта работа служит прекрасной профилактикой пропусков и буквенных замен гласных на письме, а также опорой в процессе формирования слогового анализа.
Ребенку непросто осознавать, что такое звук, слог, слово, предложение, поэтому залогом успешного обучения  детей абстрактным понятиям является использование занимательного наглядного материала.

Цели:

  • Расширять и активизировать словарь по теме «Весна».
  • Активизировать самостоятельные творческие проявления детей в передаче игровых движений.
  • Совершенствовать умение четко произносить слова.
  • Формирование чувства коллективизма и здорового соперничества.
  • Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание, правильное дыхание.
  • Развивать индивидуальные эмоциональные проявления.
  • Развивать четкую дикцию, голос,  интонационную выразительность.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • карточки-сигналы синего и зеленого цвета;
  • предметные картинки;
  • картинки: ландыш, подснежник, колокольчик;
  • буквы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

– Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на лесной полянке!

2. Вступительное слово

– Сегодня мы поговорим о самом прекрасном и долгожданном времени года.

Вот и все, дождались!
Вот она, весна!
А уж нам  казалось,
Не придет она!

(Входит Весна)

Весна.

Долгий путь преодолела,
Чтобы вновь прийти.
Осень, долгая зима,
Встретились в пути.
Но, назло невзгодам
Будто в чудном сне,
Ожила природа.

Ученики хором. Так привет весне!

3. Физкультминутка

Дети проговаривают стихотворение вместе с логопедом и выполняют движения, соответствующие тексту.

Логопед и дети.

Солнышко проснулось,
Лучами потянулось.
Раскрылись листочки,
Распустились цветочки.
Да и ты не зевай,
Солнцу щечки подставляй.

4. Упражнения для постановки правильного дыхания

Весна.

После зимнего ненастья
После долгих холодов.
На лужайке под березкой
Собрался народ лесной.

(Дети сидят на «пеньках»)

Весна. Ребята, посмотрите. Кто это к нам на лужайку пришел?

Ученики. Ой, да это же волк!

Логопед. Как вы думаете , какой звук будет использовать волк в своей песенке?

Ученики. У-у-у!

Логопед. Давайте поможем волку спеть его песенку. Для этого рот держим на  «замке», делаем спокойный вдох через нос. А на выдохе поем песенку волка.

Логопед. Ребята, а  как мы назовем маленького волка? Правильно, волчок. Как вы думаете, его песенка будет громче или тише?

Ученики. Тише, потому что он маленький, голосок у него тоненький.

Логопед. Делаем плавный вдох через нос, а на выдохе тихо поем: у-у-у.

Весна. Ой, от такого воя медведь в берлоге  проснулся и зарычал.

Логопед. Делаем плавный вдох через нос, а на выдохе поем: ы-ы-ы.

– Услышав волка и медведя, испугались девочки.

Девочки на выдохе поют: о-о-о.

–  А мальчики удивились: а-а-а.

Логопед. Какие звуки мы пели: гласные или согласные?

– Чем отличаются гласные звуки от согласных?

5. Весна. Ребята, слышите: кап, кап-кап-кап. Это, наверно, кто-то плачет.

Ученики. Нет. Это плаксы-сосульки затеяли свой перезвон.

Исполняется песенка «Плаксы-сосульки». Муз. Л. Фрида. Сл. Н. Френкеля. 

6. Весна. Ребята, по каким признакам вы определяете, что пришла весна.

Ученики перечисляют признаки весны.

Весна.

Вся природа ожила,
Щедро улыбнулась,
Птички радостно запели,
И весна проснулась!

Учитель  включает для прослушивания  звуки леса, голоса птиц.

7. Весна. Ребята, а давайте и мы с вами превратимся в птичек.

Ученики выполняют речедвигательное упражнение «Птички».

Ну-ка, птички, полетели,
(дети медленно бегут друг за другом)
Полетели и присели,
(приседают)
Поклевали зернышки,
(двигают носом сверху вниз)
Поиграли в полюшке,
(кружатся на месте)
Водичку попили,
(двигают носом снизу вверх)
Перышки помыли,
(ставят руки на пояс, двигают локтями)
В стороны посмотрели,
(смотрят по сторонам)
Прочь улетели.
На пенечки сели.
(дети садятся на свои «пенечки»)

9. Весна. Ой, ребята, посмотрите, к нам на полянку пришел Звуковичок.

Звуковичок.

Я – Старичок-Звуковичок
Нашел под березкой сундучок.
Интересно, что же там?
Загляну туда я сам.
На полянку к вам спешил
Сундучок свой уронил.
А в нем для вас, мои друзья,
Я нес весенние слова.
Они рассыпались в тот час, 
А вы, их соберете в раз.

10. Синтез слова из букв

Звуковичок раздает детям рассыпанные слова. Логопед дает задание по группам.

1-я группа собирает слово, которое начинается на звук П, заканчивается на звук к.
2-я группа собирает слово, которое начинается и заканчивается на звук К.
3-я группа собирает слово, которое начинается на звук л, а заканчивается на звук Ш.

Звуковичок. Проверим, как вы справились с заданием. Назовите слова, которые у вас получились.

Ученики называют: подснежник, колокольчик, ландыш.

Логопед. Скажите одним словом, что вы назвали?

Ученики. Цветы.

Звуковичок. А знаете ли вы, где они растут?
– А в какое время года они расцветают?
– Если они расцветают весной, то они какие? (Весенние)

Ученики дают развернутый ответ на вопрос.

Логопед. На какой звук начинаются все названия цветов? Гласный или согласный?

11. Весна.

Все весною расцветает,
И танцует, и играет.
Вот танцует ручеек
Пляшет первый лепесток,
В танце кружатся капели,
Успевая еле-еле.
Как же детям устоять,
Надо всем потанцевать.

Звучит «Вальс цветов »П.И. Чайковского. Дети танцуют.

Весна. 

Неведимкой день-деньской
Ходит-бродит с нами эхо
По тропиночке лесной.

12. Дидактическая игра «Эхо» на развитие голоса, четкой дикции, интонационной выразительности.

Зайчик говорит, а эхо (ученики) отвечает.

Весна. Вызовем мы «эхо», будет нам потеха!
Зайчик (громко): Эхо! Я тебя зову!
Эхо (протяжно): А-у! А-у!
Зайчик (вопросительно): Ты уже поело?
Эхо (утвердительно): Е-ло! Е-ло!
Зайчик (громко): Хочешь пищу заячью?
Эхо (удивленно): Чью? Чью?
Зайчик (доброжелательно): Я тебе морковку дам!
Эхо (жадно): Ам! Ам!
Зайчик (насмешливо): Что, объелся, братец Зай?
Эхо (укоризненно): Ай-ай! Ай-ай!
Зайчик (протяжно): Эхо! Ближе подойди!
Эхо (протяжно): Ты иди! Ты иди!
Зайчик (опасливо): А вдруг там болото?
Эхо (поучительно): То-то, то-то!
Зайчик (соглашаясь): Ладно, я потом приду!
Эхо (протяжно): Жду! Жду!
Зайчик (хвастливо): Гости к нам приехали!
Эхо (протяжно): Е-ха-ли! Е-ха-ли!
Зайчик (с гордостью): Мы их угощаем!
Эхо (удивленно): Ча-ем? Ча-ем?
Зайчик (огорченно): Чаю нету. Есть вода.
Эхо (соглашаясь) Да-да! Да-да!
Зайчик (протяжно): Ну, прощай, пора домой!
Эхо (печально): Ой-ой! Ой-ой!
Зайчик (громко): Не горюй, приду сюду!
Эхо (радостно): Да-да! Да-да!

Весна.

Если в лес вы попадете,
Эхо там всегда найдете.
С эхом будете дружить.
Весело вам будет жить!

Весна.

Что устали, ребятишки?
И девчонки, и мальчишки.
Просим вас сигналы взять
В «Угадайку» поиграть.

13. Упражнение на развитие фонематического слуха

Логопед. У вас возле «пеньков» лежат картинки. Тихо для себя произнесите название картинки. Если в начале слова вы слышите твердый звук, несете картинку на синий островок. А если в начале слова слышите мягкий звук, то несете картинку на зеленый островок. Звуковичок будет внимательно следить за выполнением задания и вместе с весной подведут итоги.

Звуковичок. Молодцы, ребята! Хорошо справились с задание.

Логопед. А какие звуки могут быть твердыми и мягкими? Правильно. Согласные звуки.

14. Итог занятия

Весна. Ребята, на вашей лесной полянке настоящая весна.

Прилетают птицы.
Распускаются цветы.
Солнышко ярко светит.
А с ним улыбаетесь вы!

Читать еще:


Новые материалы:

Внеклассное мероприятие по биологии "Природа – дом, в котором мы живем!" :: Сценарий праздника на английском языке "Columbus Day" для 7–9-х классов :: Внеклассная работа "Путешествие в Страну Школяндию" :: Математическая разработка декады математики в школе :: Многокритериальная оценка учебной деятельности учащихся :: Человек-невидимка ( The Invisible Man ) :: Комоды / MOON TRADE / Комод Финк 84 Модель 811 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD