Устный журнал "Выдающиеся математики Владимирского края" : Математика

Устный журнал "Выдающиеся математики Владимирского края" : Математика

“Чтоб водить корабли, чтоб в небо взлететь,
надо многое знать, надо многое уметь...”

 (В. Шефнер)

При проведении мероприятия использовалась презентация, выполненная в программе Power Point “Выдающиеся математики Владимирского края”. Устный журнал приурочен к единому Дню краеведения – 6 декабря.

Цель: сформировать у учащихся представление о роли ученых математиков Владимирского края в развитии математических наук и совершенствовании математического образования в России, способствовать формированию чувства патриотизма.

Вступительное слово.

Владимирская земля богата своей историей, она родина многих великих писателей, музыкантов, политических деятелей, ученых. Устный журнал “Выдающиеся математики Владимирского края” познакомит вас с учеными, чья жизнь была посвящена математике. Пусть их имена не вошли в школьные учебники на ряду с такими как Пифагор, Декарт, Виета, Ферма, но их труд, общественная и педагогическая деятельность внесли огромный вклад в развитие математических наук и в совершенствование математического образования в России. Их имена звучат далеко за пределами России. Мы вправе гордиться своими земляками.

Страница 1. Жизнь и деятельность Румовского Степана Яковлевича

Степан Яковлевич Румовский родился в 1734 г. в селе Дубовском (близ г. Владимира) в семье священника.

В 1739 г. Румовский поступил в Александро-Невскую семинарию, где впервые обнаружился его интерес к физико-математическим наукам. В семинарии Румовский пробыл 9 лет. Весной 1748 г. для пополнения классов академической гимназии и университета академики Ломоносов и Браун набирали лучших учеников из Александро-Невской семинарии. Среди выбранных – Румовский. С тех пор и до конца своей жизни деятельность Румовского была тесно связана с Петербургской Академией наук. Румовский аккуратно посещал лекции по химии, математике, физике, астрономии, по языкам и древней литературе, по красноречию и т. д. Имея хорошие способности и прилежно слушая лекции, Румовский быстро обратил на себя внимание профессоров своими успехами. С 1750г. предметом своих занятий избирает математику.

В 1753 г. 19-летний Румовский был удостоен звания адъюнкта и отправлен в Берлин для продолжения математического образования под руководством Эйлера. Возвратившись в Петербург, Румовский усердно принялся за исполнение своих обязанностей в Академии наук. Он читал свои мемуары на конференциях, печатал научно-популярные статьи, составлял учебники по элементарной математике для нужд академического университета. Участвовал в научных экспедициях, выступал оратором в торжественных публичных собраниях Академии наук, заведовал в течение многих лет географическим департаментом, составлял календари, принимал активное участие в работах Главного правления училищ, Российской Академии наук и т.д. Эта широкая и плодотворная деятельность способствовала быстрому продвижению Румовского в первые ряды русских ученых того времени и в 1800 г. он был назначен вице-президентом Академии наук.

В 1803 г. Румовский назначается попечителем Казанского учебного округа с одновременным исполнением обязанностей члена главного правления училищ. Основной задачей Румовского было основание в Казани университета, который должен был служить научным образовательным центром востока России. На математическое отделение Румовский пригласил известных немецких ученых того времени Бартельса и Литтрова, одних из первых университетских наставников Лобачевского по математике.

Румовский в течение девятилетнего управления Казанским учебным округом успел сделать многое для новорожденного университета и дать ему на несколько лет, до радикального переворота в его истории, известное, определенное направление.

Умер Степан Яковлевич в Петербурге 6 июля 1812 года.

Страница 2. Жизнь и деятельность Осиповского Тимофея Федоровича

Осиповский Тимофей Фёдорович родился 2 февраля 1765 г. в с. Осипово, Ковровского уезда, Владимирской губернии в семье сельского священника. Для получения среднего образования Осиповский был отдан во Владимирскую семинарию. Незаурядные способности юного семинариста обратили на себя внимание его воспитателей. Пытливый ум, стремление всегда помочь другому разобраться в самых сложных вопросах и исключительная трудоспособность предвещали ему будущность ученого и педагога. В 1783 г. в Петербурге была учреждена первая в России учительская гимназия. В эту гимназию были вызваны из духовных академий и семинарий лучшие студенты философского и богословского классов для подготовки к учительской деятельности, в том числе и Т.Ф.Осиповского.

После окончания курса (1786 г.) Осиповский был назначен преподавателем народного училища. С сентября 1876 г. он начал работать в Москве, в главном народном училище учителем физико-математических наук и русской словесности. Репутация Осиповского как "отличнейшего из учителей" и как математика была настолько велика, что комиссия по народным училищам неоднократно присылала ему на просмотр и рецензии издаваемые ею математические сочинения. В этот период у Осиповского окончательно сложились материалистические и атеистические взгляды. Он отвергает превратные представления о мире, суеверия и предрассудки. Осиповский обращается только к природе и ее законам, в которой он видит единственный предмет для всех наук. Материалистические взгляды помогают ему найти правильные решения современных ему проблем естествознания, в том числе и математики. Плодотворная работа Осиповского в московском главном народном училище продолжалась 14 лет (с 1786 г. по 1800 г.) С марта 1800 года в звании профессора физики и математики он стал преподавать в той же гимназии, в которой когда-то сам учился. Эта гимназия впоследствии была переименована в Петербургский университет.

Годы деятельности Т.Ф. Осиповского в Петербургской учительской гимназии были годами напряженной работы. Учебных пособий по математике на русском языке тогда еще не было и Осиповский вынужден был пользоваться только своими собственными сочинениями, написанными им для учащихся московского главного народного училища.

Учебник "Курс математики", изданный в 1803 году, был первым в России учебником математики на русском языке. Он считался одним из лучших в Европе. В первой части автор знакомил читателей с различными методами решения арифметических задач и правилами действия над натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями. Во второй части давал понятие непрерывной дроби, знакомил со сложением, вычитанием, умножением и делением алгебраических чисел, со степенями и корнями, с логарифмами и их свойствами, с арифметическими и геометрическими прогрессиями. Здесь же Осиповский написал новый " Курс математики", пользовавшийся в свое время большой известностью и выдержавший три издания.

 Как крупный математик Осиповский становился все более известным в научных кругах России. В конце 1802 г. основатель Харьковского университета В.Н.Каразин предложил Осиповскому место профессора математики в открываемом Харьковском университете. Чтобы ускорить открытие университета, был учрежден комитет правления университета, в состав которого вошел и Осиповский. Как член комитета он отдал много сил организации университета.

Научные интересы Осиповского не ограничивались областью математики. Выдающийся русский естествоиспытатель интересовался астрономией, физикой, механикой.

Т.Ф. Осиповский во всех областях стремился сказать новое, передовое слово. Он, в частности, обратил внимание на необходимость реформы календаря. В своей статье "О календаре", опубликованной в майском номере журнала "Украинский вестник" за 1816 г., Осиповский показал отставание астрономического года от старого календаря, приведшее к огромным расхождениям с календарным годом. Так что, если в начале 19-го столетия старый календарь отставал от истинного года на 12 дней, то в дальнейшем это отставание будет еще большим. Он понимал, что ни церковь, ни царское правительство не пойдут ни на какие новшества, но, тем не менее, предложил реформу календаря – высказался за замену его более точным. Поскольку Осиповский предвидел ожесточенную оппозицию со стороны церкви и царизма, он предложил, начиная с 1817 г. или с 1812 г., подряд на протяжении 48 лет не отмечать високосных годов, т. е. считать в каждом году 365 дней, пока отставание календаря не будет компенсировано.

Скончался Тимофей Фёдорович в 1832 году.

Учебник Т.Ф.Осиповского “Курс математики” знакомил читателей с различными методами решения арифметических задач. Арифметика – часть математики; изучает простейшие свойства чисел, в первую очередь натуральных и дробных, и действия над ними. Развитие арифметики привело к выделению из нее алгебры и теории чисел. Чему нас учит арифметика? Решать рационально – это значит разумно, кратко, быстро. Вспомним некоторые приемы быстрых вычислений.

Вот простой и удобный способ умножения двузначного числа на 11.

Если сумма цифр множимого меньше 10, цифры множимого как бы раздвигаем и вписываем сумму цифр множимого: 35·11=385 (3+5=8); 63·11=693 (6+3=9); 81·11=891 (8+1=9)

Если сумма цифр двузначного числа больше 10, то между двумя цифрами множимого вписываем из полученной суммы только цифру единиц, а цифра десятков множимого увеличивается на 1: 39·11=(3+1)29=429 (3+9=12); 64·11=(6+1)04=704 (6+4=10).

Теперь умножим трехзначное число на 11. 145·11=1595. Переносим 1 цифру сотен множимого в произведение в качестве цифры тысяч. Складываем цифру десятков (4) с цифрой его сотен (1) и берем эту сумму в качестве цифры сотен. Складываем цифру единиц с цифрой десятков множимого (4+5=9) и ставим их на место десятков. На место единиц в произведении берем единицы числа (5).

162 · 11=1782 (6+1=7 – цифра сотен), (6+2=8 – цифра десятков), 2 – цифра единиц

275 · 11=3025 – Внимание! Сумма 7+5>10

269 · 11=2959 – Внимание! Сумма 6+9>10

Так же быстро можно умножить двузначное число на 111. Если сумма цифр множимого меньше 10. 24·111 =2665. Находим сумму цифр данного двузначного числа (2+4=6), раздвигаем цифры множимого дважды пишем сумму цифр данного двузначного числа: 43·111=4773, 62·111=6882

Если сумма цифр множимого больше 10.

56 · 111 = 6216 (5+6=11), 6 так и записываем, из суммы 11 вписываем только последнюю 1 в десятки, затем к 1 дес + 1 = 2 – число сотен, увеличиваем 5 на 1 = 6- число тысяч.

47 · 111=5217; 76·111=8436; 69 ·111=7659; 95 · 111=10545; 97 · 111=10767; 88 · 111=9768.

Используя всевозможные варианты умножения чисел, зная основные законы умножения и сложения решать выражения можно устно.

Страница 3. Жизнь и деятельность Александрова Ивана Ивановича

Александров Иван Иванович, родился 25 декабря 1856 года в городе Владимире, в семье уездного врача. В 1861 году отец Иван Павлович был назначен врачом в Тулу. По окончании Тульской гимназии Иван Иванович поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. В университете он слушал лекции таких великих учёных, как П.Л. Чебышев, Е.И. Золотарев, Д.И. Менделеев, Д.К. Савин. По окончании университета в 1878 году был назначен учителем математики в Тамбовскую гимназию, где и работал до 1906 года. В последствии работал в Москве.

Опубликовал в различных изданиях более 30 печатных работ по вопросам содержания и преподавания школьного курса математики: "Методы решения геометрических задач на построение", "Основание арифметики", "О составлении и решении задач на вращение", "О причинах развития математики" и т. д.

В книге "Методы решения геометрических задач на построение" он расположил задачи на построение не по степени трудности их решения, а в зависимости от главных методов решений и указал способы исследования всей области задач на построение.

О значении этого труда говорит тот факт, что после его опубликования в России он был издан во Франции и в Германии.

Александров Иван Иванович скончался в 1919 году.

Страница 4. Жизнь и деятельность Алексея Константиновича Власова

Алексей Константинович Власов родился 17 января 1868 года, в селе Власовское Покровского уезда Владимирской губернии. Учился во Владимирском духовном училище, семинарии, окончил Владимирскую гимназию, потом, в 1892 году, окончил Московский университет.

В 1901 году защитил магистратскую, а в 1911 докторскую диссертации. Тогда же Алексей Константинович, вместе с группой преподавателей, был вынужден уйти из университета в знак протеста против Столыпинской реакции. До 1917 года он преподавал в Московском Коммерческом институте, потом вернулся в Университет. Как ученый, положил начало применению проективной геометрии к начертательной геометрии и номографии. Вел большую педагогическую работу.

Андрей Николаевич Колмогоров, Академик, Профессор Московского университета, Герой Социалистического труда, считал А.К. Власова своим учителем и наставником, наряду с рядом других замечательных педагогов-математиков.

Автор многочисленных научных работ и учебных пособий по математике. Доктор чистой математики, Профессор Московского университета, Московского Коммерческого института, Архитектурного отделения училища Живописи, Ваяния и Зодчества.

Известным трудом А.К. Власова стал Курс высшей математики, изданный им в 1914 году. В предисловии к первому изданию говорится: “Настоящий “Курс высшей математики” написан для моих слушателей в пособие к лекциям, которые я читаю в Московском коммерческом институте и на Архитектурном отделении Училища живописи, ваяния и зодчества. Для студентов, специальные интересы которых сосредоточены вне математики, изучение последней не имеет самодовлеющей цели. Но те требования, которые предъявляются математике науками о природе или инженерным искусством и техникой, не могут быть сведены к простому собранию формул, имеющих то или иное прикладное значение. Математику нельзя изучить как сборник рецептов, потребных на всякий случай. Не только самодовлеющее, но и служебное значение математики заключается в выработке привычки к математическому мышлению. Даже при малом запасе сведений математически воспитанная мысль позволяет использовать этот запас в надлежащих целях”.

Данный учебник переиздавался вплоть до 1946 года, что говорит о большой педагогической и научной ценности Курса.

Одна из многочисленных работ профессора, доцента Московского университета А.К.Власова – перевод книги Лапласа “Опыт философии теории вероятностей. Популярное изложение основ теории вероятностей и ее приложений”. В предисловии к переводу Алексей Константинович пишет: “Теория вероятностей является одной из интереснейших ветвей математического анализа, уже давно привлекшей к себе внимание и вне круга специалистов. Развитие математической статистики, биометрии, различного рода страхований, которые, распространяясь на широкие народные массы, сделались неизбежным фактором социальной и экономической политики, свидетельствует о том значении, которое может иметь теория вероятностей, которая лежит в основе этих наук и приложений”. В то время теория вероятностей вводилась как обязательный предмет для изучения не только на математическом отделении физико-математических факультетов, но и на экономическом отделении юридических факультетов и других высших школ.

Скончался Алексей Константинович Власов 21 мая 1922 года в Москве.

Вспомним то, что вы изучали по теории вероятности.

Теория вероятности, раздел математики, в котором по данным вероятностям одних случайных событий находят вероятности других событий, связанных каким-либо образом с первыми. Теория вероятностей изучает также случайные величины и случайные процессы. Одна из основных задач теории вероятностей состоит в выяснении закономерностей, возникающих при взаимодействии большого числа случайных факторов. Математический аппарат теории вероятностей используется при изучении массовых явлений в науке и технике. Методы теории вероятностей играют важную роль при обработке статистических данных.

Во многих играх используют кубик, у которого на каждой грани отмечено различное количество точек – от 1 до 6. Играющий бросает кубик, смотрит, сколько точек имеется на выпавшей ему грани, и делает соответствующе число ходов. Бросание кубика можно считать опытом, экспериментом, а полученный результат событием. Людям обычно очень интересно угадывать наступление того или иного события, предсказывать его исход.

Вам предлагают сыграть в такую игру: кидают 6 игральных кубиков. Сумма выпавших чисел суммируется. Если выпадет от 6 очков до 15 или от 30 до 36 очков – большой выигрыш, а если от 15 до 30 очков – проигрыш. Как утверждается, вероятность выигрыша 50 на 50. Подумайте, стали бы вы играть в эту игру? А поменяв условия выигрыша и проигрыша наоборот? В первом случае математики откажутся играть, а во втором – охотно согласятся, т.к. сумма очков из середины ряда 6-36 выпадает чаще. Это строгий, математический расчет!

А вот такой вопрос: “В урне из 30 находящихся там билетов 15 выигрышных. Каким бы Вы хотели тянуть билет: первым или вторым?” Вероятность того, что 1-й билет выиграл – 1/2. Вероятность того, что 2-й билет выиграл при условии, что 1-й тоже выиграл, – 14/29 * 1/2=7/29. Вероятность того, что 2-й билет выиграл при условии, что 1-й проиграл, – 15/29*1/2=15/58. Значит, вероятность того, что 2-й билет выиграл, – 7/29+15/58=29/58=1/2. Т.о., все равно, каким тянуть билет.

Страница 5. Жизнь и деятельность Барсукова Александра Николаевича

Александр Николаевич Барсуков родился 29 марта 1891г. в селе Ильинском Судогодского уезда. В семье было три сына и четыре дочери. Отец, рабочий стекольного завода, с трудом содержал большую семью, и Александра отдали на воспитание родственникам. Получив начальное образование, он после конкурсного экзамена в 1906 году поступил в учительскую семинарию. Но так ее и не окончил из-за ареста в 1907 году за участие в подпольной организации учащихся. Улик против него оказалось недостаточно, и из-под ареста его освободили, однако из семинарии исключили.

Александр упорно занимается самообразованием, посещает московские общеобразовательные курсы и готовится к сдаче экстерном экзамена на аттестат зрелости. В 1909 году успешно его выдержал и в том же году поступил в Московский университет, на физико-математический факультет. Чтобы учиться, пришлось заниматься репетиторством. На этот заработок Александр жил сам и семье помогал.

В 1911 году за участие в студенческих волнениях его исключили, с большим трудом он восстановился в университете и успешно окончил его. После чего и прибыл в Ковровское реальное училище. В первое время его наставником был инспектор училища, он же учитель физики Григорий Иванович Фалеев. Работа Александра заинтересовала, и почти два года, кроме нее и любимой математики, для него ничего не существовало. В это время он написал свою первую научную работу “О представлении целого числа в виде суммы ряда последовательных нечетных чисел”. Она была опубликована в № 4 журнала “Математическое образование – за 1915 год (издание Московского университета).

В 1920 году А.Н.Барсуков открыл в Коврове первый в губернии рабфак и вечерний университет, где сам преподавал математику. В 1921-м его перевели во Владимир. Там он также создал рабфак, став его ректором и преподавателем математики. В его честь на бывшем здании Рабфака установлена мемориальная доска.

В 1927 году его отозвали в Москву и поручили создать Центральные курсы профдвижения. Затем А.Н. Барсуков – декан физмата МГУ, замректора по учебной части, начальник и главный редактор Учебно-педагогического издательства. С 1934г. он – редактор журнала "Математика и физика в школе”, а с 1937г. – “Математика в школе”. Этот журнал основан по его личной инициативе. В тот период А.Н.Барсуков вел широкую научно-исследовательскую и преподавательскую работу в педагогическом институте имени В.И.Ленина, научно-исследовательском институте политехнического образования, Московском городском институте усовершенствования учителей. Он написал 33 исследования по разделам алгебры, а его учебник для средних школ “Алгебра” помнят многие поколения. Учебник выдержал 10 изданий. Его общий тираж достиг десяти миллионов экземпляров. Многие ребята получили хорошее математическое образование, обучаясь по этому учебнику.

В Великую Отечественную войну А.Н.Барсуков добровольцем вступил в Московское ополчение. Став пулеметчиком, храбро сражался под Mocквой, Смоленском, на Ленинградском фронте. В послевоенные годы Александр Николаевич полностью отдает себя научной и педагогической деятельности, вновь редактирует журнал “Математика в школе”. А.Н.Барсуков награжден двумя орденами и медалью Ушинского.

Умер А.Н.Барсуков в 1958 году.

В 1972-м году школе № 1 г. Коврова присвоили его имя.

Страница 6. Жизнь и деятельность Дмитрия Хмелёва

В Канаде, в университете Торонто появился англоязычный сайт памяти уроженца города Вязники Владимирской области, ученого-математика, программиста Дмитрия Хмелева.

Дмитрий родился в Вязниках 23 июня 1976 года, учился в школе №6, побеждал на городских и областных математических олимпиадах, разделил первое место на всесоюзной олимпиаде по информатике. В 1991 году Дмитрий поступил в школу-интернат им. А.Н. Колмогорова при МГУ и уехал из родного города. После двух лет обучения в школе Дмитрия Хмелёва зачислили на механико-математический факультет без вступительных экзаменов. В 1998 году он закончил мехмат с красным дипломом, а потом и аспирантуру. С 1999 по 2002 учился в аспирантуре в институте Ньютона в Кембридже. Он защитил, таким образом, две кандидатские диссертации в двух принципиально различных областях чистой и прикладной математики. Работал на филологическом факультете МГУ и в университете канадского города Торонто. В августе 2004-го переехал в США в штат Техас по приглашению университета города Остин. 25 октября того же года Дмитрий Хмелёв внезапно умер от разрыва аорты. Похоронен он в Вязниках.

Дмитрий занимался вероятностными задачами, и защитил по теории массового обслуживания кандидатскую диссертацию. После приглашения в Кембридж Дмитрий начал изучать значительно более абстрактную область математики – одномерную и комплексную динамику, и вторую свою диссертацию Дмитрий написал по отображениям окружности.

Тем не менее, Дмитрий всю жизнь продолжал заниматься и публиковать научные работы в тех областях, которые интересовали его в самом начале научной деятельности. Его "хобби", было исследование русского языка, а также текстов на других языках, с использованием математического, вероятностного подхода. Увлечение обработкой текстов переросло во вторую специализацию Дмитрия. О тексте можно многое сказать, используя исключительно математические и вычислительные методы. Можно, скажем, определить истинного автора по стилю и использованию сочетаний слов или даже букв, можно выявить плагиат, найти назойливо повторяющиеся выражения в тексте.

Такие методы математического анализа текстов широко используются сейчас на практике. Дмитрий Хмелёв стал одним из первых создателей и разработчиков этих методов, он является признанным авторитетом в этой области. Самой известной программой Дмитрия стал "Лингвоанализатор Хмелёва". Те, кто пользуется Интернетом, хорошо знают электронную библиотеку Максима Мошкова – также выпускника мехмата МГУ. В его библиотеке – тысячи текстов известных и начинающих авторов. Именно на основе этих текстов Дмитрий Хмелёв и создал свой "Лингвоанализатор". Последнее время он стал настолько популярен, что превратился в новое модное увлечение русского Интернета. Вы закладываете в разделе самиздата произвольный текст, запускаете анализатор Хмелёва, и на экране появляется показатель сходства вашего творения с пером кого-то из известных писателей. Более того, если задать программе некий отсутствующий у Мошкова текст, автор которого известен и представлен уже в библиотеке, программа немедленно выдаст вам имя автора.

Заключение.

Прослушав сообщения о жизнедеятельности некоторых известных математиков, чьи имена связаны с историей Владимирского края, можно заметить, что круг вопросов, которыми они занимались, связан не только с математическими познаниями, но и с физическими, астрономическими. Закончить рассказ можно словами Д.И. Писарева.

“Математика есть лучшее, и даже единственное возможное введение в изучение природы. Без геометрии и алгебры невозможно изучение механики; без геометрии, алгебры и механики не возможно изучение астрономии; без геометрии, алгебры, механики и астрономии не возможно изучение физики и физической географии”

Желаем вам успехов в освоении всех школьных предметов!

Читать еще:


Новые материалы:

Урок-творческая мастерская «И.А. Крылов "Мораль сей басни такова…"» :: Интегрированный урок литературы, изобразительного искусства, музыки "Осенние мотивы" :: Ханс Кристиан Андерсен. Жизнь и творчество писателя :: Открытый урок по литературе на тему "Жанровое своеобразие произведения М.Пришвина "Кладовая солнца". 5-й класс :: В поисках капитана Гранта (мастерская по роману Ж.Верна "Дети капитана Гранта" в 6-м классе) :: Zомбоящик, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Шкафы / Трия / Шкаф-пенал Трия ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Самостоятельная работа "Строение атома и атомного ядра". 9-й класс

В работе проверяются знания о строении атома и атомного ядра, умения работать с информацией, представленной в виде связного текста физического содержания, решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD