Изменение мотивации учащихся при выполнении домашних заданий : Математика

1. Введение

2. Выводы.

3. Заключение.

4. Список литературы.

5. Презентация. Обработка результатов анкетирования.

Введение

В данной работе целью изучения является определение педагогических условий, при которых при выполнении домашних заданий будет изменяться учебная мотивация у школьников.

Объектом исследования является процесс формирования учебной мотивации у школьников.

Предмет исследования – педагогические условия выполнения домашних заданий, которые изменяют учебную мотивацию у школьников.
Необходимо предложить школьнику такие задания и упражнения, которые он будет выполнять с удовольствием. Это привьет ему чувство любви к учебе, повысит качество знаний, разовьёт самостоятельность и ответственность.

Для достижения же этой цели необходимо выполнить 4 задачи:

1. выявить мотивы, лежащие в основе учебной мотивации школьников средней школы;

2. рассмотреть психолого-педагогические условия развития мотивации в среднем школьном возрасте;

3. раскрыть особенности домашнего задания в средней школе;

4. обосновать и раскрыть педагогические условия изменения учебной мотивации школьников при выполнении домашних заданий.

Гипотеза исследования: изменения учебной мотивации школьников средней школы будут позитивные, если при выполнении домашних заданий будут соблюдаться следующие педагогические условия:

1. Соблюдение определенного порядка выполнения домашних заданий;

2. Применение различных приемов выполнения домашних заданий с учётом возрастных особенностей;

3. Использование оригинальных и интересных заданий.

Использовались следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ психологической и педагогической литературы по этой теме.

2. Методы беседы и наблюдения.

3. Анкета изучения отношения учащихся к учебным предметам (на основе методик Г.Н. Казанцевой и Т.Д. Дубовицкой).

Анкета изучения отношения учащихся к учебным предметам
(на основе методик Г.Н. Казанцевой и Т.Д. Дубовицкой).

Анкета ученика _________класса 

1. Сколько времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий?

2. На выполнение домашнего задания по каким предметам приходится тратить больше времени, чем на все остальные?

_________________________________________________

3. Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома?

4. Кто помогает тебе при выполнении домашнего задания?

5. Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий?

6. Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание?

7. Пользуешься ли ты «Решебником» при выполнении домашнего задания?

8. Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке?

9. Пользуешься ли ты Internet при выполнении домашнего задания?

10. Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь задание перед уроком у своих товарищей?

11. По каким причинам ты не выполняешь домашнее задание по тому или иному предмету?

Все наши мотивы исходят из нашей системы потребностей и с разной степенью осознаются нами, либо не осознаются вообще. Педагоги должны учитывать, что главный «возрастной» мотив школьников – мотив достижения. [2]

У школьников с достижением успехов связаны два мотива: мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Эти два мотива формируются у старшеклассников в учебной деятельности. Исследования  доказывают, что школьники с сильной мотивацией на достижение успеха учатся лучше, чем с мотивацией на избегание неудачи. Социальный смысл учебной деятельности заключен для подростков и в результате, и в самом процессе. У подростков проявляется высокий уровень умственной и творческой активности. В мотивации играют роль:

Отрицательная или положительная мотивация может проявляться в зависимости от интереса к предмету.

У подростков переплетаются социальные, познавательные и личные мотивы (авторитет у сверстников).

Психолого-педагогические условия формирования мотивации в среднем школьном возрасте являются:

1) Первым условием является характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить ученику. Наиболее сильное стремление к достижениям возникает в том случае, если деятельность обладает новизной.

2) Вторым условием является соотношения сложности задачи с различиями в направленности и силе мотива достижений. Степень сложности задачи оценивается человеком на основании её соответствия имеющимся у него способностям, средствам и времени для решения.

3) На интерес к задаче и стремление к достижениям оказывает влияние оценка человеком собственных способностей.

Правила для учителя, которые я применяю на учебных занятиях:

1. Задачи должны быть для учащихся посильными.

2. Деятельность должна представлять учащемуся возможности для выбора, быть интересной и соответствовать возрастному уровню.

3. Нужно, чтобы в работе присутствовали задачи разной степени сложности.

4. В задачах должна присутствовать степень новизны, проблемы.

5. Слабомотивированные дети должны иметь возможность использовать повторы для поднятия у них уверенности в собственных силах. [26].

4) Важным для развития мотивации достижения условием является наличие возможности для проявления школьниками самостоятельности.

Самостоятельность проявляется: при постановке учебной задачи, создании новых знаний, их отработке и на этапе самоконтроля при выполнении домашней работы. [3]

5) Оценка учителем деятельности школьника носит мотивирующий характер.

6) Среди прочих условий, одним из важных для проявления стремления к достижению является время.

7) Ещё одно условие, влияющее на мотивацию достижения, - это личный пример и ролевое поведение значимых взрослых, учителей и родителей.

Для формирования уверенности и возникновения у школьников мотивации достижения учителю особенно важно:

- создавать атмосферу доверия между учителем и учеником.

- быть заинтересованным в успехах детей, иметь авторитет.

- видеть индивидуальность каждого ученика и мотивировать его, опираясь на уже имеющиеся у ребенка мотивы.

- сделать деятельность учащихся определенной и понятной.

- обеспечивать у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности. [1]

Домашние задания в средней школе имеют следующие особенности:

- различие видов домашнего задания в зависимости от его целей;

- разноуровневые домашние задания;

- внимание к творческим заданиям, чтобы ученик сам подбирал наиболее удобные способы и приёмы их выполнения;

- психологический настрой подростков на аккуратное выполнение домашней работы;

- развитие приёмов самоконтроля учащихся-подростков.[4]

В данной работе была использована анкета для изучения отношения учащихся к учебным предметам (на основании методик Г.П. Казанцевой и Т.Д. Дубовицкой) школьника в виде теста.

Для исследования изменения мотивации при выполнении домашних заданий были выбраны 50 учащихся 9-х классов одной школы.

Школьники с интересом отвечали на вопросы анкеты.

Выводы.

В данной работе выявлено, что в основе учебной деятельности школьников средней школы лежат две большие группы учебных мотивов: познавательные и социальные.

Психолого-педагогическими условиями развития мотивации являются:

- характер самой деятельности учащегося, её новизна, интерес к ней;

- умение ученика оценивать свои способности;

- роль учителя, его приёмы, методы, которые позволяют вселить в детей уверенность в своих силах; предоставление возможности для закрепления мотива достижения успеха;

- оценка учителя, объективная и справедливая, которая мотивирует учащихся к достижениям в ученой самостоятельной работе;

- время выполнения заданий;

- ролевое поведение родителей, включенность их в дела ребенка.

Педагогические условия, которые изменяют учебную мотивацию школьников при выполнении домашних заданий можно назвать следующие:

- продуктивность самой учебной деятельности;

- значимость предмета темы, задания лично для ученика;

- особенности подросткового развития школьников;

- отношения учителя и ученика друг к другу;

- взаимодействие значимых взрослых, родителей, одноклассников в достижении успеха, самореализации личности учащегося.

В работе были выделены два условия, успешному выполнению домашних работ:

1) ученики понимают смысл, значимость работы;

2) ученики ее выполняют с интересом.

Причины спада учебной мотивации подростков могут быть связаны как с организацией урочного времени, процесса задания упражнений домой, с особенностями психо-физического развития подростков, так и с влиянием личности учителя, его профессиональной подготовленности.

Для успешного выполнения домашних заданий целесообразно использовать содружество и сотворчество учащегося, его членов семьи, одноклассников, что способствует творческой обстановке, увлеченности, сотрудничества, а главное, повышению мотивации и развитию интереса к учебе. А успехи в учебе напрямую зависят от выполнения домашних заданий.

Список литературы.

  1. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., Издательский центр «Академия», 2009.
  2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – Спб., Издательство «Питер», 2000.
  3. Детская практическая психология. Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинской – М.; Гардарики, 2000.
  4. Дьюн Дж. Психология и педагогика мышления. – М., «Лабиринт», 1999.
Читать еще:


Новые материалы:

Атмосфера, ее состав, строение, значение. Элементы погоды. Температура воздуха :: Урок-путешествие в 9-м классе по теме "Волга" :: Урок-семинар "Субрегионы Европы" :: Изучение размещения и национального состава народов Омской области :: Воды суши: реки и озера. 6-й класс :: Очень плохие девчонки ( Rough Night ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и стулья / Ангстрем / Стол обеденный ARGUS Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD