Интегрированный урок по теме "Путешествие по Калужской губернии. Решение задач с помощью уравнений" : Математика

Цели урока:

Тип урока: закрепление навыков решения задач.

Оборудование урока: карта Калужской губернии (Приложение 1), иллюстрации гербов.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в прошлое Калужской области, которая раньше называлась Калужской губернией. Известно, что Петр Первый посетил Калужский край. В 1722 году он прожил на Истьинском заводе около месяца. Он собственноручно вытянул на заводе полосу железа в 18 пудов и заклеймил ее своим штемпелем. Екатерина Великая посетила Калугу 15 декабря 1775 года, побывала в Полотняном заводе. Последствием поездки в Москву стал Указ императрицы от24августа 1776года, которым предписывалось преобразовать Калугу из провинции в Калужское наместничество. Первым Калужским наместником был генерал – аншер Кречетников Михаил Никитич. При Кречетникове Калужский край преобразился. Построен каменный гостиный двор, который существует и в наше время, открыт театр, народное училище, духовное училище. Калужские купцы торговали не только по всей России, но и в Англии, Голландии, Пруссии, Польше. Калужанки любили в качестве украшений жемчуг. Есть свидетельство, что в одной Калуге имелось такое количество жемчуга, что “на двух добрых лошадях увезти невозможно”.[2]. 12 октября 1796 года по указу Павла I Калужское наместничество было преобразовано в Калужскую губернию.

Рис.1

Губерния делилась на уезды, их было в начале 9: Боровский, Калужский, Козельский, Медынский, Мещовский, Мосальский, Перемышльский и Жиздринский. А в 1802 году образованы еще 2 уезда Лихвинский и Малоярославецкий.[1]

Ребята приготовили сообщения об уездах, где проживают их родственники. Мы узнаем, как жили наши предки в те далекие времена, чем занимались, и вместе будем решать возникшие вопросы.

II. Разминка. “Занимательные задачи”.

Купец Тимофей Карамышев в 1718 году получил от ПетраI Указ о постройке заводов “для делания парусных полотен…”. В 1720 году последовал еще Указ: “…построить своим коштом бумажную мельницу и делать бумагу”. В 1732 году компаньонами в дело вошли Афанасий Гончаров и Григорий Щепочкин. С именем какого русского поэта связано это историческое место? Чтобы узнать, надо решить уравнения и использовать ключ к ответу.

1 252 : y = 21 5 120 – x = 45
2 z : 35 = 18 6 y + 32 = 65
3 x 127 = 1524 7 Z – 24 = 86
4 35 x = 175 8 137 +x = 473

Ключ к ответу:

С

К

У

А

Н

П

И

Ш

630

33

5

12

336

12

110

75

 

III. Сообщения учащихся “Из истории Калужской губернии”.

1. Боровский уезд.

Боровский уезд с центром в г.Боровске, был образован в 1708году. Изначально входил в состав Московской губернии.

Со второй половины XVII века Боровск, становится торговым и ремесленным городом, одним из центров русского старообрядчества (70% населения). До XVII века город и Боровский Пафнутьев монастырь были местами ближайшей ссылки и заключения. Так в монастыре был дважды заточен в 1666 и 1667 годах идеолог старообрядчества протопоп Аввакум; в остроге в 1673-75 г. Содержались его последовательницы – боярыня Ф.П.Морозова и ее сестра княгиня Е.П.Урусова.[1]

Рис.2

В 1776 году г. Боровск отошел в ведение Калужского наместничества. В 1777 году был учрежден герб Боровска и статус уездного города. Жителей в это время было в городе 5 175 оброчных душ; домов 714; церквей 11, из них 4 каменных; 5 парусных фабрик. Купцы торговали пенькой, хлебом, конопляным маслом, холстом, яблоками, но главная торговля велась луком и чесноком (которыми и сейчас славится на всю округу).[2]

Герб Боровска: содержание, которого навеяно подвигами князя Волконского:

“ Серебряное поле знаменует непорочность, червеное сердце – верность, а в середине находится крест – истинное усердие к Божьему закону, яко основание всех добродетелей, сие сердце окружается лавровым венцом, изьявляющим славу…”[1]

Задача: Средний урожай в Боровском уезде за благополучные три года 1886, 1887, 1888, гречихи, ячменя и картофеля составил 1 342 448 пудов, причём, ячменя в 2 раза больше, чем гречихи, а картофеля в 5 раз больше. Какой был урожай каждой культуры?

2. Жиздринский уезд.

 

Рис.3

Уезд самый большой в губернии, имеет площадь в 6 382кв. версты. Жителей около 235 974 душ ,в том числе крестьян 200 000. В гербе Жиздры помещено несколько связок дров, что указывает на значительное развитие древесной промышленности.[4]

Богатство уезда лесами вызвало обширную лесную торговлю со сплавом леса по реке Жиздра. Обширные леса обуславливают возможность лесных промыслов: углежжение, гонки смолы, приготовление “клещей” для хомутов, дуг и ободьев. По развитию фабрично– заводской промышленности уезду принадлежит первое место в губернии. Здесь процветали многочисленные заводы: чугунно-литейные, суконные, парусные. Железный завод Людиновский (Мальцевский) изготавливает пудлинговых кусков, железа полосового, листового и кровельного 32 140 пудов. [1]Заводы приготовляющие металлические изделия Людиновский-116 287пудов, Сукременский – 65 456 пудов, Песочинский– 75 146 пудов, Думиничский – 75 446 пудов. На заводах заработки в месяц были следующие: чернорабочие – 10 руб., литейщики, механики, мастеровые -7-9руб., зароботки женщин от 1,8 до 2,15 руб.

Задача: На Мальцевском заводе изготовляли стали мартеновским способом 36652пуда, кроме того сортовой стали на 4 160пудов больше, чем листовой. Всего же изготовляли стали 47 352 пуда.

3. Перемышльский уезд.

Рис.4

Уезд лежит по реке Ока. Площадью 1 530 кв. верст.

“Герб его представляет на голубом щите стоящий посередине и во всю долготу его серебряный переклад, означающий реку Ока, а по сторонам переклада по одному золотому снопу, означающее плодоносие окрестных полей его”.[3]

Жителей в уезде было 62 475 душ(30 102 мужчин и 32 373 женщин). Больниц и приемных покоев в уезде не было: 1 врач и 3 фельдшера.[2] Начальных училищ (четырехклассных) было 57 с 1390 учащимися (1 183 мальчика и 207 девочек). Было 6 заводов: 4 сыроваренных, 1 винокуренный и 1 чугунолитейный; полотняная фабрика. Пахотной земли числилось 84 634 десятины, 17 688 –сенокосной, а 33 755 десятин лесной. В основном земли уезда засевались рожью, овсом, ячменем, гречихой так как, именно эти культуры давали хороший урожай. [1]

Задача: Крестьянская семья Гавриловых из села Волхонское в своем хозяйстве держала лошадь, корову и теленка. На зиму корове требуется сена на 4 копны меньше, чем лошади, а теленку в 2 раза меньше, чем корове. Семья заготовила 50 копен сена. Хватит ли заготовленного сена для прокорма скотины до весны?

IV. Итог урока.

Вы познакомились с историей некоторых уездов родной Калужской губернии. Несмотря на то, что Калужская губерния по величине уступает чуть не всем губерниям в государстве, все же величиной своей она превосходит целое Бельгийское королевство. А знаете ли вы, что в 1781 году считалось жителей 770 847 душ, а в 1897 году уже 1 132 843 человека, из них 501 573 мужчин и 631 270 женщин. Городское население составляло 8,41% , а 91,59% относилось к сельскому населению. Грамотные составили 25,53% всего населения, поражает низкий процент грамотности женщин в уездах губернии всего 7,47%.[1]. “Труд человека кормит, а лень портит”, – говорит русская пословица. Эта пословица как нельзя более справедлива. Всякий человек обязан трудиться. К труду человек привыкает с детства. Одни учатся в школах, другие учатся и приобретают профессию, а третьи трудятся на производстве. И горе тому, кто не научиться в детстве трудиться!

Рефлексия.

Что нового вы узнали? Нужно ли вам такое путешествие?

V. Домашнее задание.

Составьте задачу из жизни вашей семьи, родных, близких.

Литература:

  1. Словари. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  2. А.Г.Радионов. А.А.Радионов. Калужская губерния (1777-2002).Калуга – 2001.
  3. Летопись калужская от отдаленных времен до 1841 года. Калуга – 1991.
  4. C.С.Черныщев. Родиноведение. Краткий обзор географии Калужской губернии. Калуга.1993 г.

Читать еще:


Новые материалы:

Сценарий к празднику 23 февраля. Для 6-го класса :: Знакомство учеников с историей праздника "День народного единства" :: Литературно-музыкальная композиция "Это нужно не павшим, а живым…" :: Конкурс "Мисс и Мистер класса" :: Психолого-педагогические особенности работы с детьми из материнских семей :: Охотник с Уолл-стрит ( The Headhunter's Calling ), 2016 :: Стулья/Кресла офисные / TetChair / Кресло компьютерное TetChair Багги (Baggi) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD