Интегрированный урок (геометрия + искусство) «Законы начертательной геометрии в искусстве» : Математика

Цель: показать пути взаимодействия и взаимообогащения геометрии и искусства.

Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

I. Представление о проекции

Задачи:

  • проверить знания о проекции как изображении трехмерного объекта на двухмерной проекционной плоскости;
  • развивать умение построить проекцию какой-либо фигуры на плоскости,
  • знать виды проецирования, их особенности, высказывать о них собственное суждение;
  • познакомить с первыми попытками проецирования на чертежах Альбрехта Дюрера.

Иллюстративный ряд:

  • Чертеж Альбрехта Дюрера.
  • Построение геометрических фигур

Сегодня тема нашего урока представляет собой сумму двух диаметрально противоположных взглядов ученых и художников на пространство: прямой и обратной перспективы. Сегодня эти великие модели изображения трехмерного пространства многими воспринимаются как противоположности, как две позиции, которые не пересекаются, тогда как на самом деле они тесно переплетены крепкими смысловыми узами. На нашем уроке мы попробуем проследить пути взаимодействия и взаимообогащения идей геометрии и искусства, попробуем увидеть, что образы геометрии и образы искусства взаимосвязаны.

Итак, первая наша задача состоит в том, чтобы показать, что такое проекция и какие ее виды существуют.

II. История понятия “перспектива”.

Перспектива, как техника изображения появилась в эпоху Ренессанса (15-16 вв.), поскольку в то время достигло расцвета реалистическое направление в изобразительном искусстве. Созданная система передачи зрительного восприятия пространственных форм и самого пространства на плоскости позволила решить проблему, стоявшую перед архитекторами и художниками. Многие из них использовали для определения перспективы стекло, на котором обводили правильное перспективное изображение требуемых предметов.

Вопрос: Какие вы знаете виды перспектив?

Ответ: Прямая, обратная, панорамная, аксонометрия, воздушная, сферическая, тональная, перцептивная

Иллюстративный ряд: Рисунок 1. "Виды перспективы”

Рис. 1

Линейная перспектива

Иллюстративный ряд: Рисунок 2. “Линейная перспектива”

Иллюстративный ряд: Рисунок 3-4. “Линейная перспектива”

- Давайте, посмотрим на экран и определим, какие виды перспективы изображены перед нами.

Иллюстративный ряд: Рисунок 5. “Виды перспектив”

Варианты ответов с иллюстрациями:

Часть II. Прямая и обратная перспектива в искусстве

Задачи:

1. Отработать и закрепить навыки и умения по теме "Виды проецирования на плоскости”, используя тему по МХК "Древнерусская иконопись" и “Живопись эпохи Возрождения”

I. Охарактеризовать задачи.

Известно, что для многих школьников геометрия и черчение - это сложная область знания. На этом уроке вместе с учителем МХК мы хотим продемонстрировать, как геометрия и черчение интересны, ведь без них невозможно понять такую часть искусства, как церковную, древнерусскую (иконопись), так и светскую живопись.

- Давайте обратимся к схемам построения прямой и обратной перспективы:

Иллюстративный ряд: Рисунок 6. “Схемы линейной (слева) и обратной перспективы (справа)”

Вопрос: Определите по какому принципу построены светские картины и иконы?

Ответ: Светская картина построена по законам прямой перспективы. Для иконы же характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке – идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний, и параллельные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы

Иллюстративный ряд: Рисунок 7.

Иллюстративный ряд: Рисунок 7а.

Обратная перспектива в иконе

Прямая перспектива в картине

Примерный ответ: Иконы нельзя отнести к произведениям живописи в обычном смысле слова. Это не картины. Живопись экспрессионистов и абстрактная живопись призваны отобразить переживания художника, переживания, которые изменяют и нарушают пропорции событий и предметов, а также цветовые соотношения между ними, деформируют предметы до неузнаваемости или вообще обходятся без предметных образов.

Одной из причин, затрудняющих понимание древних русских икон, является особый способ изображения пространства и находящихся в нём земных и "небесных" существ и предметов. случае обратной перспективы имеет место обратное, - линии сходятся в точке, которая лежит вне картины. Прием этот имеет глубоко символический смысл.

Иллюстративный ряд: Рисунок 7б.

Икона - это окно в священный (сакральный) мир, и мир этот распахивается перед человеком, взирающим на икону, раздается вширь - простирается.

Обратная перспектива - это пространство не от мира сего, которое обладает свойствами, отличными от свойств земного пространства, не доступными телесному зрению и не объяснимыми логикой здешнего мира

Иллюстративный ряд: Рисунок 7в. Икона “Троица”

Обратная перспектива не должна восприниматься как неумение изображать пространство. Древние русские иконописцы не приняли линейной перспективы, когда познакомились с ней. Обратная перспектива сохраняла свой духовный смысл, но была и протестом против соблазнов "плотского зрения".

Нередко использование обратной перспективы давало и преимущества: она, например, позволяла разворачивать строения так, что открывались "заслонённые" ими детали и сцены, что расширяло информативность иконного повествования

Иллюстративный ряд: Рисунок 7д. Икона “Положение Во Гроб” (15 век)

Часть III. Методы графических изображений

А теперь давайте послушаем устное сообщение об истории возникновения линейной перспективы.

Сообщение ученика:

Вид перспективы, рассчитанный на неподвижную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана). Теория линейной перспективы впервые появилась у Амброджо Лоренцетти в XIV веке, а вновь она была разработана в эпоху Возрождения (БрунеллескиАльберти), основывалась на простых законах оптики и превосходно подтверждалась практикой. Отображение пространства на плоскость сначала простой камерой обскура с простым отверстием (стенопом), а затем и с линзой полностью подчинено законам линейной перспективы. Прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости. С учетом того, что линейная перспектива — это изображение, построенное на плоскости, плоскость может располагаться вертикально, наклонно и горизонтально в зависимости от назначения перспективных изображений. Вертикальная плоскость, на которой строят изображения с помощью линейной перспективы, используется при создании картины (станковая живопись) и настенных панно (на стене внутри помещения или снаружи дома преимущественно на его торцах). Построение перспективных изображений на наклонных плоскостях применяют в монументальной живописи — росписи на наклонных фризах внутри помещения дворцовых сооружений и соборов. На наклонной картине в станковой живописи строят перспективные изображения высоких зданий с близкого расстояния или архитектурных объектов городского пейзажа с высоты птичьего полета. Построение перспективных изображений на горизонтальной плоскости применяют при росписи потолков (плафонов).

Иллюстративный ряд: Рисунок 8. Альбрехт Дюрер. Устройство для изображения предметов в перспективе. 1520г.

Иллюстративный ряд: Рисунок 9. “Линейная перспектива Возрождения

Рафаэль Санти. Афинская школа.1511”

Иллюстративный ряд: Рисунок 10. “Линейная перспектива в японской живописи”

Известны, например, мозаичные изображения на овальных плафонах станции метро “Маяковская” художника А.А. Дейнеки. Изображения, построенные в перспективе на горизонтальной плоскости потолка, называют плафонной перспективой.

Линейная перспектива на горизонтальной и наклонной плоскостях имеет некоторые особенности, в отличие от изображений на вертикальной картине.

Иллюстративный ряд: Рисунок 11. “Овальные плафоны станции метро “Маяковская” художника А.А. Дейнеки

Иллюстративный ряд: Рисунок 12. “Перспектива в архитектуре”

Иллюстративный ряд: Рисунок 13. “П”

- Если проецирующие лучи параллельны друг другу, то проецирование называется параллельным, а полученная проекция – параллельной.

Примером параллельной проекции можно условно считать солнечные тени предметов.

Иллюстративный ряд: Рисунок 14. “Параллельное проецирование”

- Если проецирующие лучи перпендикулярны плоскости проекции, то проецирование называется Прямоугольным

Иллюстративный ряд: Рисунок 15.Ортогональная” живопись Древнего Египта”

Иллюстративный ряд: Рисунок 16.Параллельная” живопись средневекового Китая и Японии”

Иллюстративный ряд: Рисунок 17. Центральное, прямоугольное и аксонометрическое проецирование

IV. ИТОГИ УРОКА

Подводим итоги нашего междисциплинарного урока. Итак, разные типы перспектив и методы проецирования непосредственно связаны с визуальными представлениями форм пространства в искусстве. Это еще раз иллюстрирует гармоничное сотрудничество науки и искусства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бородина А.В. Культурное влияние Византии и формирование русского национального стиля. М., 2006.
  2. Волошинов А.В. Математика и искусство. М., 2000.
  3. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10 класс. М., 2008.
  4. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Рабочая тетрадь №1. М., 2006.
  5. Перельман Я.И. Занимательная физика. М., “Наука”, 1991.
  6. Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика 11 кл., М., “Школьная Пресса”, 2000.
Читать еще:


Новые материалы:

Открытое занятие для родителей в старшей группе по методике Зайцева :: Занятия с детьми 4–6 лет в период адаптации к ДОУ :: Занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Исследования свойств воздуха" :: Проект: "Ступеньки радости" ::
Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list2.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list2.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list2.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20
Интегрированный подход к организации занятий в ДОУ :: Первый человек ( Early Man ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Кроватки/Детская мебель/Кровати/Кровати для подростков / Неман / Кровать Неман ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана : География

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD