Урок-игра "Что? Где? Когда?" : Математика

Урок-игра "Что? Где? Когда?" : Математика

Сегодня мы проводим очередной тур “Клуба знатоков”.

Участники игры “Что? Где? Когда?” ________________________________

Ведущий: ________________________________________________________________________

Жюри: ___________________________________________________________________________

Пока организаторы готовятся, мы прослушаем краткое сообщение “об истории развития математики”, которое является темой нашего турнира.

Сообщение:

Мы начинаем турнир с истории развития математики.

Учиться считать люди начали в незапамятные времена, а учителями у них была сама жизнь. Древние люди добывали себе пищу, главным образом, охотой. На крупного зверя – бизона, или лося приходилось охотиться племенами, в одиночку ведь с ними не справиться. Командовал облавой самый старый и опытный охотник.

Чтобы добыча не ушла, её надо было окружить:

Пять человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уже без счёта никак не обойтись. Числа 5, или 7 они могли показывать на пальцах рук. Есть сейчас на земле племена, которые при счёте не могут обойтись без помощи пальцев. Вместо числа 5, они говорят “рука”; 10- “две руки”, а 20- “весь человек”. Тут уже присчитываются и пальцы ног. Так люди начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, - собственной пятернёй. Часто говорят: “Знаю, как свои пять пальцев”.

Это выражение пошло с того далёкого времени, когда знать, что пальцев 5, значило то же, что уметь считать. Предметы считать просто: один, два, три… .

Измерить небольшое расстояние - тоже не сложно. Надо только иметь какую-нибудь мерку. Даже теперь мы нередко измеряем, расстояние по способу первобытных людей – считаем шаги. Гораздо труднее найти меру для времени. Тут ни пальцы, ни шаги не помогут. Время можно измерять только временем.

Самыми древними “часами” оказалось солнце: утро, день, вечер, ночь. По началу первобытному человеку этого было достаточно, хотя мерка была не очень точной. Потом люди научились определять время точнее: днём по солнцу, а ночью по звёздам. Люди заметили, что звёзды на небе медленно двигаются. Все они как бы привязаны невидимыми нитями к яркой звёздочке, которая всегда находится на одном и том же месте. Некоторые народы её называют гвоздём неба. Мы называем её Полярной. Она показывает направление на север, на Северный полюс. Звёзды были для людей не только первыми часами, но и первым компасом. Но ведь людям нужны были и большие меры времени. В природе нашлись и такие мерки времени. Промежуток времени от одного лета до другого – вот удобная большая мера. Ею пользуемся и мы с Вами. Мы её называем год. Чтобы считать дни, требовались большие числа: десятки, сотни и даже тысячи. Тут конечно никаких пальцев для счёта хватить не могло! Как же считали люди дни в те времена? Додумались. Ведь можно было каждый день делать зарубку на палке, и потом зарубки эти сосчитать. Так началась первая на земле запись прожитых дней, только делали её не пером, а топором. Именно таким календарём пользовался на необитаемом острове Робинзон Крузо. Через каждые тридцать дней, т. е. каждое новолунье, он делал на своём календаре зарубку подлиннее. Получалось отметка месяца. Из месяцев складывался год. Так люди постепенно учились считать до сотен и тысяч и даже записывать эти числа с помощью палки или верёвки с узлами.

Проходили многие годы. Менялась жизнь человека. Постепенно росли знания людей, и чем дальше, тем больше увеличивалась потребность в умении считать и мерить. Счёт времени по лунным месяцам уже не годился. Нужен был более точный календарь. К тому ж люди сталкивались с большими числами, запомнить которые было невозможно.

Около пяти тысяч лет назад, люди додумались, что числа можно записывать не просто зарубками – единицами, а по разрядам. Отдельно единицы, десятки, отдельно сотни. Древние египтяне так же, как и мы, считали десятками. В Вавилоне считали шестидесятками. Вавилонская запись была не очень удобная. До сих пор мы иногда пользуемся вавилонской системой счёта. Как вы думаете, почему в нашем часе 60 минут? А в минуте 60 секунд? Наверное, это осталось в наследство от вавилонян.

Древние египтяне были замечательными математиками и инженерами. Вы, наверное, слышали о египетских пирамидах – огромных гробницах египетских царей – фараонов. Кроме замечательных пирамид храмов и дворцов, до нас дошли многие записи, и даже большие рукописи, сделанные древними египтянами. Древнейшая математическая рукопись египтян написана около четырёх тысяч лет назад. Она хранится в Москве в музее изобразительного искусства имени. А.С. Пушкина и называется “Московским папирусом”.

Другой математический папирус хранится в Лондоне. Его написал писец Ахмес. Рукопись так и называют папирусом Ахмеса. Египтяне производили действия не только над целыми числами, но и над дробями, но употребляли только дроби, у которых в числите единица. Учёные считают, что наука геометрия зародилась тоже у египтян. Египтяне изобрели один из самых удачных календарей, которым пользовался римский император Юлий Цезарь. Настоящей наукой математика стала только у древних греков. Две с половиной тысячи лет тому назад греческий математик Пифагор доказал свою знаменитую теорему о прямоугольном треугольнике, которая есть в каждом школьном учебнике геометрии. “Математика есть ключ ко всем наукам”, - говорил один из греческих учёных. У предков русского народа – славян первым учителем математики была сама жизнь, практика. Алфавит славяне позаимствовали от греков. С появлением письменности на Руси, стали появляться переводы греческих книг и запись цифр. В 16 веке при Иване Грозном на Руси появляются первые рукописные учебники по математике. В 1134 году новгородский монах Кирик написал рукопись учебника математики. Позднее важную роль сыграла книга Магницкого “Арифметика”, которая была издана 1703 году при Петре I. Этой книгой и закончилась многовековая история древнерусской математики. О современной математике мы поведём разговор на следующем турнире.

Ведущий: “Приступаем к игре”.

Порядок: За круглым столом сидят 6 знатоков ____________________________________

Отдельно сидят 5 человек – жюри. Отдельно стол с вертушкой, стоящей на круге, где 13 делений. В одном из секторов нарисован скрипичный ключ. Музыка (тихая) сопровождает весь турнир во время игры, когда вертушка показывает скрипичный ключ - музыка громче. Имеется секундомер для отсчёта времени для обдумывания.

Вертушка показала №3. Поднимаем карточку №3, и ведущий читает её. Знатоки обдумывают одну минуту, затем дают ответ. Затем на этот вопрос зачитывается ответ. И т. д.

Вопросы, написанные на карточках, следующие:

1. Мы часто говорим: “Время истекло”. Откуда возникло это выражение?

Ответ: Это выражение возникло при употреблении водяных часов. Изобрели их египтяне. Водяные часы могли показывать время и ночью. Их так и называли “ночные часы”. Ночные часы - это сосуд, из которого через отверстие постепенно вытекает вода. Отверстие такое, что вся вода вытекает ровно через час. Потом нужно сосуд заполнять водой.

“Мир чисел” Н. Депман. Стр. 23

2. Кто, где и когда изобрёл буквы, которыми мы пишем?

Ответ: Первыми стали писать буквами финикияне. Это важное открытие по наследству досталось и нам. До этого все народы писали значками – иероглифами. Финикияне догадались, что можно записывать значками не слова, а звуки, из которых состоят эти слова. Эти буквы, которыми мы сейчас пишем, родились 3000 лет тому назад (1017г.) в стране на берегу Средиземного моря Финикии.

“Мир чисел” Н. Депман. Стр.31 – 33

3. Где, кем и когда был изобретён Юлианский календарь, которым пользовалась наша страна до 1917 года? Почему он так назывался?

Ответ: Юлианский календарь был изобретён египтянами. Это один из самых древних календарей. В египетском году было 365,25 суток. Он был таким удачным, что им стали пользоваться и другие народы. Римский император Юлий Цезарь ещё в 46 году до начало нашего летосчисления ввёл египетский календарь в древнем Риме. С тех пор его называют Юлианским календарём. По нему жила и наша страна до 1917 года.

“Мир чисел” Н. Депман. Стр.22

4. Где впервые изобрели часы? Какое название имели первые часы?

Ответ: Чтобы точнее измерять маленькие промежутки времени, египтяне изобрели солнечные часы. Они работали только днём, начиная с утра. Место тени отмечали зарубкой. Считали прошёл час, когда тень прошла от одной зарубки до другой. В полдень часы переворачивали другим концом. Тень шла по отметкам. Получалось 6 утренних часов, 6 вечерних часов - двенадцать дневных часов.

5. Что вы знаете о “решете” Эратосфена?

Ответ: 2300 лет тому назад древнегреческий математик Эратосфен занимался задачей получение простых чисел из натурального ряда. Чтобы считать зерно его просеивают. Подобно этому Эратосфен “просеивал” числа натурального ряда, пользуясь особым приёмом.

6. Кто и когда изобрёл главную часть мясорубки – винт?

Ответ: Винт, который вертится внутри мясорубки и толкает мясо к ножам, - изобрёл Архимед 2000 лет тому назад. Архимед жил в греческой колонии на острове Сицилия (город Сиракузы)

7. Какое единственное наследство в математике оставил после себя Рим?

Ответ: Древний Рим оставил после себя по математике, способ записи чисел – римские цифры. Сейчас мы можем увидеть их на циферблатах часов, на корешках книг.

8. Какие важнейшие в математике открытия сделали учёные Индии и когда?

Ответ: Индийцы изобрели позиционную систему счисления – тот способ записи, которым теперь пользуется весь мир. С незапамятных времён люди записывали числа по разрядам. Отдельно единицы, потом десятки, сотни и т. д.

9. В каком году, и какой единственный значок в русском языке назывался цифрой? Почему изобретение этого значка считается важным открытием? Где ему установлен памятник?

Ответ: 200 лет назад цифрой в русском языке назывался один единственный значок – нуль. Это слово родилось от латинского слова “нулла” - что означает “никакая”. С изобретением этого значка, написанная цифра стала зависеть от её места в числе. Например, 405 – четыре сотни, а 41 – четыре десятка. Сами цифры, как и 0, были изобретены в Индии важное значение имеет нуль и потому, что от него ведётся отсчёт. В Венгрии в Будапеште около глав почтамта нулю установлен памятник: нуль установлен на пьедестале.

10. Какое открытие для науки сделали арабские учёные, когда и в каком веке?

Ответ: В девятом веке нашего летосчисления в городе Хорезме на реке Амударья жил и работал математик, который написал книгу об общих правилах решения арифметических задач. Книгу он назвал “Алджебра”. Эта книга дала имя науке алгебре.

11. Когда на Руси появились первые рукописные учебники по математике? Когда печатные?

Ответ: В 16 веке при Иване Грозном на Руси появляются рукописные. Напечатанная книга по математике появилась 1682 году в Москве. Это была первая не рукописная книга.

12. Кем и когда была издана на Руси книга “Арифметика”? Какой русский учёный назвал её “вратами своей учёности”?

Ответ: Книга “Арифметика” была написана Магницким. Она была издана при Петре I в 1703 году. Великий русский учёный Ломоносов М.В. знал эту книгу наизусть и называл её “Вратами своей учёности”.

Жюри подводит итоги, вручает призы победителям – знатокам и учащимся класса, которые дополняют ответы знатоков.

Рассчитано на 45 минут.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок математики в 4-м классе "Решение задач на движение" :: Знакомство с буквой Д (д). Составление и решение задач на умножение :: Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции произношения звука [р] в словах и предложениях :: Методические приемы работы над определением понятий в начальной школе :: Повторительно-обобщающий урок по теме: "Электростатика" :: Счастье быть одной ( Assolo ), 2016 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list22.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list22.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list22.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
О чём говорят мужчины. Продолжение, 2018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD