Урок математики и истории в 5-м классе по теме «Восстание Спартака и математические задачи» : Математика

Продолжительность урока: 45 минут

Организация работы на уроке: фронтальная и индивидуальная

Цель: подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака.

Задачи:

  • активизировать мыслительную деятельность ребят;
  • формировать навык работы у учащихся с историческим документом;
  • развивать умение учащихся определять причинно-следственные связи, самостоятельно анализировать изучаемые события, делать выводы, правильно показывать на карте изучаемые объекты;
  • развивать умение объективно оценивать себя и свои результаты;
  • воспитание чувства гуманного отношения друг к другу, гражданственности.
  • закрепить вычислительные навыки учащихся

Оборудование: мультимедиа, презентация по теме, исторические карты.

План урока. (Слайд №2)

1. Причины восстания.

2. Походы восставших.

3. Итог восстания.

Ход урока

(Объяснение учителя сопровождается показом презентации)

Учитель истории:

С середины III века до н.э. Рим ведет активную завоевательную политику. В результате, которой в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов. Оторванные от своих семей, от родной земли, они были глубоко несчастны.

Презентация

– О чем они могли мечтать? (О свободе.)
Сестра богинь, Свобода, зажигай
На подвиг благородный
Сердца твоих сынов.
Сестра богинь, Свобода, гнев народный
Ты окрыли, святая,
В огне освободительных боев!
В мечи, в мечи оковы
Перекуют рабы.
Долг их призвал суровый
И даже робкий храбр в пылу борьбы.
Сестра богинь, Свобода, за тобой
С напевом грубым ринемся мы в бой.

– Как рабы могли отстаивать свое право на свободу? (Формы борьбы: побеги, порча орудий труда, неповиновение, высшей формой борьбы – было восстание). (Слайд №3, 4)

Не дорожа жизнью рабов, римляне прибегали к жестоким мерам, чтобы заставить их работать, насильно заставляли учиться ремеслу гладиаторов. В 74 г. до н.э. в одной из гладиаторских школ города Капуи возник заговор. Источники по истории восстания скудны. Только греческие и римские авторы упоминают о восстании. Совсем мало известно о биографии Спартака.

Спартак происходил из Фракии (Болгария). Служил в римских вспомогательных войсках и за дезертирство был продан в рабство. Благодаря физической силе попал в гладиаторы. В источниках упоминается об уме, образованности и гуманности Спартака. В 73 г. до н. э. находился в одной из гладиаторских школ г. Капуи. “Лучше умереть за свободу, — говорил Спартак, — чем убивать друг друга для забавы римлян” [1]. Заговор был раскрыт по доносу, но 78 человек все же успели убежать. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город оружие для гладиаторских школ, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место на вершине вулкана Везувий. Спартака за силу и знание военного дела избрали предводителем. (Слайд №5)

Учитель математики:

Задача. (Слайд №6)

Войско Спартака разделилось на три части: отряд Спартака состоял из 40*10? воинов, отряд Крикса составлял 80% от численности отряда Спартака, а армия Эномая была на 5*10? воинов больше отряда Крикса. Какова была общая численность войска Спартака? [2]

Учитель истории: (Слайд №7,8)

У Спартака в ходе восстания был план – собрать как можно больше рабов и вывести их через Альпы, что позволит им за пределами Италии стать свободными. Большой отряд рабов во главе с Криксом, не пожелавших уйти из Италии, отделился от армии восставших, но был разбит римлянами. Спартак двигался к Альпам. Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы внезапно повернули назад и первыми нанесли удар и разгромили врагов. Затем Спартак устремился вперед и заставил бежать другое консульское войско.

Новую победу восставшие одержали в долине реки По над наместником провинции Галлия. Путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил планы и повернул на юг. Зачем?

Учитель математики:

Задача. (Слайд №9)

Против армии Спартака были выдвинуты две консульские армии (Геллия и Лентула), которые должны были соединиться на Аппенинах. Армии находились на расстоянии 240км друг от друга. Скорость движения армии Гелия была на 1,2 км/ч больше скорости армии Лентула. Найти скорости армий, если известно, что через 2 дня расстояние между ними было 30 км. Учесть, что армии двигались по 10 часов в сутки.[2]

Учитель истории: (Слайд №10)

 К Спартаку сбегались рабы со всей округи, и скоро собралось несколько тысяч человек. Сенат решил покончить с восстанием одним ударом. Против восставших был послан трехтысячный отряд. Римляне расположились у подножия Везувия. Чтобы не тратить силы на штурм, они перекрыли единственную тропу. Тогда восставшие сплели из лоз дикого винограда лестницы и по ним ночью спустились с Везувия, зашли римлянам в тыл и напали на них. Римляне не ожидали удара и били разгромлены.

Учитель математики:

Задача. (Слайд №11)

Чтобы спуститься с Везувия, воины Спартака сплели лестницу, 875 м которой были сделаны из пеньковых веревок. Часть лестницы, выполненных из ивовых прутьев, составляла 20% от длины веревочной части, а остальные 321 м были сделаны из виноградных лоз. Какова высота Везувия? [2]

Учитель истории:

Римский сенат полностью осознавал опасность. И были приняты чрезвычайные меры: На помощь Крассу были отправлены со своими войсками полководцы Помпей и Лукулл. Спартак не хотел дать полководцам объединиться. Он хорошо знал, что регулярное римское войско сильнее, и он дал решающее сражение в г. Апулии в 71 г. до н.э.

Учитель математики:

Задача. (Слайд №12)

Чтобы успеть на помощь Красу (к началу битвы), армия Лукулла должна была пройти от Брундизия до места сражения 22 км за 6, 2 часа. Лукулл двигался в следующем режиме: первые 5, 25 ч шел со скоростью 4км/ч, делая через каждые 1,5 часа 15-минутный привал, затем снизил скорость до 3км/ч. Успел ли Лукулл?

Учитель истории: (Слайд №13,14,15)

Восставшие сражались храбро, но силы их были не равны, они были разбиты. Боясь объединения римских армий, Спартак напал на Красса. “Произошла грандиозная битва, - пишет древний историк. – Спартак был ранен в бедро дротиком. Опустившись на колено и выставив вперёд щит, он отбивался от нападавших, пока не пал вместе с большим числом окружавших его”. 6 тысяч оставшихся рабов в живых были взяты римлянами в плен и распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги (от Капуи до Рима).

Восстание было жестоко подавлено. Более двух лет беглые рабы угрожали самому существованию Римского государства.

Литература:

1. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2011.

2. Математика.5-11 классы: уроки учительского мастерства/авт.-сост. Е.В.Алтухова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

3. ru. Wikipedia.org.

Читать еще:


Новые материалы:

По ступенькам гуманной педагогики :: Открытый урок музыки. Тема: "Король вальсов" :: Интегрированный урок (МХК + музыка) в нетрадиционной форме урок–суд по теме "Композиторы Венской классической школы" (11-й класс) :: Сценарий урока музыки по теме "Вечные темы искусства. Рок-опера "Иисус Христос – суперзвезда" :: Образ дороги в произведениях искусства :: Лобановский навсегда, 2016 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Шкафы / Ангстрем / Шкаф Лайна 200.01_3 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD