Психологическая поддержка родителей обучающихся в организации проектно-исследовательской деятельности : Общепедагогические технологии

Для успешного обучения в школе нашим ученикам необходимо развивать и активно использовать свои творческие способности. Благодаря своим творческим способностям, ученики успешнее ориентируются в окружающей среде. Как правило, у творческих учеников раньше, чем у других развивается мотивация, и поэтому они больше способны к активной самостоятельной деятельности по усвоению школьной программы, что является очень важным в наше время.

К сожалению, очень часто родители и учителя ориентируют ребенка лишь на накопление и усвоение знаний, ограничиваясь рамками школьных учебных дисциплин. Такие ученики успешно демонстрируют свои знания, ими довольны учителя и родители, но после окончания школы далеко не все эти дети могут успешно сориентироваться в своей дальнейшей жизни. Способность применить на практике имеющиеся знания, сможет лишь ученик с развитыми творческими способностями. Успешно развивать творческие способности учеников можно через их участие в проектно - исследовательской деятельности.

По мнению психогенетиков, творческие способности даже в большей мере, чем интеллектуальные, зависят от условий и характера воспитания ребенка. Это говорит о том, что внеся в процесс воспитания и обучения ребенка творческую деятельность, учителя и родители могут создать по-настоящему успешную мотивированную творческую личность.

В наших образовательных учреждениях все больше и больше педагогов применяют метод проектов и исследований в своей практике. Очень хочется, чтобы родители наших учеников тоже включились в творческий процесс, стали настоящими единомышленниками, соратниками, поддерживали творческие начинания своих детей. Это вовсе не значит, что родители должны выполнять за ребенка поисковую работу или проводить исследование. Степень участия родителей определит научный руководитель проекта на самом первом этапе планирования работы. Родители могут быть помощниками и консультантами своего ребенка-создателя проекта. Если же родители готовы проявить большую активность: проводить исследование вместе со своим ребенком, собирать материалы, которые ребенку просто недоступно собрать (архивные записи), создавать профессиональную презентацию, фильм, обратиться по необходимости проекта в нужные организации и т.д, - иными словами, вместе с ребенком стать полноправным участником проекта или исследования, то педагог может организовать семейный проект/исследование, ограничившись при этом ролью консультанта. Все родители мечтают видеть своих детей состоявшимися профессионалами, счастливыми, социально-активными людьми. Многие желают, чтобы их дети получали в школе не только знания по учебным предметам, но еще и опыт научно-творческой деятельности, чтобы научиться применять свои знания на практике. Часто родителей пугает новое и неизвестное: что это за деятельность, будут ли успевать с уроками, что даст ребенку эта нагрузка, какова роль самих родителей в этом процессе, какие требования к проекту или исследованию, как выглядит детский научный труд, серьезно ли все это. В настоящее время выпушено много интересных изданий, помогающих педагогам, родителям и самим проектантам разобраться во всех важных деталях работы над проектом/исследованием: оформление труда, распределение материала по главам, создание приложений, проведение и описание исследования и другие вопросы. Научный руководитель всегда организует, подскажет и посоветует все нужное. Родителям, желающим самостоятельно ознакомиться с темой проектно-исследовательской деятельности, в качестве поддержки можно посоветовать, к примеру, замечательные брошюры: «Что такое учебный проект?» (автор М.А.Ступницкая) и «Ключевые моменты работы над проектом или исследованием» (авторы Т.Н. Макарова, В.С.Рохлов, Е.С. Жук).

Родителям, решившим вместе со своими детьми принять участие в проектной или исследовательской деятельности в качестве консультантов или просто добрых советчиков, в качестве поддержки можно распечатать и предложить следующие советы, которые в итоге окажут психологическую поддержку детям, что является необходимым для становления творческой личности.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Поздравляем ВАС с началом работы ВАШЕГО ребенка над проектом/исследованием!
  2. Помните, что работа учащегося над проектом/исследованием – ежедневный творческий процесс, который не терпит формализма, лени, халатности и спешки, но приветствует любознательность, аккуратность, ответственность.
  3. Зная интересы своего ребенка, вы сами сможете предложить тему или направление проекта/исследования. При затруднении сформулировать тему ВАМ поможет ВАШ научный руководитель, педагог. В начале работы проекту/исследованию можно дать рабочее название, позже скорректировав в более точное, соответствующее содержанию работы.
  4. Знакомясь с нужными для работы источниками информации, дети иногда начинают терять интерес к работе. Поддержите ребенка на этом сложном этапе! Расскажите о важности этого момента для создания работы.
  5. Старайтесь всячески поддерживать интерес ребенка к своему труду: расспрашивайте об этапах работы, о том, что нового он узнал по теме работы сегодня, делитесь своим опытом, наблюдениями и знаниями.
  6. Относитесь к проектной/исследовательской работе ВАШЕГО ребенка как к очень важной его деятельности, придавая ей такое же большое значение, как к его урокам, занятиям в секции или музыкальной школе. Параллельно рассказывайте о своей деятельности на работе.
  7. Не запрещайте ребенку заниматься проектной или исследовательской деятельностью, даже если он стал хуже готовиться к урокам или не успевает на другие занятия. Ребенок научится распределять свое время и вскоре будет правильно планировать всю свою деятельность.
  8. Поощряйте ребенка при всяческом проявлении его чувства ответственности за работу, трудолюбия, честного отношения к труду.
  9. Всегда будьте в курсе процесса работы над проектом, интересуйтесь у научного руководителя ходом работы. Предложите помощь в создании Приложений.
  10. Если возможно, предлагайте свою посильную помощь научному руководителю. Иногда нужна самая простая ВАША помощь, например, доставить к месту проведения конференции ее участников (ВАШЕГО же ребенка и руководителя) или организовать это перемещение. ВАША помощь послужит прекрасным примером для ВАШЕГО ребенка и доказательством ВАШЕГО серьезного отношения к его труду.
  11. 11.Помогите ребенку относиться к участию в конкурсе как к приобретению нового опыта, возможности самовыражения. Не требуйте «только победу», ведь не это является основной целью создания проекта/исследования и участия в конкурсах.
  12. Поддержите ВАШЕГО ребенка, если он очень волнуется перед публичным выступлением.
    Скажите, что он создал замечательную работу, о которой очень многим полезно узнать.
  13. Внимательно наблюдайте за тем, как меняется ВАШ ребенок, приобретая бесценный опыт научно-творческой работы и участия в конкурсах!
  14. Обратите внимание на то, что постоянно поддерживая своего ребенка в его творческом процессе, вы очень сблизились с ним, стали лучше понимать и чувствовать его. У Вас уже меньше опасения перед «трудным» подростковым периодом или будущей жизнью ВАШЕГО ребенка, так как ВЫ поддерживали его научно – творческую деятельность, и научили его получать от этого удовольствие и ВАШУ положительную оценку.
  15. ВЫ – ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ РОДИТЕЛЬ! Спасибо ВАМ от ВАШЕГО педагога - научного руководителя ВАШЕГО ребенка!

Данные советы родителям, безусловно, носят характер поддерживающей психологической установки, но это очень помогает родителям учеников смелее включаться в научно-творческий процесс, давая творческую возможность своим детям.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок физики в 7-м классе по теме «Плотность вещества» :: Тема урока: "Решение уравнений". 4-й класс :: Интегрированный урок: русский язык и изобразительное искусство по теме: "Закрепление правописания сочетаний -ча-, -ща-, -чу-, -щу-, -жи-, -ши-. Родная природа в творчестве художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина". 2-й класс :: Открытый урок по теме: "Упражнения в распознавании падежей имен существительных" :: Урок обучения грамоте по теме: "Звук [ч']. Буквы Ч, ч" (программа "Школа России") :: Отважный рыцарь ( Der kleine Ritter Trenk ), 2015 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Шкафы / Ангстрем / Шкаф Эстетика 1_3 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Контрольно-измерительные материалы по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» : Физика

В статье представлены материалы для текущего контроля знаний в 10-м классе по теме «Основы молекулярно-кинетической теории», а именно: основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование, основное уравнение МКТ, температура и ее физический смысл. Три проверочные и две контрольные работы выполнены в нескольких вариантах.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD