Линейные уравнения с параметрами и уравнения, приводимые к линейным : Математика

I введение

Тема “Решение и исследование уравнений с параметрами” присутствует в материалах Единого государственного экзамена. Не все выпускники справляются с задачей, которую в школе “не проходили”. Данная тема является одной из самых трудных в курсе алгебры. Задачи с параметрами рассматривают в школьном курсе пока крайне редко, бессистемно, поэтому при решении таких задач у учеников обычно возникают затруднения. Совершенно очевидно, что к “встрече” с такими задачами надо специально готовиться.

Данные задачи играют значительную роль в формировании логического мышления и математической культуры школьников, позволяют проверить первоначальные навыки исследовательской деятельности. Учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются с другими задачами.

Известны различные типы уравнений и неравенств с параметрами: дробно-рациональные, иррациональные, тригонометрические, показательные, логарифмические, степенные. Чаще всего они сводятся к следующим четырём основным видам:

  1. линейные уравнения с параметром,
  2. линейные неравенства с параметром,
  3. квадратичные уравнения с параметром,
  4. квадратичные неравенства с параметром.

Рассмотрим уравнение

Пусть, тогда уравнение примет вид

Решим его:

 

Пусть , тогда уравнение примет вид , решением которого является любое действительное значение .

Пусть , тогда уравнение примет вид . Решив его, получим, что . В этом случае уравнение не имеет решения.

Следовательно, сам факт существования решения зависит от значения параметра .

Определение. Исследовать и решить уравнение с параметром это значит :

- найти все системы значений параметров, при которых данное уравнение имеет решение;

- найти все решения для каждой найденной системы значений параметров, т.е. для неизвестного и параметра должны быть указаны свои области допустимых значений.

II  Простейшие линейные уравнения с параметром

1.

Ответ:

при корней нет,

при

2.

Ответ:

при корней нет,

при

3.

Ответ:

при корней нет,

при .

4.

Ответ:

при корней нет,

при .

5.

Ответ:

при

при

6.

Ответ:

при

при

7.

Ответ:

при

при

8.

Ответ:

при

при

9.

Ответ:

если , то корней нет

если ,

если

10.

1)

2.

3.

Ответ:

при , корней нет

если ,

при

Таким образом, при решении линейных уравнений с параметром сначала его нужно привести к виду, удобному для исследования (стандартный канонический вид линейного уравнения с параметром), выполнив ряд преобразований, потом следует определить контрольные значения параметра, т.е. те значения, при которых коэффициент при обращается в ноль. Эти значения разбивают множество значений параметра на несколько множеств, которые необходимо исследовать.

III Линейные уравнения с параметром, имеющие стандартный канонический вид

– стандартный канонический вид линейного уравнения с параметром

Примеры:

1)

Ответ:

если

если

2)

Ответ:

при

при

при

3)

Ответ:

при

при

при

IV. Уравнения, приводимые к линейным уравнениям с параметром

Схема решения уравнений, приводимых к линейным :

  1. Указать и исключить все значения параметра и переменной, при которых уравнение теряет смысл
  2. Умножить обе части уравнения на общий знаменатель, не равный нулю
  3. Привести уравнение-следствие к виду и решить его
  4. Исключить значения параметра, когда найденный корень принимает значения, при которых уравнение теряет смысл
  5. Записать ответ

1.Примеры решений уравнений, содержащих параметр в знаменателе:

1)

Умножим уравнение на :

Ответ:

при

при

при

2)

Умножим уравнение на :

Ответ:

при

при

при

2. Примеры решений уравнений, содержащих и параметр и переменную в знаменателе

Умножим уравнение на :

Исключим те a, при которых :

Ответ:

при

при

при

Читать еще:


Новые материалы:

Урок русского языка в 5-м классе: "Правописание букв Ы и И после Ц" :: Урок по теме "Обращение" (5-й класс) :: "Научить любить учиться!" (Некоторые аспекты подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения) :: Деепричастие. 7-й класс :: Подготовка к сочинению по картине Г.Г. Нисского "Февраль. Подмосковье" :: Звезда родилась ( A Star Is Born ), 2018 :: Мебель/Мебель для дома/Диваны/Кожаные диваны / HCollection / Раскладной диван Эвита ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD