Проблемный подход в обучении математике : Математика

Проблемный подход в обучении математике : Математика

В работе используется преентация (Приложение 1).

(слайд 2) Нередко из уст школьника можно услышать: «А зачем нам изучать математику? Цифры мы знаем, считать умеем, а ошибки исправит компьютер! В этом «зачем» порой скрывается и нежелание учиться, и непонимание учеником конечной цели обучения. Наша школа часто является школой памяти, а ученик вынужден лишь озвучивать учебник, поскольку умные, но чужие мысли не стали его собственными. В итоге выпускники школы, даже обладая знаниями по предмету, не могут их продемонстрировать, связно и логично изложить, а зачастую испытывают трудности при самом процессе мышления. (слайд 3) Современная школа находится в постоянном творческом поиске. Как справиться с ситуацией тотальной  математической безграмотности наших учеников? Безграмотности не только  вычислительной, но и общекультурной, от которой зависит воспитание их гражданской позиции, нравственных качеств, развитие их мыслительных способностей. В концепции модернизации общего образования вполне своевременно вводится понятие коммуникативной компетенции, которую дети должны обрести на уроках  математики.

Это особенно актуально в связи с переходом общества от индустриального к постиндустриальному. Теперь стало важным, чтобы наши ученики были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. (слайд 4)  Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

  • ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания;
  • самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения);
  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях;
  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного  уровня

(слайд 5) Анализируя поставленные цели, мы можем сказать, что на первый план подготовки личности, ориентированной на самореализацию в процессе общения, выходит необходимость формирования коммуникативной компетенции, что способствует более тесной связи предмета с жизнью. Но на практике учителя математики сталкиваются еще с одной проблемой: математика как учебный предмет не всегда вызывает интерес. (слайд 6) Опыт работы подсказывает, что один из путей разрешения сложившегося противоречия-проблемный подход в обучении  математике. При реализации данного подхода учитель создаёт условия для осмысленного, а не формального усвоения знаний учащимися, для формирования их коммуникативной культуры.

Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития рассмотрено в трудах Бабанского, Гальперина, Лернера. Наиболее полное определение этого понятия даёт М.И. Махмутов, труды которого стали теоретической базой моего опыта.

Обучение называется проблемным не потому, что весь учебный материал дети  усваивают путём самостоятельного  решения. Здесь есть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность, и выполнение заданий. Однако организация учебного процесса базируется на принципе проблемности. Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, в котором присутствует систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся. (слайд 7) Система методов и приёмов, которые учитель использует при проблемном подходе, очень разнообразна. Выбор средств обучения зависит от целеполагания и материала урока. Но первостепенное значение  занимает эвристическая беседа, проблемное изложение материала, постановка и разрешение проблемной ситуации.

Писатель, мыслитель, педагог Л.Н.Толстой утверждал: «Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилием мысли, а не памяти»

(слайд 8) Учителя постоянно беспокоит вопрос: как построить урок для более рационального развития общеучебных и предметных умений? Завладеть вниманием современных учеников непросто. Их нужно удивить и заинтересовать. Немалая роль при этом отводится технологии проблемного обучения, в частности, использованию проблемной ситуации. (слайд 9) Приёмы проблемного изложения знаний происходит на трёх этапах урока:

  1. Актуализация знаний
  2. Постановка проблемы
  3. «Открытие» нового знания

(слайд 10) Существует несколько способов постановки проблем на уроке:

  1. Создание проблемной ситуации
  2. Проблемный диалог
  3. Сообщение темы в готовом виде, но с применением мотивирующего приёма.

Рассмотрим эти способы. Наиболее характерной является проблемная ситуация с «затруднением». В её основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала.

В подводящий проблемный диалог могут входить и репродуктивные задания, и мыслительные (проанализируй, сравни), но ответом на последний вопрос станет формулировка темы или целей урока. И, наконец, третий путь постановки проблемы заключается в сообщении интригующего материала, так называемого «яркого пятна» (это может быть сказка,  интересная старинная или практическая задача, различные точки зрения  математиков на одну проблему)

(слайд 11) Главное, с чем нужно определиться учителю: какова тема урока (иногда она может стать учебной проблемой) и в чем именно заключается новое знание.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок-путешествие в 5-м классе "По стране Русского Языка" :: Урок по литературе для 6-го класса "Роль дуэли в сюжете повестей А.С. Пушкина. «Выстрел»" :: Урок литературы в 10-м классе по теме: "Кто такой Печорин: добрый малый или мерзавец?" :: Внеклассное мероприятие. Сценарий гостиной, посвященной венчанию А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой "Чистейшей прелести чистейший образец" :: Внеклассная работа. Педагогическое шоу "А ну-ка, гувернанточки!" :: Когда твоя мать красотка ( Love Child ), 2018 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list36.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list36.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list36.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
О теле и душе ( Testről és Lélekről ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD