Информационные технологии на уроке математики: "Бийск торговый. Бийск купеческий". 6-й класс : Математика

Информационные технологии на уроке математики: "Бийск торговый. Бийск купеческий". 6-й класс : Математика

Цели урока:

  • закрепить сложение положительных и отрицательных чисел на примере «доходов» и «расходов» бийских купцов;
  • повторить вычислительные приёмы с натуральными числами и десятичными дробями; проценты; задачи на составление уравнений;
  • воспитывать интерес к истории родного города и умение практически применить математику в составлении задач на местном материале.

Оборудование: компьютеры, набор слайдов, печатный материал на каждого ученика, таблицы доходов и расходов.

План урока.

I. Организационный момент.

Учитель сообщает, что сложение положительных и отрицательных чисел на уроке будет рассмотрено на примере «доходов» и «расходов» бийских купцов.

Бийск конца XIX – начала XX веков являлся одним из крупных торговых центров Сибири. В ноябре-декабре проходила Екатерининская ярмарка. Еженедельные базары (Рисунок 1). В Бийск крестьяне привозили для продажи хлеб и мясо, масло и кожи, мёд и орехи, покупали промышленные товары, керосин. Покупательницы «красного» товара (красных и цветных тканей и шалей) были женщины из богатых семейств.

II. Устная работа.

По индивидуальным карточкам ребята решают примеры, отвечают на вопросы.

Карточка.

1. В 1835 году в г. Бийске жителей купеческого сословия было:
- 27 + 33 – 13 + 47 + 13 .

2. В 1851 году:
273,7 – 110 + 226,3 – 90.

3. В 1864 году:
купцов мужчин: 250 – 25 – 50 + 100,
женщин: - 17 + 210 + 45 + 45.

- Сколько купцов было в 1835 году? (53).

- В 1851 году? (300).

- В 1864 году мужчин-купцов? (275). Женщин-купцов? (283). Всего купцов? (558).

Бийск конца XIX – начала XX веков не без основания называли купеческим городом (Рисунок 2). В 1914 году здесь насчитывалось 363 владельца торговых и промышленных зданий. Не менее десяти семей имели состояние в миллион (или около этого) рублей. Здания солидных кирпичных магазинов и купеческих особняков напоминают о торговом прошлом города и в наши дни. Улица Торговая, впоследствии переименована в улицу графа Толстого (Рисунок 3)

На ней самое заметное и красивейшее здание, именуемое Фирсовским пассажем (Рисунок 4). На I и II этажах находились торговые залы, здесь же складские помещения и квартиры приказчиков. Фирсов Андрей Петрович – бийский 1-ой гильдии купец (Рисунок 5). Его капитал составлял 582 тыс. рублей.

Здание купца Рождественского (Рисунок 6)

Магазин Осипова (Рисунок 7). Осипов Александр Васильевич – бийский 1-ой гильдии купец. В 29 лет получил от отца состояние в 650 тыс. рублей. В 1912 году его галантерейно-мануфактурный магазин имел годовой оборот 1 миллион рублей.

Особняк Васенева (Рисунок 8).

- Почему некоторых купцов называли «чуйцами»? (Они возили товары из Монголии и Китая по Чуйской тропе (Рисунок 9).)

- Бийские купцы - «чуйцы»: Бодуновы, Ассанов (Рисунок 11), Васенев (Рисунок 10), Фирсов (Рисунок 5), Осиповы.

Типичный «чуец» Алексей Васенев происходил из бедной крестьянской семьи. В детстве был подсобным работником (мальчиком) в купеческих лавках в Ирбите и Бийске.

Заработал денег на собственное дело и стал первым возить товар в Китай и обратно.

В числе предметов вывоза из Бийска в Китай особое значение получил вывоз маральих рогов (пантов), которые сбывались в Китае весьма выгодно.

Задача 1. Приобретаемые бийскими купцами на Алтае панты по 10 руб. за штуку, продавались ими в Китае за 75 руб. за штуку. Какую прибыль получили бийские купцы от продажи 80 пантов, снарядившие в 1878 году караван внутрь Китая? (Учитывайте транспортные расходы до Китая 6 руб. 80 к. с пуда, а пара рогов - пуд.).

Решение:

1) 80 · 10 = 800 (руб.)- закупка товара;
2) 80 : 2 = 40 (пудов)- вес товара;
3) 40 · 6,8 = 272 (руб.) – транспортные расходы;
4) 80 · 75 = 6000 (руб.) – продажа.

- Заполните таблицу доходов и расходов:

Закупка (расходы)

Транспортные расходы

Продажа (доход)

Прибыль (доход)

- 800 руб.

-272 руб.

+ 6000 руб.

4928 руб.

Ответ: продажа принесла 4928 рублей прибыли.

Англичане и немцы приобретали шкурки сурков и перекрашивали их «под норку». О том, какими оказывались доходы бийских купцов от данной сделки в 1960 году вы узнаете, решив задачу из исследовательской работы Илоны Минаковой дома.

Сейчас нам предстоит решить задачу о «сурковой катастрофе». В 1864 году шкурки сурка на рынке продаж пошли на спад, а в Монголии продавцы товара, увидев, что шкурки пользуются спросом, повысили цену. Купец Николай Иванович Ассанов предупреждал «чуйцев» о возможной «сурковой катастрофе», но они его не послушали. Вот, что получилось в итоге:

Задача 2. (о «сурковой катастрофе»). Купцы-«чуйцы» в Монголии закупили 100 000 шкурок сурка по цене 1 руб. за штуку, а на ярмарке в Ирбите смогли продать их по 40 коп. за штуку. Какие убытки понесли купцы, если учесть транспортные расходы из Монголии до Бийска обходились 5 руб. 20 коп. с пуда, от Бийска до Ирбита 9 коп. с пуда и 100 шкурок – 1 пуд.

Решение:

1) 100 000 · 1 = 100 000 (руб.)- закупка товара;
2) 100 000 : 100 = 1000 (пудов) – вес шкурок;
3) 5,2 · 1000 = 5200 (руб.)- транспортные расходы до Бийска;
4) 0,09 · 1000 = 90 (руб.) – транспортные расходы до Ирбита;
5) 0,4 · 100 000 = 40000 (руб.)- продажа товара.

- Заполните таблицу доходов и расходов:

Закупка (расходы)

Транспортные расходы до Бийска

Транспортные расходы до Ирбита

Продажа (доход)

Прибыль Убытки

- 100 000 руб.

- 5200 руб.

- 90 руб.

+ 40 000 руб.

- 101 290 руб.

Ответ: убыток составил больше, чем покупка товара.

Особняк Морозовых (Рисунок 12) центральными окнами и балконом выходил на торговые ряды (Рисунок 13). Морозова Елена Григорьевна (в народе Морозиха) (Рисунок 14) иногда с этого балкона сбрасывала мелочь на подаяния.

Алексей Фёдорович Морозов (Рисунок 15) свою предпринимательскую деятельность начал торговлей с коренным населением Горного Алтая. В 80-е годы занялся закупкой хлеба и вскоре стал одним из крупнейших хлеботорговцев Алтая. Приобрёл несколько пароходов (Рисунок 16) и построил пристань (Рисунок 17).

Задача 3. (Оли Широчкиной). В 1892 году купец Морозов вывез с Алтая 480 000 пудов пшеницы. Цена на Алтае составляла 30 коп за пуд. Морозов продал «Тобольской продовольственной комиссии» 20 000 пудов по 80 коп. за пуд. В Тюмень 460 000 пудов по 1 руб. 30 коп. за пуд. Доставка пшеницы обходилась 9 коп. с пуда. Какую прибыль получил купец Морозов от данной компании?

Решение:

1) 480 000 · 0,3 = 144000 (руб.) – покупка пшеницы;
2) 480 000 · 0.09 = 43200 (руб.) – транспортные расходы;
3) 20 000 · 0,8 = 16000 (руб.) – продажа в Тобольске;
4) 460 000 · 1,3 = 598 000 (руб.) – продажа в Тюмени;
5) 144000 + 43200 = 187200 (руб.) – все расходы;
6) 16000 + 598000 = 614000(руб.) – вся продажа;
7) 614000 - 187200 = 426800 (руб.) – прибыль.

- Заполните таблицу:

Закупка
(расходы)

Транспортные
расходы

Продажа
(доходы)

Прибыль
(доходы)

- 144 000 руб.

- 43 200 руб.

+16 000 руб.
+598 000 руб.

426800 руб.

Ответ: доход составил 426 800 рублей.

Состояние Морозовых составило около 1,5 миллионов рублей.

За крупными купцами старались тянуться и мелкие.

Сидор Макарович Логушков (Рисунок 18) непременно собирался осуществить свою мечту – построить двухэтажный кирпичный особняк. На втором этаже расположится его семья, а на первом он откроет магазин с газовыми фонарями, как у Второва.

Недоволен он работой своих сидельцев и приказчиков.

Найдя хорошего сидельца Афанасия, он открыл Заулалинскую лавку (в 50 верстах от Улалы (ныне г. Горно-Алтайск)). В Улале товар на 10-20 % дороже, чем в Бийске, а в Заулалинской лавке у Логушкова на 30%.

Однажды хозяин перепутал и привёз в ящиках вместо спичек вазелин. Зачем алтайцам-охотникам вазелин? Афанасий пошёл на обман, наговорил про чудодейственность данной мази и товар разошёлся по 3 руб. за банку.

Задача 4. Прибыль от обманной продажи составила 804 руб. Одну банку вазелина Афанасий продавал по 3 руб. Сколько банок продал Афанасий, если хозяину закупка товара обошлась в 120 руб.?

Решение: - Что в данной задаче необходимо взять за x? (Количество банок).

Уравнение:

3x – 120 = 804
3x = 804 + 120
3x = 924
x = 924 : 3
x = 308

Ответ: 308 банок.

Ночью, побросав в розвальни остатки товара и подпалив лавку, Афанасий сбежал.

(Строительство новой лавки обошлось чуть менее 600 рублей, а расправа над обманщиками могла быть лютой).

Старый Бийск (Рисунок 19) со своими торговыми заботами остался позади, а мы подведём итоги нашего урока.

IV. Итог урока.

  • У какого купца лучше шла торговля, который мог просчитать заранее свою прибыль или который надеялся на «авось»? Почему?
  • Нужны ли были знания математики тем, кто занимался торговлей?
  • Нужны ли знания математики сейчас?
  • Что нового вы узнали на уроке?

V. Домашнее задание.

Задача 1. (Илоны Минаковой) В 1860 году бийские купцы-«чуйцы» закупили 100 000 шкурок сурка по 5 коп. за шкурку, а на ярмарках в Ирбите и Нижнем Новгороде продали по 40 коп. за штуку. Транспортные расходы до Бийска составили 5 руб. 20 к. с пуда, а до Ирбита 9 копеек. 100 шкурок – 1 пуд.

Задача: 2. (Ксюши Павловой) По подсчётам А.Д. Васенева доставка русских товаров в Китай обошлась 6 руб. 80 коп. с пуда. Всего было доставлено 1650 пудов. Сколько стоила доставка всего груза?

Задача: 3. Доход в Бийской лавке у Логушкова составлял 340 руб. в месяц, а в Заулалинской лавке на 30 % больше. Каков доход в месяц в Заулалинской лавке?

Литература:

  1. Сибирский купец В.Д. Васенев. Ч. I. Дневники. Барнаул. 1994.
  2. Сибирский купец В.Д. Васенев. Ч.II. Документы и письма. Барнаул. 1994.
  3. Б.Х. Кадиков. Н.И. Ассанов – купец, меценат, просветитель. Краеведческий вестник №9. 1999.
  4. В.Н. Третьяков. Бийские купцы Морозовы. Краеведческий вестник № 10. 2000.
  5. Э.П. Шмойлов. Торговля и купечество. газ. «Бийский рабочий» 7 янв. 1989.
  6. В.А. Шнайдер. На купеческом подворье. Барнаул. 2004.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок литературного чтения по теме "Поэтический и живописный образы малой родины" :: Урок риторики в 3-м классе :: Развитие математической речи в начальных классах :: Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Мои домашние любимцы. О кошках и собаках" :: Журналистика в школе :: Коммивояжер ( Forushande ), 2016 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list11.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list11.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list11.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Удача Логана ( Logan Lucky ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD