Урок математики "Виды углов. Измерение углов". 5-й класс : Математика

Как построить современный урок?

Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, носящую поисково-исследовательский характер, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.

Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый тип урока – урок-рефлексия по ФГОС. 

В качестве примера привожу урок математики в 5 классе по теме “Виды углов. Измерение углов”.

УМК: Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана - Граф, 2016.

Тема урока. Виды углов. Измерение углов.

Тип урока. Урок рефлексии.

Вид урока. Комбинированный урок.

Цели:

  • Содержательная: повторение понятий "угол", "виды углов", закрепление навыка измерения углов с помощью транспортира, исследование техники построения угла в 30° с помощью квадратного листа бумаги.
  • Деятельностная:  развитие умения контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности, развитие навыков оценки своей деятельности

Основные понятия: градус, транспортир, измерение углов, развернутый угол, острый, прямой, тупой угол.

Оборудование и материалы: транспортиры, видеопроектор, кроссворд, раздаточный материал (макеты углов трех цветов: красный - 90°, зеленый - 45°, синий - 30° по количеству парт в классе, квадратный лист бумаги, инструкция по выполнению исследования), презентация.

Оформление доски.

Я знаю:

 

Я умею:

Классная работа

31.10.16

Я узнал:

 

Я научился:

Ход урока

1. Организационный момент. (слайд 1)

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Я рада видеть всех вас на занятии. На нашем уроке присутствуют гости, давайте порадуем их хорошими знаниями.

Презентация.

2. Мотивация урока. (слайд 2)

- Все вы, наверняка, любите решать кроссворды?... Поэтому я хочу предложить вам решить небольшой кроссворд.

- В выделенном столбце получится ключевое слово урока.

1. Угол, стороны которого образуют прямую? (развернутый)

2. Единица измерения угла? (градус)

3. Угол, градусная мера которого меньше 90°? (острый)

4. Геометрическая фигура, образующая сторону угла? (луч)

Рисунок 1

- Теперь прочтем слово, которое получилось в первом вертикальном столбце? (угол)

- Какую фигуру называют углом? (фигуру, образованную двумя лучами, имеющими общее начало)

- Какие виды углов вы знаете? (развернутый, прямой, острый, тупой)

(учитель предлагает одному, двум учащемся записать на доске, что дети уже знают по теме урока, продолжив выражения: Я ЗНАЮ)

3. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

1) Постановка целей.

- Итак, сформулируйте цели урока. (применение полученных знаний для построения, измерения и определения вида углов)

- На предыдущих уроках вы познакомились с геометрической фигурой, которая называется “Угол”, научились измерять и строить углы с помощью - измерительного прибора (как он называется - транспортир).

(учитель предлагает одному, двум учащемся записать на доске, что дети уже знают по теме урока, продолжив выражения: Я УМЕЮ)

- Сегодня на уроке мы продолжим работу по измерению и построению углов. Вы покажите свои знания, выполняя разнообразные задания. (слайд 3)

- Запишите тему урока. "Виды углов. Измерение углов".

2) Упражнение 1.

- Запишите острые, тупые и прямые углы, изображенные на рисунке. (слайд 4)

Рисунок 2

- У доски будут работать 3 учащихся (первый учащийся выписывает названия острых углов, второй учащийся - прямых углов, третий учащийся - тупых углов). Остальные ученики записывают в тетради.

  • Острые углы: АОЕ, ROC, BAC, ACD, DCA, CAD, BRE, RED, BAO
  • Прямые углы: АВС, ВСD, CDA, BAD
  • Тупые углы: AOR, COE, ERC, REA

3) Упражнение 2. (самостоятельная работа учащихся)

- У вас на парте три макета углов трех цветов: красный - 90o, зеленый - 45o, синий - 30o.

- Развернитесь друг к другу, поработайте в паре. Я прошу вас составить из макетов углы: 135o, 75o, 15o.

Проверка (слайд 5)

4. Выполнение мини-проекта.

Проблемный вопрос

- С помощью макетов у вас получились углы с заданными градусными мерами. Макеты я построила с помощью транспортира. А как без транспортира строить углы? Решим задачу, внимательно слушайте ее условие.

Исследовательская работа (слайд 6)

- Основным показателем при расчете лестничного марша является его уклон (крутизна). Идеальный уклон 30 градусов, он создается с помощью Тетивы. Тетива – это основа лестницы, несущая опорная конструкция, в виде наклонных балок. Папа на даче строит лестницу и хочет установить угол наклона балок в 30 градусов. Для этого ему нужен макет угла из фанеры. Он просит своего сына помочь ему сделать бумажный шаблон угла, который он затем приложит к фанере и выпилит нужный макет.

- При наличии транспортира отложить любой угол можно! Но транспортира на даче нет, и данный угол нужно получить здесь и сейчас!!!

- Можно ли построить угол без транспортира? (слайд 7)

- На каком этапе работы мы сейчас находимся? (1. этап постановки проблемы)

- В чём проблема? Сформулируйте проблему. (как без транспортира построить угол в 30°, как изготовить шаблон угла в 30° без транспортира)

- Хватает имеющихся знаний для решения проблемы? У вас есть только квадратный лист бумаги! Предположим, что с помощью него можно отложить угол в 30 градусов!

- Какой этап работы сейчас? (происходит выдвижение гипотезы - предположение)

- Сформулируйте гипотезу. (гипотеза: можно отложить угол, равный 30 градусам, без транспортира с помощью квадратного листа бумаги)

- Как? Ваши предположения, как это можно сделать? (дать время подумать)

- Что происходит сейчас, какой этап работы? Поиск и предложение возможных вариантов решения

- Проведем эксперимент – это некоторое количество опытов, которые показывают одинаковый результат.

- К какому этапу мы подошли? (исследование)

- Приглашаю присоединиться ко мне. (демонстрация учителя)

- Воспользуйтесь инструкцией, на вашем столе.

Эксперимент:

Инструкция
Действия Рисунок
1 Берем обыкновенный квадратный лист бумаги и сворачиваем его пополам.

Рисунок 3

2 Затем, делаем второй сгиб, посмотрите на рисунок, мы загибаем угол квадрата таким образом, чтобы вершина квадрата, она обозначена точкой совпала с линией первого сгиба.

Рисунок 4

Рисунок 5

3 Измерить получившийся угол.

Рисунок 6

- Берем обыкновенный квадратный лист бумаги и сворачиваем его пополам. Затем, делаем второй сгиб, посмотрите в инструкцию, мы загибаем угол квадрата таким образом, чтобы вершина квадрата совпала с линией первого сгиба.

- Как проверить градусную меру получившегося угла? (взять транспортир и измерить)

- Сколько градусов получился угол?

- Подтвердился эксперимент?

- Какой этап работы сейчас? (анализ)

- Что нам нужно было получить? (шаблон угла)

- Ребята прогладьте хорошо сгиб несколько раз и сделайте отрыв угла.

- Получился шаблон?

- Какой этап работы сейчас? (продукт)

- Какой вид угла мы получили? (острый)

- Что нового вы узнали? (ответы учащихся) - запись на доске Я УЗНАЛ:

- Чему научились? (без транспортира строить угол в 30°) - запись на доске Я НАУЧИЛСЯ:

5. Физкультминутка (учитель читает утверждения, учащиеся выполняют определенные движения)

“Верно или ложно?”

- Внимание! Если я читаю верное утверждение, то вы хлопаете в ладошки; если неверное, то поднимаете вверх руки.

  • Единицы измерения углов: миллиметры, сантиметры?
  • Единицы измерения углов: миллиграммы, килограммы?
  • Единицы измерения углов: градусы, минуты?
  • Развёрнутый угол имеет градусную меру 100°?
  • Развёрнутый угол имеет градусную меру 90°?
  • Развёрнутый угол равен 180°?
  • Прямой угол равен 160°?
  • Прямой угол равен 90?
  • Острый угол больше прямого?
  • Острый угол равен прямому?
  • Острый угол меньше прямого?
  • Тупой угол меньше прямого?
  • Тупой угол всегда больше прямого и меньше развёрнутого?
  • Угол, меньше 90° называется острым?
  • Угол, больше 90°, но меньший 180°, называется тупым углом?

6. Оценочный этап.

Самостоятельная работа.

- Мы отдохнули и готовы работать дальше. Запишите на листочке свою фамилию, имя, класс.

Вариант 1
Работу выполнил(а)
Задание:

- назвать угол

- измерить этот угол

- записать результат измерения

- записать вид угла

1)

2)

3)

4)

5)

Вариант 2
Работу выполнил(а)
Задание:

- назвать угол

- измерить этот угол

- записать результат измерения

- записать вид угла

1)

2)

3)

4)

5)

7. Домашнее задание.

Найдите углы, обозначьте их градусную меру.

Рисунок 7

8. Рефлексия (качественная оценка работы класса и отдельных учащихся)

- Ребята заполните БИЛЕТИК на выход, продолжив предложение “Сегодня на уроке я повторил...., научился..., узнал...., закрепил...”, отметив то высказывание, которое больше всего подходит к работе на уроке.

БИЛЕТИК на выход БИЛЕТИК на выход
Сегодня на уроке я:

повторил________________________,

научился________________________,

узнал___________________________,

закрепил________________________”

Сегодня на уроке я:

повторил_______________________,

научился_______________________,

узнал___________________________,

закрепил________________________”

  • все понял, могу помочь другим
  • запомнил
  • все понял
  • нужна помощь, ничего не понял
  • все понял, могу помочь другим
  • запомнил
  • все понял
  • нужна помощь, ничего не понял

Список использованной литературы.

  1. А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир, Е.В. Буцко, Математика 5 класс, Москва “Вентана-Граф”, 2016
  2. Интернет ресурс "Геометрия бумажного листа".
    http://komarovana.ucoz.ru/load/tvorcheskie_raboty_moikh_detej/geometrija_bumazhnogo_lista/6- 1-0-195
Читать еще:


Новые материалы:

Урок геометрии по теме "Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах". 10-й класс :: Математический кружок в гостях у компьютерного клуба. Тема: «Компьютерные модели решения геометрических задач». 6-й класс :: Рабочая программа по математике. 9-й класс :: Интегрированный урок математики и физики в 8-м классе по теме «Прямая и обратная пропорциональности. Закон Ома» :: Урок алгебры по теме "Свойства функций". 9-й класс :: Два хвоста, 2018 :: Дом и дача/Освещение/Новый Год/Праздничный стол/Светильники для кухни / Odeon Light / Подвесной светильник Veki 3302/1 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Зеленый чай для похудения рецепт

Зеленый чай с молоком для похудения - польза и вред, как правильно заварить и пить Есть много отзывов по применению зеленого чая, куда добавлено молоко. Это...

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Самые простые упражнения чтобы убрать живот

Как убрать животик: 2 эффективных упражнений для живота К сожалению, с возрастом представительницы прекрасного пола, смотрясь в зеркало, замечают изменения в...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD