Комбинированный урок (русский язык и литература + математика) "Моя профессия в одном слове" : Математика

Комбинированный урок (русский язык и литература + математика) "Моя профессия в одном слове" : Математика

Тип урока: урок нетрадиционной формы – бинарный урок, урок-исследование.

Цели:

образовательная

  • обобщить полученные ранее знания по русскому языку, литературе и математике;
  • дать целостное, комплексное представление о слове, пропустив его через языковую призму; развивать умение «думать о словах»; способствовать формированию интереса к слову и языку в целом;
  • закрепить и проконтролировать усвоение обучающимися формул нахождения скорости, времени, расстояния, умение решать, анализировать задачи по теме "Механический смысл производной»; формировать умения, навыки самостоятельного решения задач;
  • показать межпредметную связь.

развивающая

  • формирование учебно-познавательной, коммуникативной и информационной   компетенций;
  • развитие умений применять полученные знания по математике, русскому языку и литературе в практической деятельности, применять знания в различных областях;
  • развитие интеллектуальных умений: систематизация, обобщение, умение выделять главное;
  • развитие творческих способностей и познавательной активности, расширение кругозора.          

воспитательная

  • воспитание личностных качеств студентов (активности, мобильности, умения общаться, инициативности, организованности, самостоятельности, дисциплинированности);
  • формирование интереса к предмету и профессиональных компетенций.

Методы работы: методы стимулирования интереса к учебе, создание эмоционально-нравственной атмосферы со студентами, словесные, наглядные, частично-поисковые, проблемные.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, художественная и справочная литература, раздаточный материал.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Исследование лексического значения слова.
  4. Итог. Рефлексия. Домашнее задание.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Преподаватель: Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок «Моя профессия в одном слове».

2. Актуализация знаний.

Преподаватель:

  • Есть ли у вас любимое слово, которое связано с профессией техника по ремонту автомобильного транспорта, назовите его.
  • А любимая книга у вас есть? … вид спорта? … цвет?.
  • Оказывается, все в окружающем нас мире делится на любимое нами и нелюбимое. Все, кроме слов. Возможно, мы безразличны к словам по той причине, что мы ничего или почти ничего не знаем о них, их жизни, о сложных взаимоотношениях в мире слов, которое для меня является дорогим и близким. Это слово связано с вашей профессией. А пока представим его себе. Как вы думаете, слово, в составе которого есть звуки д, р, о, а, г, каким признакам соответствует: слово мягкое или твердое? ... мужественное или женственное?.. угловатое или округлое?.. темное или светлое?.. звонкое или приглушенное?.. храброе или трусливое?

Итак, большинство считает, что говорить мы будем о слове достаточно твердом, тяжелом и мужественном, звонком и храбром. Это слово «дорога».

На интерактивной доске задание: Какие величины связаны со словом дорога, движение? Подчеркните. Выберите из предложенных наименований единицы измерения скорости, ускорения.

кг, км2, т, с, км/ч, см, км, сут, м2, ц, ч, мин, м/мин, м, км/с, м/с, дм, м/с2

Как вы думаете кому или чему может принадлежать, скорость 60 км/ч? 5 км/ч? 8 км/с? ускорение 24 м/с2?

Ответ:

  • Со скоростью 60 км/ч двигается автомобиль.
  • Со скоростью 5 км/ч идет человек.
  • Со скоростью 8 км/с летит ракета.
  • С ускорением 24 м/с2 движется материальная точка.

Итак, какие взаимосвязанные величины, фигурирующие в словах дорога и движение, Вы знаете? Как они взаимосвязаны между собой?

Ответ: В задачах на движение рассматриваются взаимосвязанные величины:

S - расстояние (пройденный путь),

t - время движения

V - скорость – расстояние, пройденное за единицу времени,

а – ускорение.

3. Исследование лексического значения слова.

Преподаватель:

  • Как вы понимаете значение этого слова? (Учащиеся дают свои варианты ответов).

Давайте зачитаем словарную статью из «Словаря русского языка» С.И. Ожегова и узнаем, как в словаре трактуется значение этого слова:

«Дорога – узкая полоска земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения: место, по которому надо пройти или проехать, путь следования: путешествие, пребывание в пути; средство достижения какой-нибудь цели, жизненный путь (перс.).»

  • Как называются слова, имеющие несколько значений?

(Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными).

  • Конкретное значение слова, как мы знаем, проявляется в контексте. Давайте определим, в каких значениях употребляется слово «дорога» в следующих отрывках:

Человечество – в дороге.
Дорогое баловство.
Может, и не от него…
Суетливо, бестолково, -
Кто? Зачем? За что? Когда?..
От нашествия такого
Сладко стонут города…
Р. Рождественский

По дороге длинной, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно звенит.
А.С. Пушкин

А на дороге –
Грязь из-под колес.
И вдоль дороги –
Мокрые бурьяны.
И даже пихту
Довели до слез
Холодные осенние туманы.
Ф. Васильев

Вышел в дорогу,
И – вольному воля,
Должен вспахать ты
Целинное поле,
Где человека нога не ступала.
Шаг твой – заветной дороги
Начало
Ф. Васильев

- Составьте свои примеры и объясните, в каком значении употребляется слово «дорога» в ваших предложениях или словосочетаниях.

Со словами «дорога» и «движение» связан один математический парадокс:

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.

Это строки из стихотворения А.С. Пушкина «ДВИЖЕНИЕ», которое было  напечатано в альманахе «Урания» в1826 году.

“Мудрец брадатый” - это древнегреческий философ Зенон Элейский (V в. до н. э.), а его оппонент (“другой”) – Антисфен (440 г. до н. э.) или, по другой версии, Диоген Синопский. Как гласит предание Антисфен взял и прошел расстояние от A до B.

Греческий философ Зенон в ряде замечательных парадоксах показал, что движения нет. “Каким образом бегун может покрыть вообще расстояние от А до В?” вопрошал он. Ведь прежде чем пробежать расстояние от А до В, бегун должен преодолеть его половину. Пробежав половину, бегун, прежде чем оказаться у финиша, должен преодолеть половину оставшегося расстояния, т.е. оказаться в точке, отстоящей от А на расстоянии ? всего пути. После этого прежде чем попасть в пункт В, бегун снова должен будет сначала пробежать половину оставшегося расстояния, т. е. дойти до промежуточного финиша в 7/8 (если длину всего пути принять за 1) и т. д.

Иными словами бегун должен пробежать расстояние, равное сумме ряда:

1/2 + 1/4 +1/8 +1/16 + …

Многоточие означает, что ряд продолжается до бесконечности. Каким образом можно преодолеть бесконечную последовательность отрезков за конечное время?

Как бы быстро ни бежал Ахилл, он никогда не догонит медленную черепаху, потому что за то время, которое ему потребуется для того, чтобы пробежать половину намеченного пути, черепаха, двигаясь без остановки, всегда будет отползать еще немного, и этот процесс не имеет завершения, ибо пространство делимо до бесконечности.

Исследовательская работа по выявлению этимологии слова

(учащимся предлагается сопоставить данные ниже материалы):

- драга (слав. «канава», «лощина», «ущелье», «теснина»);

- дор  (общеслав. «расчищенное место»).

Проведите исследование, основанное на составлении языковых фактов. Сделайте вывод, с каким словом, по-вашему мнению, следует сопоставлять слово «дорога», какое из данных слов было далеким «прародителем» сегодняшней «дороги»? (Обучающиеся  высказывают свое мнение, учитель подводит итог исследованию)

- Л. Успенский в книге «Слово о словах» отмечает, что слово это некогда значило «овраг», «углубление в почве», «лощина»; такое значение сохранилось за ним и до сих пор в некоторых славянских языках. «Можно думать, что в древности пути прокладывались по таким долинкам; может быть, в лесистых местах их вели по «дорогам» - лесистым просекам и расчисткам. А возможно, дело в том, что на открытых местах любая древняя колея или тропа быстро превращалась в размытые водами лощины – дороги».

А.В. Волгина в книге «Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь» отмечает, что «дорогой» мог быть назван проход, выкорчеванный в лесу, просека, расчистка (где выкорчеваны, выдраны деревья) или же просто лесная тропа.
Есть слова, в которых все понятно, в них все как на ладони: и прошлое, и настоящее. А есть слова-загадки, и думая об этих словах, мы можем только выказывать догадки, строить гипотезы. СЛОВО «дорога» - слово-загадка. Гипотез, касающихся происхождения слова, много, а какая из них правильна – никто не знает. Слово в этимологическом плане остается неясным.

Работа по подбору однокоренных слов.

1. Подберите однокоренные слова к существительному «дорога». (Дорога – дорожка, подорожник,  дороженька, дорожный, придорожный, бездорожный, бездорожье и т. д.)

2.Объясните значение полученных слов, исходя из значения главного слова (учащиеся объясняют значения слов).

Мы видим, что значения однокоренных слов (при всех их различиях) в чем-то сходны. Как в семье: дети в чем-то повторяют своих родителей, но во многом они другие. Давайте присмотримся повнимательнее хотя бы к некоторым словам из большого семейства «родственников» слова «дорога». Например, слово «дорожка». Основные его значения покажем на схеме (учитель вместе с обучающими строит схему):

Дорожка

  • То же, что дорога;
  • Устроена для ходьбы дорога в садах, парках;
  • То же, что тропинка;
  • Специально устроенная дистанция для бега и т.п.
  • Узкий длинный коврик, половик;
  • Узкая длинная скатерть или салфетка;
  • Специальная рыболовная снасть;
  • Узкое углубление, бороздка, полоска.

3. Запишем ряд словосочетаний со словом «дорожка» и посмотрим в каких из них возможна замена на слово «дорога»:

  • Посыпанная песком дорожка + вышитая дорожка –
  • Беговая дорожка – разноцветная дорожка –
  • Боковая дорожка + рыболовная дорожка –
  • Обледеневшая дорожка + и т. п.

Получается удивительная вещь: слово «дорожка» чисто «внешне» отличается от исходного только крошечным суффиксом -к-, а «внутреннее» отличается гораздо значительнее. У образованного нами слова – свой мир, своя жизнь, свой круг общения со словами.

4. Можно рассмотреть дополнительно следующие однокоренные слова:

Дорожник – в современном русском языке – специалист по строительству дорог, городских улиц; раньше (см. Даль В. Толковый словарь живого великого русского языка: В 4-х т. – М.: Рус. яз. 1989) дорожный дневник, который ведут в пути; гостинец, привозимый с дороги; плотницкий инструмент – рубанок.

Поскольку многие значения слова вышли из обихода, сейчас мы можем сказать: столичные дорожники, городские дорожники, раньше, используя различный значения слова, можно было построить такие словосочетания: исписанный до корочки дорожник, острый дорожник. А это означает, что с потерей даже одного значения слова уходит в небытие целый мир, и это – невосполнимая утрата для языка.

О пирогах на дорогу мы читаем у В. Белова (Белов В.И. Длиною в жизнь: Повести, рассказы, очерки. – Кишинев:  Лит. Артистикэ, 1984) «Пироги, выпеченные перед отъездом кого-либо из дому, назывались подорожниками, они и до сих пор имеют печальную репутацию. Сколько их было испечено на Руси солдатских, студенческих и других подорожников, никто пока не считал, да никому, наверное, и не счесть».

Работа со словосочетаниями

  • Мы уже говорили с вами о том, что слово «дорога сочетается не с любыми словами языка, а избирательно. Давайте поиграем в игру «Кто больше?» (задание дается по рядам:

1 ряд составляет словосочетания по типу сущ. + прил.,

2 ряд составляет словосочетания по типу сущ. + сущ.,

3 ряд составляет словосочетания по типу сущ. + гл.):

1 ряд: дорога хорошая, дорога плохая, дорога новая, Дорога старая, дорога широкая, дорога узкая, дорога прямая, дорога ровная, дорога горная и т.д.

2 ряд: дорога в горы, дорога в лес, дорога вокруг дома, дорога по городу и т.д.

3 ряд: идти по дороге, в дороге теряться, дорогу замело и т.д.

Подводя итог работы делаем вывод, что 1 ряд выиграл не случайно, т.к. словосочетания прил. + сущ. В данном случае очень продуктивны и постоянно пополняются).

В русском языке есть необычные сочетания слов, которые мы называем устойчивыми. Давайте вспомним такие устойчивые сочетания слов, в которых употребляется слово «дорога». (Стать, встать, стоять) поперек дороги; проторить (найти) дорогу); скатертью дорога; счастливой дороги; присядем на дорогу; сойтись на дороге; на дороге не валяется; не стой на дороге; туда ему дорога; перейти (перебежать) дорогу; открыть дорогу; идти своей дорогой и т.д.) (Учитель может остановиться на отдельных выражениях и рассказать о них более подробно. Особенно интересно в этом плане выражение «скатертью дорога», которое сейчас чаще всего употребляется в негативном плане. Раньше это выражение имело положительный смысл и означало, что кому-то желают дороги гладкой, как стол (от дъскатерть – верхняя крышка стола).

Работа по подбору синонимов, антонимов

  • Слова могут избирательно «относиться» друг к другу. Наверное, они могут дружить и ненавидеть. Скажите, можно ли назвать слово-врага (противоположное по смыслу) к слову «дорога»? (Бездорожье). А слова-друзья (синонимы) есть у него? (Путь, тропинка и т.д.)

Преподаватель: С какими задачами на движение мы можем встретиться в обычной жизни?

Ответ: На сближение объектов (движение объектов в одном направление, движение объектов навстречу друг другу), на удаление объектов (движение объектов в одном направление, движение объектов в противоположные стороны).

Преподаватель: При изучении какой темы мы встречаемся с понятием скорость и ускорение?

Ответ: механический смысл производной функции.

Преподаватель: Что называется скоростью с точки зрения механического смысла производной функции? Ускорением?

Ответ: Скорость – производная от координаты по времени. Ускорение – производная от скорости по времени.

На дом заданы были три задачи. Проверка домашнего задания.

1. Материальная точка движется прямолинейно по закону

1) Выведите формулу для вычисления скорости движения в любой момент времени t.

2) Найдите скорость в момент t = 2с.

3) Через сколько секунд после начала движения точка остановится? (Перемещение измеряется в метрах.)

2. Материальная точка движется прямолинейно по закону .Найдите скорость и ускорение в момент t = 5с. (Перемещение измеряется в метрах.)

3. Материальная точка движется прямолинейно по закону Найдите ускорение в момент времени t = 5с.

4. Два тела движутся прямолинейно соответственно по законам: S1 (t) = 3,5t2 – 5t + 10 и S2 (t) = 1,5t2 +3t – 6. В какой момент времени скорости тел будут равны? Как бы вы ответили на этот вопрос?

Решение:

v (t) = S\' (t)

v1 (t) = v2 (t)

v1 (t) = S1\' (t) = (3,5 t2 – 5t + 10)\' = 7t – 5

v2 (t) = S2\'(t) = (1,5 t2 + 3t – 6)\' = 3t + 3

Значит:

7t – 5 = 3t + 3

7t – 3t = 3 + 5

4t = 8

t = 2

При t = 2 (с) скорости тел будут равны.

Тест

Вариант 1

1. Материальная точка движется прямолинейно по закону Найдите скорость точки в момент времени  t=3с.

1) 5                    

2) 2                

3) 3                

4) 6

2. Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t) = 2cos2t. Найдите скорость точки в момент времени

1) – 4                

 2) – 2            

3) 0                

4) 4

3. Две материальные точки движутся по прямой по законам x1 (t) = t2 – 6t + 2 и x2 (t) = 3 – 2t2. В какой момент скорости точек будут равны?

Вариант 2

1. Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t) = t3t2 + t + 1. Найдите скорость точки в момент времени  t = 4с.

1) 40                  

2) 42                

3) 41                

4) 39

2. Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t) = 3sin2t. Найдите скорость точки в момент времени .

1) 6                  

2) 0                 

3) 3                  

4) – 6

 

3. Две материальные точки движутся по прямой по законам x1 (t) = 2t2 – 1 и x2 (t) = t2 + 6t + 5. В какой момент скорости точек будут равны?

Индивидуальное домашнее задание.  Готовят презентацию 1–2 обучающихся (дорога и моя профессия).

Работа с контекстами

Материал для наблюдений и анализа (используется выборочно, в зависимости от уровня подготовки группы):

Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога».
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста круче
К вершине, упрятанной в тучах,
И след корабля над волнами,
А вскоре пополнится новым
Значеньем привычное слово.
Представьте: готова ракета
К прыжку на другую планету
Прощаясь с её экипажем,
Стоящим у звезд на пороге,
Мы просто и буднично скажем:
«До встречи! Счастливой дороги!»
Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога»
В. Остен

Для того дорога и дана,
Чтоб души вниманье не дремало.         
Человеку важно знать немало,
Оттого дорога и длинна.                
Человеку важно знать свой дом,
Весь свой дом, а не один свой угол,
Этот дом замусорен и кругл,
Чердаки в нем крыты белым льдом.
Человеку важно знать людей,
Чтоб от них хорошего набраться,
Чтоб из всех идей идею братства
Ненароком он не проглядел.
А еще полезно знать, что он-
Не песчинка на бархане века,
Человек не меньше человека,
В этой теме важен верный тон.
Иногда в дороге нам темно,
Иногда она непроходима,
Но идти по ней необходимо -
Ничего другого не дано.
Д.М. Сухарев «Дорога»

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди…
К. Симонов

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки убирать.
С. Есенин

Дорога железом пробита в тайге,
Глубоким порезом на синей щеке.
Прошли по дороге сто тысяч катков,
Утюжа до камня дороги покров.
На ельник вчерашний, на бритый уклон
Могильной плитою улегся бетон...
В.Назаров

Выполнение творческой работы (домашней).

Варианты заданий:

1. Может быть предложена одна из тем для сочинения-миниатюры: Биография слова. Рассказ о слове. Мое любимое слово. Мир слова. Родилось слово… и т.д.

2. Может быть предложено написание работы типа эссе без конкретного названия, в которой ребята написали бы о своих впечатлениях от работы со словом.

3. Может быть предложена более объемная работа по слову (по типу проекта или реферата).

4. Может быть дано задание, выполняемое по желанию: нарисовать свой образ, свое понимание, видение слова «дорога» (некоторые из рисунков наших обучающихся мы даем в качестве примера).

Итог. Рефлексия.

Рефлексия оценочной деятельности

  1. Мне было понятно…
  2. Я запомнил…
  3. Большие затруднения были при решении…
Читать еще:


Новые материалы:

Использование информационных ресурсов в логопедической рабате :: Внеклассное мероприятие по обществознанию с элементами социального проектирования "Глобальные проблемы и пути их решения" :: Организация групповой деятельности учащихся :: Анализ действующих программ в начальной школе :: Загрязнение гидросферы :: Смешарики. Дежавю, 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list33.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list33.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list33.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Дикая история ( El bar ), 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD