Урок по теме "Этот удивительный симметричный мир" : Математика

 

цели урока:

  1. Познакомить учащихся с удивительным математическим явлением – симметрия, научить «видеть» симметричные предметы в окружающей обстановке, определять сколько осей симметрии имеет каждая фигура.
  2. Определить роль симметрии в жизни и практической деятельности человека.
  3. Развитие кругозора учащихся, привитие бережного отношения к природе, познавательного интереса.

оборудование:

  1. Плакат по биологии;
  2. Плакат по истории;
  3. Набор вырезанных фигур;
  4. Чернила, краски;
  5. Ножницы, бумага.

Ход урока

I. Организационный момент .

Здравствуйте, уважаемые гости и ребята!
Присаживайтесь! Я рада приветствовать вас на очередном заседании нашего факультатива.

II. Изучение темы урока.

Тема, с которой мы сегодня познакомимся «Симметрия»

О, Симметрия! Тебе я гимн пою!
Тебя повсюду в мире узнаю.
Ты в Эйфелевой башне, в малой маске,
Ты в ёлочке, что у лесной дорожке.
С тобою в дружбе и тюльпан и роза
И снежный рой – творение мороза!

Вот как восславил неизвестный поэт симметрию.
Посмотрите на кленовый лист, снежинку, бабочку. Их объединяет то, что они симметричны. Если поставить зеркало вдоль прочерченной на каждом рисунке прямой, то отраженная в зеркале половинка фигуры дополнит ее до целой (такой же, как исходная фигура). Поэтому такая симметрия называется зеркальной или осевой.
Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на следующие вопросы:

- Что такое симметрия?
- Что собой представляет осевая симметрия?
- Какую роль играет симметрия в повседневной жизни человека (в природе, архитектуре).

В древности слово «симметрия» употреблялось в значении «гармония» и «красота». Действительно, в переводе с греческого это слово обозначает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей».

опыт:

Капнем на лист бумаги кляксу, а теперь согнем лист пополам. Какие интересно рисунки мы с вами получили? Линия сгиба – ось симметрии. Части – симметричны.

вывод:

Фигуру, которая у вас получилась можно назвать симметричной?

- Давайте проверим на опыте с квадратом и другими геометрическими фигурами.
- На партах у вас лежат геометрические фигуры. На доске они записаны. Ваша задача определить, сколько осей имеет каждая фигура.

Задание № 1

  1. Назовите самую «симметричную фигуру».
  2. Назовите самую «несимметричную фигуру».

Фигура

Количество осей

Прямоугольник

2

Ромб

2

Квадрат

4

Круг

~

Параллелограмм

-

Прямоугольный треугольник

-

Равносторонний треугольник

3

Равнобедренный треугольник

1

Правильный шестиугольник

6

 

вывод:

Оказывается, ряд симметричных фигур имеет несколько осей симметрии, поэтому их называют – симметричными, а если нет осей симметрии, то несимметричными

 

 

Задание № 2

1. Определите, что общего у фигур:

Провести оси симметрии (на плакате)

Вывод: они все симметричны => есть ось симметрии

2. Какая из фигур лишняя?

 

Объясните почему?
Провести ось симметрии для каждой фигуры.

- Природа – удивительный мастер. Все живое в природе обладает симметрией.

Сообщение: «Симметрия в природе».

- Очень интересные факты вы узнали, но интересно еще и то, что симметрия наблюдается не только в форме животных, но и в цвете (окраске). Окраску считают способом приспособления к окружающей среде, так как каждое живое существо стремиться выжить, сохранить себе жизнь, и естественно любое ее нарушение ведет к гибели. Вот такие интересные факты из мира природы. Но и ведь сам человек принадлежит природе и он тоже является симметричной фигурой. Как вы думаете почему? (у него пара рук…).
А как же тогда другие формы жизни на иных планетах.
Кирилл попытается выдвинуть гипотезу о том, что не только земной мир симметричен, но и инопланетный.

Сообщение: «Симметрия и инопланетяне».

- А теперь опустимся с небес на землю. Издавна человек использовал симметрию в архитектуре.

Сообщение: «Симметрия и архитектура»

Но не только архитекторы и строители используют симметрию в своих целях. Она может использоваться в других профессиях: швеи, конструкторов, плотников и т.д.
Даже вы ребята, обучаясь в школе, с первых дней знакомитесь с алфавитом. А ведь многие буквы обладают свойством симметрии. Давайте найдем их и определим, сколько они имеют осей симметрии:

Задание:

  1. Назовите буквы, имеющие одну или две симметрии.
  2. Составьте слова, имеющие

а) горизонтальная ось симметрии:
совок; нос; сон; кок; кон; нож.
б) вертикальную:
топот; шалаш; мадам; поп; тот.

 

 

 

 

Молодцы, хорошо поработали, а теперь ответьте на вопросы:

III. итог урока

  1. С каким интересным понятием вы сегодня познакомились?
  2. Что интересного вы узнали о симметрии?
  3. Как можно построить симметрии фигуры?

А теперь я предлагаю вам сделать друг другу подарок. Вырежьте из бумаги красивую снежинку.

 

Читать еще:


Новые материалы:

Внетабличное умножение. Поиск способов определения значения произведения, в котором один множитель — многозначное число :: Урок русского языка "Главные и второстепенные члены предложения". Система РО Л.В.Занкова (3-й класс) :: Урок по окружающему миру "Откуда в наш дом приходит электричество?" :: Формирование навыка беглого осознанного чтения :: Практическое занятие "Азбука здоровья" (1-й класс) :: Я, Клод Моне ( I, Claude Monet ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Вешалки/Напольные / Мебелик / Вешалка гардеробная М-9 металлик ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как убрать толстый живот у женщин

Почему растет живот Почему растет живот у женщин, причем независимо от того, есть ли у них лишний вес или нет? Кроме того, что лишние сантиметры не украшают тело...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как накачать огромные предплечья

Как накачать мышцы предплечья? Лучшие упражнения для предплечий помогут в этом Для пропорционального развития тела необходимо на тренировках уделять внимание...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD