Коллективное и индивидуальное обучение математике в сельской школе (из опыта работы) : Математика

Коллективное и индивидуальное обучение математике в сельской школе (из опыта работы) : Математика

Математика как учебный предмет является наиболее стабильным среди остальных общеобразовательных дисциплин в содержательном и целеполагающем аспектах, она менее всего подвержена изменениям. Однако за последние годы произошел ряд существенных перемен при проверке накопленного багажа знаний учащихся, изменились требования к подготовке выпускников. Изменение формы итогового контроля за курс основной и средней школы требует обеспечения государственного стандарта по математике всеми учащимися.

Условия в сельской школе таковы, что учитель работает в классах со случайным подбором учеников, имеющих большие различия в уровне подготовленности и мотивации, в готовности к усвоению нового материала, в психологических особенностях, в умении общаться и другие, свойственные индивидууму. И если работать только на среднего ученика то продвинутым учащимся становится скучно, так как темп урока для них слишком низкий, а менее подготовленные учащиеся не успевают работать в таком ритме, перестают верить в свои силы, отвлекаются и мешают другим. Поэтому в таких условиях необходима такая технология, которая бы обеспечивала индивидуальное развитие каждого, способствовала бы активной деятельности, развитию, самообучению.

Целью индивидуализации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность.

Развивающая цель индивидуализации – формирование и развитие логического мышления, умений учебного труда.

Воспитательная цель индивидуализации – воспитание личности в широком значении этого понятия, так как она позволяет перенести основную часть воспитательной работы на урок, то есть, от воспитания перейти к самовоспитанию. Преодолевая трудности, ученик формирует себя как личность.

Основным средством индивидуализации обучения и активизации деятельности учащихся является самостоятельная работа.

С другой стороны, учебный процесс можно рассматривать как специально организованное общение между обучающим и обучаемыми. Дьяченко В.К. определяет обучение как общение между теми, кто имеет знание и опыт, и теми, кто их приобретает. Поэтому, в роли обучающего может выступать не только учитель, но и ученики. Технология такой организации обучения называется коллективным способом обучения. В основе коллективного способа обучения лежит принцип общения – речевого взаимодействия между людьми. Общение в данной методике представляет собой общение индивидуальное, парное, групповое. Нетрадиционным является форма в парах сменного состава.

Сформулирую основные принципы обучения, объединяющего технологию индивидуализированного обучения и коллективного способа обучения:

- добровольность участия в этой работе учащихся;

- посильность работы для каждого;

- открытость плана урока и критериев оценок.

Преимущества такой организации учебной деятельности учащихся таковы:

- у большинства появляется заинтересованность,

- улучшается техника чтения и осмысленность изученного,

- каждый работает со своей собственной скоростью.

Это не тормозит работу класса в целом.

- урок можно спланировать так, чтобы у сильных учащихся оставалось время для решения заданий повышенной сложности.

- увеличивается число отметок в журнале.

- отпадает необходимость в динамических паузах (учащиеся достаточно много двигаются по кабинету).

Интеграция коллективного способа обучения и технологии индивидуализированного обучения позволяет минимизировать недостатки обеих технологий при использовании в чистом виде и усилить достоинства каждой. Этому способствуют положительные моменты:

Учитываются индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучености на каждом этапе

Проверяется качество усвоения учащимися теоретического и практического материала

Экономится учебное время учащегося, затрачиваемое на опрос, и учителя, идущее на проверку результатов

Обеспечивается оперативность проверки выполненной работы.

Работа по этой методике обучения математике проводится мною достаточно давно. Она требует от учителя большей, чем обычно концентрации внимания, но и приносит большего удовлетворения. Результативность зависит от системности. Сейчас, проработав более четверти века в общеобразовательной школе, применяю элементы этой методики преподавания математики в профессиональном лицее.

Хочется отметить, что такое обучение является здоровье сберегающим.

Полученная методика способствует развитию самостоятельности, обеспечивает уровень подготовки, достаточный для успешного прохождения итоговой государственной аттестации выпускников. При обучении математике с использованием этих технологий, учебно-воспитательный процесс становится трехсторонним: активен ученик, активен учитель, активна заключенная между ними связь.

Структура урока

После объявления темы и соответствующих записей в тетради учащиеся самостоятельно знакомятся с новым учебным материалом по учебнику или по заранее приготовленным текстам на карточках. (Приложение 1) В это время (или заранее) пишу на доске вопросы, на которые ученики должны найти ответы при изучении нового (чаще это контрольные вопросы темы). Вопросов не более 2-3 и 1-2 задания практического характера. Если ученики нашли ответы на вопросы, начинают работать в паре: один задает вопрос, второй отвечает. Затем учащиеся меняются ролями. Когда пара готова отвечать учителю – выходят к доске и по той же схеме отвечают учителю: один читает, другой отвечает. Остальные учащиеся работают со своим партнером или слушают отвечающую пару у доски. Оцениваю ответы учащихся у доски, пара возвращается на место и начинает работать над практическими заданиями – либо это номера из учебника, либо карточки с заданиями. (Приложение 2) Слушаю далее другую пару. Разрешаю учащимся, хорошо ответившим учителю, принимать теоретические вопросы у других пар и, соответственно, выставлять отметки за теорию в таблицу успехов. Вообще, сама принимаю только несколько пар, остальные учащиеся отвечают наиболее подготовленным ребятам. Мониторинг, таким образом, веду с начала урока, поэтому я всегда в курсе успехов учеников.

Практическую часть проверяю так: ребята подходят с каждым решенным заданием и я в тетради или таблице успехов отмечаю “+” за верно решенное задание и “-” за неправильное.

Практическая часть, конечно же, заранее решена. Таким образом, на занятии оцениваются теоретические и практические знания учащихся. (Приложение 3)

При работе в парах учащимся передаются функции учителя, такие как: информационная, организационная, контролирующая, частично оценивающая. Пары могут быть постоянного и сменного характера. Подбор упражнений предполагает переходить от более легкого задания (уровень “3”) к более трудному (уровень “4”, “5”).

Эта методика требует от учителя большей, чем обычно концентрации внимания, но и приносит большего от урока удовлетворения, как учителю, так и ученику.

По моему глубокому убеждению, обучать детей надо математике всеми доступными средствами и формами. В наш век – век компьютерных технологий - применяя эту методику обучения можно научить детей грамотной математической речи, культуре общения, учить их радоваться успехам не только своим, но и других.

Читать еще:


Новые материалы:

Астрономический КВН "Солярис - парад планет" :: "И видит Бог, есть музыка над нами" (музыкальные образы в поэзии Серебряного века). Литературно-музыкальный салон :: Конкурс "Папа, мама, я – интеллектуальная семья" :: Внеклассная работа "Сумей сказать "Нет" :: Нескучный урок физики в 7-м классе по теме: "Диффузия" :: Притяжение, 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list12.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list12.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list12.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Хармс, 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Разработка урока "Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления". Математика, 1-й класс. Первые шаги

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе интересен формой организации учебной деятельности: от заполнения сводной таблицы, отражающей причины, сущность изменения взглядов поэта по теме и наглядно демонстрирующей удивительное единство формы и содержания пушкинской лирики, до перевода информации из таблицы в опорную схему и создания нового речевого продукта – устного монологического ответа. Каждый этап работы сопровождается презентацией.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD