Интегрированный урок "обществознание + биология" по теме "Возникновение жизни в мифологической, философской и научной картинах мира" : Общепедагогические технологии

Цель урока: изучить причины и следствия развития жизни на Земле.

Задачи:

  • дидактические: продолжить формирование представлений и знаний о свойствах и уровнях организации живого, показать различие во взглядах на процесс происхождения жизни с точки зрения различных картин мира;
  • развивающие: развивать умения синтезировать знания из разных наук, обобщать, делать выводы; применять использование различных технологий при изучении и обобщении материала;

Методы: беседа, сообщения учащихся.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, таблицы, карточки, рабочий лист (приложение 1), презентация по биологии (приложение 2), презентация по обществознанию (приложение 3).

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Опрос домашнего задания (карточки, вопросы, тесты).
  3. Изучение нового материала:
    1. Прокариоты – первые одноклеточные организмы (презентация).
    2. Появление эукариот (сообщение учащегося).
    3. Появление многоклеточных организмов (сообщение учащегося).
    4. Происхождение человека в ранних мифах и первых философских учениях.
  4. Закрепление.
  5. Подведение итогов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Опрос домашнего задания «Современные представления о возникновении жизни».

можно начать с вопросов:

  1. Какие химические элементы и их соединения были в первичной атмосфере Земли?
  2. Укажите условия, необходимые для абиогенного образования органических соединений.
  3. Какие соединения были распространены в водах первичного океана?
  4. Что такое коацерваты?
  5. В чем сущность химической эволюции на ранних этапах существования Земли?
  6. Какое событие положило начало биологической эволюции?
  7. Когда на Земле появились первые клеточные организмы?

В это же время некоторые ученики работают по карточкам.

Закончить опрос домашнего задания можно тестами:

Тесты для повторения темы: «Возникновение жизни на Земле»

Выберите правильные варианты ответов:

  1. Кто из названных ученых окончательно опроверг теорию самозарождения организмов?
    а) Дарвин
    б) Пастер
    в) Ламарк

  2. Суть теории самозарождения заключается в том, что она поддерживает идею:
    а) возникновение живых организмов из неживых тел
    б) возникновение живого от живого
    в) создания живого высшими силами

  3. Согласно биохимической теории жизнь:
    а) существовала всегда
    б) занесена на нашу планету извне
    в) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам

  4. В смеси Миллера содержались аммиак и метан. Почему эти вещества были необходимы для опыта?
    а) он хотел доказать, что эти вещества содержались в составе первичной атмосферы Земли.
    б) он хотел доказать невозможность зарождения жизни в первичной атмосфере Земли.
    в) он хотел доказать возможность синтеза органических соединений в условиях первичной атмосферы Земли.

  5. Какая реакция лежит в основе образования аммиака?
    а) реакция углекислого газа с азотом
    б) реакция воды с азотом
    в) реакция водорода с азотом

Правильные ответы: 1 – б, 2 – а, 3 – в, 4 – в, 5 – в.

III. Изучение нового материала «Начальные этапы развития жизни на Земле».

  1. Прокариоты – первые одноклеточные организмы (приложение 2).
  2. Появление эукариот (сообщение учащегося).
  3. Появление многоклеточных организмов (сообщение учащегося).

Учитель обществознания: Самым ранним способом понимания природной и общественной действительности был миф. Миф – это всегда повествование, причём истинность его не подлежала сомнению, а содержание всегда так или иначе было связано с реальной жизнью людей. В отличие от науки, которая стремится объяснить мир, установить взаимосвязи между причиной и следствием, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его отдельных проявлений. Всё происходящее в мифе приобретает значение своеобразного образца для воспроизведения. Он как бы совмещает в себе обязательный рассказ о прошлом и объяснение настоящего и будущего.

Вопрос: Какие же сведения об окружающем мире содержали в себе мифы?

Изучение нового материала «Возникновение жизни в мифологической, философской и научной картинах мира»

  1. Как описан в мифах различных народов мир до его сотворения. (сообщение учащегося)
  2. Человек и общество в ранних мифах (приложение 3)
  3. Первые философские учения (сообщение учащегося)

IV. Закрепление.

1. Тесты для закрепления темы «Начальные этапы развития жизни»

Выберите правильные варианты ответов:

  1. Первые живые организмы (пробионты), появившиеся на Земле, по способу дыхания и способу питания были:
    а) анаэробными гетеротрофами;
    б) анаэробными фототрофами;
    в) аэробными гетеротрофами.

  2. Организмы, появившиеся на Земле при истощении запаса абиогенных органических веществ, по способу дыхания и способу питания были:
    а) анаэробными гетеротрофами;
    б) анаэробными фототрофами;
    в) аэробными гетеротрофами.

  3. Накопление в атмосфере первичной Земли кислорода и появление озонового экрана привело к:
    а) началу абиогенного синтеза органических веществ и прекращению ультрафиолетового излучения;
    б) началу абиогенного синтеза органических веществ и усилению ультрафиолетового излучения;
    в) прекращение абиогенного синтеза органических веществ и защите первых организмов от ультрафиолетового излучения.

  4. Началом биологической эволюции на Земле принято считать момент возникновения первых:
    а) органических веществ, синтезированных абиогенным путем;
    б) коацерватных капель, микросфер и других агрегатов из органических веществ;
    в) одноклеточных прокариотических организмов – пробионтов;

  5. С момента начала биологической эволюции на Земле скорость эволюционного процесса:
    а) не изменялась;
    б) постоянно возрастала;
    в) постоянно убывала;
  6. Крупнейшим ароморфозом, оказавшим существенное воздействие на ранние этапы эволюции жизни на Земле, стало:
    а) появление новых клеток – прокариот;
    б) появление первых клеток – эукариот;
    в) возникновение фотосинтеза у анаэробных прокариот;

Правильные ответы: 1 –а, 2 – б, 3 – в, 4 – в, 5 – б, 6 – в.

2. Вопросы:

  1. Как питались первые живые организмы?
  2. Что такое фотосинтез? Какую роль в развитии жизни на Земле сыграло его появление?
  3. Какие организмы впервые стали выделять в атмосферу свободный кислород?
  4. Какое значение для эволюции имело появление полового процесса?

3. Дать определения следующим терминам: работа на рабочем листе (приложение 1)

Миф, мифологическое сознание, даосизм, буддизм, конфуцианство.

4. Соотнести имя философа и направление в философской мысли:

1 вариант 2 вариант
А – монизм
Б – дуализм
А – материализм
Б – идеализм
  1. Демокрит
  2. Аристотель
  3. Конфуций
  4. Дидро
  5. Декарт
  6. Пифагор
  7. Гегель
  8. Гольбах
  9. Маркс
  10. Кант
  11. Платон
  12. Фейербах

V. Работа с текстом (подготовка к выполнению заданий части С).

Миф, сказка, предание

При размежевании сказки и мифа современные фольклористы отмечают, что миф является предшественником сказки, что в сказке по сравнению с мифом происходит… ослабление строгой веры в истинность излагаемых фантастических событий, развитие сознательной выдумки (тогда как мифотворчество имеет бессознательно-художественный характер) и др. Разграничение мифа и исторического предания, легенды, вызывает тем больше разногласий, что оно в значительной мере условно.

Историческим преданием чаще всего называют те произведения народного творчество, в основе которых лежат какие-то исторические события. Таковы предания об основании городов (Фив, Рима, Киева и др.), о войнах, о видных исторических деятелях и др. Этот признак, однако, далеко не всегда достаточен для различения мифа и исторического предания. Наглядный пример – многие древне-греческие мифы. Как известно, в их состав вошли различные повествования (часто принявшие поэтическую или драматическую форму) об основании городов, о Троянской войне, о походе аргонавтов и других больших событиях. Многие из этих рассказов опираются на действительные исторические факты, подтверждены археологическими и другими данными (например, раскопками Трои, Микен и др.). Но провести грань между этими рассказами (т.е. историческими преданиями) и собственно мифами очень трудно, тем более что в повествование об исторических, казалось бы, рассказах вплетены мифологические образы богов и других фантастических существ.

Вопросы и задания:

  1. Чем сказка отличается от мифа?
  2. Можно ли историческое предание отнести к разновидности мифа? Обоснуйте свой вывод.

VI. Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание.

Читать еще:


Новые материалы:

Почему дровяное отопление вредит здоровью :: Фейсбук выпустил исследование о вреде и пользе фейсбука :: Почему газовая плита - это вредно :: Фестиваль научной книги на ВДНХ :: Почему мужчины бреются? :: Плохие парни 4 ( Bad Boys 4) :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Колыбели и люльки/Детская мебель/Кровати/Кроватки для новорожденных / Gandylyan / Кровать детская на колесиках с дугой для качания Gandylyan ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет! - Хелси и Смарт

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет! - Хелси и Смарт

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD