Использование MS Excel для обработки результатов выполнения студентами контрольных заданий : Общепедагогические технологии

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования для аттестации обучающихся на соответствие их профессиональных достижений поэтапным требованиям соответствующей основной профессиональной образовательной программе по специальности (ОПОП) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Оценочные средства текущего контроля и промежуточной аттестации разделяются на контрольные задания, показатели выполнения, критерии оценки.

В ходе реализации стандартов третьего поколения для системы СПО на модульно-компетентностной основе особые требования предъявляются к обработке результатов выполнения студентами контрольных заданий. При проведении анализа контрольных работ преподавателю окажет огромную помощь MS Excel.

Рассмотрим несколько, наиболее часто встречающихся случаев.

1. Оценочное средство состоит только из тестовых заданий

Это самый простой случай. Предположим, что при выполнении данной работы проверяются 4 умения (У1, У2, У3) и 3 знания (З1,З2,З3). Всего заданий в работе 20. Выполнение каждого задания оценивается дихотомической оценкой: 1 – (правильно / да), 0 – (неправильно /нет). В MS Excel строится следующая таблица: (Рисунок 1)

Рисунок 1

У1, У2, У3, У4 – проверяемые умения, З1, З2,З3 – проверяемые знания. Для проверки У1 и У2 используются задания 1 и 2, для проверки У2 – задания 3,4,5 и т.д. В столбце Q для каждого студента вычисляется сумма набранных им баллов через автосуммирование (=СУММ(B5:P5) – для Сидорова М.И.), в столбце R вычисляется процент верных ответов (=Q5/15, при этом задаётся процентный формат ячеек столбца R, делим на 15, т.к. всего заданий 15). В столбце S автоматически выставляется оценка (=ЕСЛИ(R5<70%;2;(ЕСЛИ(R5<80%;3;(ЕСЛИ(R5<90%;4;5)))))). С помощью автозаполнения получаем аналогичные расчёты для всех студентов группы.
В строках 10 и 11 вычисляются коэффициенты выполнения каждого задания. В строке 10 происходит суммирование набранных студентами баллов (=СУММ(B5:B9) – для первого задания), а в строке 11 вычисляется коэффициент выполнения (=B10/$4, число набранных баллов делится на число студентов, выполнявших работу – это ячейка А4). С помощью автозаполнения получаем аналогичные расчёты для каждого задания.

Затем вычисляем коэффициент выполнения по каждому умению и знанию в строках 13 и 14. Объединяем ячейки В13 и С13 и ищем в них сумму баллов, набранных студентами за выполнение заданий, проверяющих У1 (=B10+C10), объединяем ячейки В14 и С14 и находим коэффициент выполнения (=B13/(A4*2), Ф4 – число студентов, на 2 делим т. к. заданий 2). Аналогично делаем для каждого умения и знания. Из полученных расчетов уже видно, что студенты хорошо овладели У3, З2, З3, хуже У4.

Теперь представим полученную информацию графически. (Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4)

Рисунок 2

В ячейке В21 вычисляется число «2» (=СЧЁТЕСЛИ(R5:R9;"<70%"), в столбце R мы вычисляли процент верных ответов для каждого студента), в ячейке В22 – число «3» (=СЧЁТЕСЛИ(R5:R9;"<80%")-B21), в ячейке В23 – число «4» (=СЧЁТЕСЛИ(R5:R9;"<90%")-B21-B22), в ячейке В24 – число «5» (=СЧЁТЕСЛИ(R5:R9;"<=100%")-B22-B23-B21). В соответствующих ячейках столбца С выражаем количество полученных оценок в процентах. Затем строим гистограмму. (Рисунок 2)

Рисунок 3

В ячейки В37:В51 переносим результаты из ячеек В11:Р11 и строим график. В строках 56-58 находим, как распределяются задания в зависимости от коэффициента решаемости. Видно, что коэффициент решаемости 0 – 0,4 – это 1 задание, 0,4-0,7 – 3 задания и 11 заданий имеют коэффициент решаемости 0,7-1. Для этого подсчёта в ячейку В56 заносим формулу: =СЧЁТЕСЛИ(B37:B54;"<=0,4"), в ячейку В57: =СЧЁТЕСЛИ(B37:B54;"<=0,7")-B56, в ячейку В58: =СЧЁТЕСЛИ(B37:B54;"<=1")-B56-B57. (Рисунок 3)

Рисунок 4

Аналогично строим карту коэффициентов освоения умений и знаний. (Рисунок 4) (Приложение 1, Лист 1)

2. Оценочное средство состоит только из тестовых заданий, но расположение их не упорядочено

Если умение У1 проверяется заданиями 5,6, а умение У2 – заданиями 8,10 и т.д., то рассмотренная выше таблица будет не очень удобной, т. к усложнит процесс введения данных. Для того, чтобы облегчит эту задачу лучше все умения и навыки вынести вправо, а слева оставить таблицу по выполнению заданий. (Рисунок 5)

Рисунок 5

В ячейку Q5 вводится формула: =F5+G5, т.к. умение У1 проверяют теперь задания 5 и 6 , а результаты их выполнения находятся в этих ячейках, аналогично для всех других умений и знаний. Всё остальное аналогично (Приложение 1, Лист 2).

3. Оценочное средство состоит из различных заданий

Оценочное средство может содержать простейшие тестовые задания с дихотомической оценкой и более сложные задания, предполагающие политомическую оценку. Политомическая оценка предполагает выставление балльной оценки (по возрастающей) за каждый промежуточный правильный ответ решения или правильно выполненное действие. При составлении оценочного средства преподаватель заранее предполагает: при выполнении скольких шагов решения он будет считать, что задание выполнено. Пусть, например, 10 заданий тестовые, 5 предполагают решение, состоящее из 5 шагов и составители решили, что при выполнении 3 из 5 шагов задание будет считаться выполненным. Таблица будет выглядеть следующим образом (Рисунок 6)

Рисунок 6

В ячейке Т5 вводится формула: =H5+ЕСЛИ(M5>=3;1;0) т.к задание 12 (результат выполнения которого занесён в ячейку М5) предполагает 5 шагов в решении, а при выполнении 3 шагов задание будет считаться выполненным. Аналогично заполнены ячейки U5 (=J5+ЕСЛИ(L5>=3;1;0)), V5 (=B5+ЕСЛИ(N5>=3;1;0)), W5(=ЕСЛИ(O5>=3;1;0)+ЕСЛИ(P5>=3;1;0)). Суммировать, тогда необходимо также ячейки Q5:W5 и от них вычислять процент выполнения. При вычислении коэффициентов выполнения необходимо так же внести исправления. В ячейке L11 будет стоять формула: =L10/($4*5), т.к. максимальное число баллов за это задание 5. Всё остальное аналогично (Приложение 1, Лист 3).

При составлении экзаменационных заданий возможно использование заданий трёх уровней: самые простые, тестовые задания; более сложные задания предполагающие несколько шагов при их выполнении; задания повышенного уровня. Таблица результатов выполнения такой работы будет выглядеть так (Рисунок 7). В приведённом примере задания второй части оцениваются 5 баллами, а третьей части 10 баллами. Для каждого задания третьей части определено, что при выполнении 6 шагов из 10 задание считается выполненным. В ячейке Т5 задана формула: =ЕСЛИ(H5>=3;1;0)+ЕСЛИ(M5>=6;1;0), т.к умение У4 проверяется заданием 7 второй части и заданием 12 третьей части.

Рисунок 7

Графическое представление результатов такой работы можно дополнить. Для каждой части можно построить графики, показывающие сколько процентов учащихся выполнили конкретное задание, выполнили его частично или не выполнили (Рисунок 8, Рисунок 9).

В ячейке С82 введена формула =СЧЁТЕСЛИ(B5:B9;"=1"), чтобы подсчитать число студентов выполнивших первое задание верно, в ячейках D82 и E82 вычисляются соответствующие проценты (D82: =C82/$4, E82: =100%-D82). В ячейке Р82 вводится формула для вычисления числа студентов верно выполнивших шестое задание: =СЧЁТЕСЛИ(G5:G9;"=5"). Частично выполнили это задание студенты, получившие за него 4 или 3 балла, поэтому в ячейке R2 записана формула: =(СЧЁТЕСЛИ(G5:G9;"3")+СЧЁТЕСЛИ(G5:G9;"4"))/K$4. Все остальные, задание не выполнили: =100%-Q82-R82.

Рисунок 8

Аналогично строится гистограмма по результатам выполнения третьей части. (Приложение 1, Лист 4).

Рисунок 9

Если число заданий в работе большое можно провести обработку на двух листах: на первом просто вводятся результаты, а на втором выполняется перевод выполнено/не выполнено и выводы об уровне усвоения умений и знаний. (Приложение 1, Лист 1-ПКС, 1-ПКС ит). Мы проводим такой подробный анализ для входного контроля и для экзаменационных работ. Это позволяет быстро оценить, что усвоили студенты, а что усвоено плохо и организовать коррекционную работу. Проведение такого анализа позволяет сравнить разные группы и оценить насколько успешно поработали студенты и преподаватель в течение семестра, т.е провести мониторинг.
Такой анализ требует много времени на первоначальном этапе при создании шаблонов. В дальнейшей работе обработка результатов каждой группы займёт 20-30 минут.

Литература:

1. Пермяков О.Е., Менькова С.В. Диагностика формирования профессиональных компетенций. Москва, 2010г.
2. Рекомендации по формированию оценочных средств для государственной (итоговой) аттестации выпускников учреждений СПО и НПО.

Читать еще:


Новые материалы:

Оформление кабинета математики :: Игра «Поле чудес. 7–9-е классы :: Формирование умений проведения доказательства на примере темы курса алгебры 9-го класса «Целое уравнение и его корни» :: Атлас графиков квадратичных функций :: Метод сравнения – ключ к отличным знаниям :: Сусана, ты меня убиваешь ( Me estás matando Susana ), 2015 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Матрасы/Матрасы / Ангстрем / Матрас Мальта (1600х1900 мм) Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Контрольно-измерительные материалы по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» : Физика

В статье представлены материалы для текущего контроля знаний в 10-м классе по теме «Основы молекулярно-кинетической теории», а именно: основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование, основное уравнение МКТ, температура и ее физический смысл. Три проверочные и две контрольные работы выполнены в нескольких вариантах.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD