Таблицы-тренажеры на этапе автоматизации звука в слогах : Логопедия

Таблицы-тренажеры на этапе автоматизации звука в слогах : Логопедия

Вопросам автоматизации звуков уделяется большое внимание различными авторами, начиная с М.Е.Хватцева и М.Ф.Фомичевой.

Е.Ф. Архипова отмечает, что этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном по сложности лингвистическом материале до полного упрочения навыка.

Т.Б.Филичева считает необходимым условием автоматизации звука постепенное и систематическое усложнение речевого материала, переход от более простых видов речевой деятельности к более сложным – от элементарного повторения слогов, слов к предложениям, чистоговоркам, стихам, пересказу и, наконец, к разговорной речи.

Автоматизация звука начинается с введения звука в слог и предполагает многократное повторение за логопедом. К тому же слог не имеет значения. Занятия эти для детей скучны и однообразны. Чтобы повысить интерес к этой работе и оптимизировать процесс автоматизации, я использую таблицы – тренажеры, которые позволяют подключить к работе тактильный, проприорецепрорный, зрительный анализаторы.

Таблица представляет собой лист А-4, который делится на 2 части. Вправо и влево от центра закрепляются кусочки различного по своей фактуре материала. Это может быть вата, наждачная бумага, кусочки меха, скрученные в спираль обрывки шпагата и т.п. Располагается материал построчно, увеличиваясь от 2 до 5. Такое расположение материала позволяет ребенку правильно распределять речевое дыхание.

Чтобы было не скучно, каждая таблица посвящена какому-то персонажу. Это может быть котенок, играющий с клубочками, или лягушка, прыгающая по кочкам. Все зависит от фантазии и материала, который используется.

На рисунке приведен пример такой таблицы.

Ребенок, работая с тренажером, нажимает подушечками пальцев от большого к мизинцу на тактильные стимуляторы и одновременно произносит слоги. Например: са, сы, затем переходит на второй ряд и добавляет еще один слог: са, сы, сэ и т.д. Сначала работает ведущая рука, затем не ведущая, затем обе руки одновременно. Это позволяет задействовать оба полушария и совершенствует межполушарные связи.

Работа начинается с отработки произношения гласных звуков, так как именно гласные звуки дают лучшую разборчивость при произношении (Е.Н.Винарская и др.). Автоматизация начинается с гласного [а], затем [ы],[э],[о], [у]. Последовательность повторения гласных зависит от многих причин, и у разных авторов (М.Ф. Фомичева, О.Ю.Федосова, Е.Ф.Архипова) существует различный подход к этому вопросу. В данном случае учитывается степень лабиализации гласных. Использовался данный порядок при работе с ребенком, имеющим паралич лицевого нерва.

Одновременно с этим дети учатся прижимать пальцы к тренажеру.

И только после доведения до автоматизма совместного движения пальцев и речевого аппарата включается автоматизируемый согласный звук.

Звуки в слогах закрепляются в последовательности принятой в классической логопедии:

– открытый слог,
– закрытый слог,
– между двумя гласными,
– слоги со стечением согласных.

Используются различные варианты заданий: меняется сила голоса, интонация, делаются акценты на отдельные слоги.

Читать еще:


Новые материалы:

Открытое внеклассное мероприятие для родителей "Праздник мам и бабушек, посвященный 8 Марта" (1-й класс) :: Программа фольклорного кружка "Веснушки" :: Посвящение в музыканты :: Проект "Почему современные режиссеры не хотят снимать детское игровое кино" :: Положение о городской научно-практической конференции младших школьников "Первоцвет" :: Love is ( Love is ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list15.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list15.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list15.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Лего. Фильм 2 ( The Lego Movie Sequel ), 2019 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD