Внеклассное мероприятие по математике "Старинная русская ярмарка" : Математика

Внеклассное мероприятие по математике "Старинная русская ярмарка" : Математика

Цели:

- Рассмотреть основные этапы исторического развития математики с древности до конца ХХ века;
- Показать роль математики в истории развития человечества;
- Стремиться к максимальной доступности изложения;
- Расширение кругозора учащихся;
- Развитие интереса к предмету “математика”.

Оборудование: Оформить кабинет в стиле старинной русской ярмарки.

Участвуют:

- ведущий,
- Фома-скоморох,
- продавец материи,
- продавец овощей,
- продавец посуды,
- Яков – продавец сладостей;
- мудрец;
- покупатели: Софья, Мария, первый барин, второй барин …

Ведущий:

Предки русского народа – славяне – с незапамятных времен жили на землях Средней и Восточной Европы. Первые письменные упоминания о славянах встречаются в книгах древних римлян, написанных в самом начале нашей эры. Арабские книги, говоря о том, что в середине первого тысячелетия славяне вели большую торговлю с греками и другими народами и храбро воевали с иноземцами, которые пытались их покорить. В Х веке нашего летоисчисления у славян появилась письменность. С этого времени начинается «писание» истории Древней Руси. У славян, как и у всех народов, учителем математики была жизнь, практика. Постепенно рождались и накапливались навыки счёта, правила измерения. На церковной площади происходили базары, в церкви стояли лари для хранения договоров по торговым сделкам, при церквах находились верные весы и меры, в подвалах церквей хранились товары. Взвешивания производились в присутствии представителей духовенства, получавших за это пошлину в пользу церкви.

УКАЗ
Х век. Киевская Русь.

Устав князя Владимира Святославовича, еже искони установлено есть и поручено есть епископам градские и везде всякие мерила и спуды и весы… блюсти без пакости, не умножите не уломите.

Фома:

Я на ярмарку иду
Малых деток веселю.
Приспел товарец
Ткачи и кружевницы,
Гончары и игрушечники,
Все разложили свой товар.
Народ собирается,
Ярмарка открывается!

(Народ выходит на ярмарку, шум, гам)

Фома: Всё - не всё! Мало или много! На ярмарке всё можно. Покупайте! Продавайте!

Продавец материи: Тогда начнем с меня. Всем кто подходит. И всем кто есть. Приехал я из далекой стороны и привез хорошие товары (хвалит свой товар).

Софья:

Ну что за товар! И этот хорош!
И другой хорош! Выбирай который хошь!

Мария:

Сяду рядышком на лавку,
Вместе с вами посижу.

(Садится на лавку, наблюдает за Софьей и продавцом).

Софья: Хочу купить я ткани и сшить платье. Подойдет, не подойдет, не знаю? (смотрит ткани) Беру всю, отмерьте, сколько же здесь?

Продавец материи: (измеряет в локтях + пяди)

Софья: А можно я сама измерю? (мерит в аршинах + пяди)

Продавец материи: 1 локоть материи стоит один целковый и четвертак, то есть 125 копеек, всего ткань будет стоить 1 рубль 25 копеек.

Софья: И эту ткань хочу я тоже.

Продавец материи: Измерю я сейчас маховой саженью (измеряет).

Софья: Еще платочки с дюжину, то есть 12 штук.

Продавец материи: Платки за трехгривенник отдам, то есть за 30 копеек. Всего с вас (считает) полуимпериал. Всего на всего 18 рубликов.

Софья: (считает деньги, просит у Марии) Ох дорогая. Хотела купить материи, да денег не хватает. Можешь одолжить?

Мария: Кода берешь, ох как кланяешься, а вожмешь, так отвернешься. Ты же в долгах по горло. Сколько тебе?

Софья: У меня 13 целковых 3 четвертака и гривенник, всего 13 рублей и 85 копеек. Не хватает 4 целковых и пятиалтынный, 4 рубля 15 копеек.

Мария: Вот возьми.

Софья: Большое спасибо. Я тебе, дорогуша, скоро верну (расплачивается).

Мария: Дождешься от тебя - как от вербы яблок (рассматривают покупки).

Яков:

У дядюшки Якова
Товару хватит всякого.
Не товар, а сущий клад,
Забирайте нарасхват (продает сладости).

Фома: (зовет народ на площадь, начинает игру)

Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка раз.
Лишь скажу я слово «три»
Приз немедленно бери.
Однажды щуку мы поймали
Распотрошили, а внутри
Рыбешек мелких увидали
И не одну, а целых … две.
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри на старте не хитри,
А жди команду: «Раз, два,…марш!»
Когда стихи запомнить хочешь
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок, другой, но лучше…пять.
Недавно поезд на вокзале
Мне три (быстро проговаривает) часа пришлось прождать.
Ну что ж, друзья, вы приз не взяли
Когда была возможность взять.

(народ расходится)

Фома:

Балалайка звонкая, тульский самовар!
Праздники на ярмарке – праздничный базар!

Продавец овощей:

Тары-бары, растабары
Есть хорошие товары.
Не товар, а сущий клад
Забирайте нарасхват.

(обращается к мимо проходящему барину)

Эй, барин, иди, покупай, у меня все самое, самое.

Барин: Мы же не в лесу родились и не пенью молились, знаем в вещах толк.

Продавец овощей: Если знаешь толк, я наберу тебе товару самого лучшего, впрок.

Вот: капусты три манна – 18 кг,
Муки три пуда – 48 кг,
И картошки один кантар – 41 кг,
Да свеклы самой сладкой 2 бизмена - 2кг.

(считает):

один ман – гривенник, всего трехгривенник,
Муки пуд – пять целковых, всего 15 целковых,
Картошки кантар – три четвертака,
Свеклы бизмен – один целковый, всего два целковых.

И получится полуимпериал и пятачок, то есть 18 рублей 5 копеек.

Барин: (считает деньги, расплачивается)

Продавец материи:

Яркие платочки, шелковые шнурочки,
Стою на краю, чуть не даром отдаю.
За пляски и шутки, за песни и прибаутки,
И танцуем …

(все танцуют русский народный танец)

Продавец посуды:

У нас на ярмарке – раздолье
Неси, что хочешь – все продашь
А покупатели довольны?
Распутай этот ералаш.

(обращается к барину)

Слушай, барин, недалече отсюда, то есть в 1500 саженях – в трех километрах есть у меня хорошие земли. Начал я торговлю, а земля без хозяина. А ты знаешь – без хозяина земля, круглая сирота.

Барин: Ой, я даже не знаю, за землей наверно уход нужен.

Продавец посуды:

Но ведь земля она такая,
Ее нужно лелеять и она нас пожалеет.
А кто надеется на небо,
Тот сидит без хлеба. Может у тебя деньжат маловато?

Барин: Ты мое добро не трожь: хочу с кашей ем, хочу с маслом. Ну, давай продолжай.

Продавец посуды: Площадь моей земли составляет одну десятину, вдоль 80 саженей, поперек 30 саженей. В одной сажени – 2 метра, значит в 30-ти саженях 60 метров, в 80-ти саженях 160 метров. 60 * 160 получается 9600 метров. В одной сотой – 100 метров, получается 96 сотых. Земля моя стоит 10 золотых монет.

Барин: (считает деньги):

Слову – вера
Хлебу – мера
Деньгам – счет.

(появляется мудрец, народ ликует)

Фома: Великий мудрец, как ты сюда попал?

Мудрец:

Я странствую, и побывал почти везде.
Я людям их будущее предсказываю.

Фома:

И коротко нам тоже расскажи,
Что ждет нас в будущем?

Мудрец:

Короткую речь слушать хорошо,
Под долгую речь – думать хорошо.

Задам задачки я вам разные, а вы подумайте и рассуждайте. Только в том случае скажу я вам судьбу, когда услышу ответы на все вопросы.

Вопрос первый:

Сколько пальцев на двух руках?
А на десяти руках?

Вопрос второй:

Сколько концов у трех палок?
У четырех с половиной палок?

Вопрос третий: Летела стая уток. Одна впереди, две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три вряд. Сколько летело уток?

Вопрос последний, трудный: Из восьмидесяти одной монеты одна фальшивая, значит легкая. Четырьмя взвешиваниями найти эту монету.

(народ думает, отвечает на вопросы)

Мудрец: Вы молодцы, а теперь слушайте. Много лет пройдет с этих дней. Много воды утечет с этих мест. И наступит тот день, когда люди будут считать большие числа, используя машины, которые работают с помощью не видимого огня. И любой труд человека станет легче и интересней.

Фома: Спасибо тебе мудрец за доброе слово. Мы будем стремиться к этому дню (мудрец уходит).

Фома:

Тише дудки, тише домбры,
Собирайся, люди добры.
Ярмарка закрывается,
Песня начинается (поют частушки).

Ведущий:

И как предсказывал мудрец – будущее наступило. Появились новые меры измерения, появились новые приборы измерения.

Не меньшую ценность и жизненную значимость, чем постоянство, имеет, напротив, изменчивость. Когда в обществе происходят радикальные изменения, то от нас требуется значительная модификация своих взглядов, установок, ценностных ориентаций. Если мы сегодня иные, чем вчера, значит мы, развиваемся!

Читать еще:


Новые материалы:

Вычитание натуральных чисел :: Решение тренировочных задач "Статистика". Повторение. Подготовка к ГИА-9 :: Умножение и деление десятичных дробей. Интегрированный урок "Здоровье и физкультура". 5-й класс :: Технология модульного обучения как средство развития самостоятельной деятельности учащихся :: Конспект урока для учащихся 9-классов по теме: "Смерть Сталина. Изменения в политической системе" :: Человек-муравей и Оса ( Ant-Man and the Wasp ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Спальня/Мебель с зеркалом/Столики туалетные / Мебель Смоленск / Стол туалетный ТР-02 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Самостоятельная работа "Строение атома и атомного ядра". 9-й класс

В работе проверяются знания о строении атома и атомного ядра, умения работать с информацией, представленной в виде связного текста физического содержания, решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD