Открытый урок психологии на тему "Характер" : Общепедагогические технологии

Цель урока:

  • образовательная: дать студентам знания о характере: понятие, история учения о характере, особенности, классификация.
  • развивающая: развивать умение вести диалог, четко и грамотно излагать свои мысли.
  • воспитательная: формировать умение работать самостоятельно и в микрогруппах.

Форма урока: Эвристическая беседа.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Дидактический материал: опорный конспект, раздаточный материал.

Наглядные пособия: книжная выставка.

Иллюстративный материал: фрагменты мультфильмов «Золушка», «Сказка о Мертвой Царевне и о семи богатырях», «Нехочуха».

ТСО: компьютер, видеопроектор. 

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Обоснование актуальности темы.
  3. Изложение лекционного материала с элементами беседы:
    1. Понятие характер.
    2. История учений о характере.
    3. Классификация.
  4. Закрепление материала:
    1. Заполни таблицу.
    2. Установи соответствие.
    3. Игровое упражнение: «Отгадай, о ком говорят».
  5. Рефлексия.
  6. Подведение итогов.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

Мы продолжаем изучать психологию личности и сегодня тема нашего урока «Характер».

Во-первых, мы разберёмся, что же такое характер.

2. Познакомимся с историей учения о характере.

3. Рассмотрим его структуру, классификацию и индивидуальные особенности.

– Скажите, а зачем надо знать, что такое характер?

– Да, когда мы пытаемся оценить или охарактеризовать человека, то говорим о его характере.

При этом чаще всего пытаемся оценить человека в деятельности, в отношении к окружающей его действительности и людям.

Если вы случайно кому-то грубо ответили, значит ли это что грубость черта вашего характера? Почему?

Так что же такое характер? Думаю необходимо начать с его определения. Может быть, среди вас есть любитель кроссвордов, и подскажет нам, как с греческого языка переводится «характер».

«Характер» – слово древнегреческого происхождения и в переводе означает печать, чеканка, особенность.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обуславливают типичные для неё способы поведения.

Характер.

  • Взаимосвязан со сторонами личности, в частности с темпераментом, который влияет на форму проявления характера.
  • Так настойчивость у холерика – выражается в кипучей деятельности; у флегматика – в сосредоточенном обдумывании;
  • холерик трудится энергично, страстно;
  • флегматик – методично, не спеша.

С другой стороны сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролируя его проявления.

2. Характер является прижизненным образованием и может измениться в течении всей жизни. Формирование характера тесно связано с мыслями, чувствами и побуждениями человекапо мере того, как формируется и его характер.

Перед тем, как перейти к описаниям характера и к обсуждению основных проблем, ………., хотелось бы обратиться немного к истории.

Учение о характере – характерология имеет длительную историю развития.

Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения, с целью проанализировать поведение человека в различных ситуациях.

  • Одной из наиболее древних попыток проанализировать поведение человека является объяснение его характера датой рождения.

Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили названия – гороскопов, которые составляются одинаково, интерпретация у каждого гороскопа своя.

  • Гороскоп друидов, которая проводит связь человеческого характера с деревьями. Человек, родившийся в интервале с 22 декабря по 1 января – яблоня, и согласно гороскопу яблоня редко бывает высокой, много в ней симпатичного, много обаяния, сердечности. Внушает мысли о любви, даже когда сама о ней не думает.
  • Астрологический гороскоп – связан со знаками Зодиака. Человек, родившийся с 22 декабря по 20 января – Козерог, по данному гороскопу – характер упрямый, наиболее стойкий, выносливый, скрытный, часто самолюбивый.
  • Сравнения японского и китайского гороскопов, так же существенно отличаются – есть повод для дискуссий и дальнейших исследований.

2. Тайна имени.

Не менее популярны попытки связать характер человека с его именем. В последнее время эта ветвь характерологии получила новый импульс развития на полках книжных магазинов много книг, повествующих о толковании имён. Будущие родители уделяют особое внимание данному вопросу.

Кому интересно, более подробную информацию можно найти на нашей книжной выставке или в библиотеке.

3. Физиогномика – оказала большое влияние на развитие характерологии – это учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности.

  • Аристотель и Платон предлагали определять характер человека по внешнему сходству некоторых черт человека и животных, а затем отождествлять характер этого животного с характером человека:
    – толстый, как у быка нос – означал лень;
    – широкий нос, с большими ноздрями как у свиньиглупость;
    – нос как у льва – важность;
    тонкие волосы как шерсть коз, овец, зайцев – робость;
    – жёсткие волосы как у льва и кабанов – храбрость.
  • Иогренн Лафатер – (наиболее известная система) считал основным путём познания человеческого характера строением головы, конфигурацией черепа, мимики и т.д.

«Гениальность» Гёте, по его мнению, заключалось в его носе, который «знаменует вкус и любовь – словом поэзию».

Физиономисты использовали в качестве определяющих самые разнообразные признаки:

Например Делестр отмечал степень сжимания губ прямо пропорциональных твёрдости характера;

  • расслабленные губы – признак обладания «женских» черт характера (мягкость, любезность);
  • у глупого человека рот вообще открыт.

Однако самым важным показателем характера являлись глаза человека.

Аристотель указывал, что большие добродушные, но выпуклые глаза – признак глупости.

Толстой Л.Н. писал: «Есть люди, у которых одни глаза смеются – эти люди хитрые и эгоистичные. Есть люди, у которых рот смеётся без глаз – эти люди слабые, нерешительные, и оба эти смеха неприятны».

  • Этот взгляд актуален и сейчас.

Американские психологи Глайв и Клерн провели множество экспериментов, после пятилетнего изучения (10 тыс. детей), они доказали огромное влияние цвета глаз на характер человека: дети с тёмными глазами – обладают большой инициативой, боле неспокойным характером, чем дети со светлыми глазами;

У взрослых возможны некоторые отклонения. Авторы утверждают, люди:

  • с тёмно-голубыми глазами весьма настойчивы, но склонны к сентиментальностям, легко поддаются настроению, долго помнят обиды, капризны, иногда их поступки непредсказуемы;
  • с тёмно-серым цветом глаз упрямы и смелы, настойчивы и добиваются своего, несмотря на различные трудности. Бывают вспыльчивы и злопамятны. Ревнивы, большей частью однолюбы.
  • тёмно-карие глаза веселы, остроумны, вспыльчивы, но отходчивы. Они влюбчивы, но не очень постоянны. Как правило общительны, любят юмор, легко сходятся с людьми;
  • светло карие
  • синие
  • зелёные и серо-зелёные глаза.

Более подробно смотрите книгу.

4. В качестве отдельного направления характерологии можно выделит определение характера человека по его позе, как он стоит, как идет, как идет и даже в какой позе засыпает.

5. Хиромантия – имеет не менее знаменитую и богатую историю. – это система предсказаний черт характера человека и его судьбы по каждому рельефу ладони.

Хиромантия известна с глубокой древности, но наибольший расцвет приходится на XVI-XVIII вв., когда во многих университетах Европы существовали кафедры хиромантии.

Более подробно смотрите книгу.

6. Графология – наука, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.

Графологические сведения накапливались веками, ученые устанавливали связь между особенностями почерка и характером.

Вы можете тоже се6бя проверить по росписи.

Конечно, судить историю учений о характере не стоит, ведь то, что мы имеем сейчас – это заслуга прошлого. И как вы видите, данные подходы к изучению характера актуальны и сейчас.

Кому интересна данная тема, кто желает изучить данную проблему боле полно, я приготовила памятку со списком необходимой литературы, которая есть как в нашей библиотеке, так и в нашем кабинете (Приложение №1).

В современной зарубежной характерологии можно выделить 3 направления:

  1. Конституционно-биологическое (Кречмер), характер – это сумма конституции и темперамента.
  2. Психоаналитическое (Зигмунд Фрейд, К. Юнг) – характер объясняется бессознательным влиянием человека.
  3. Идеологическое (Ребека) – характер заключается в торможении инстинктов, которые определяются этико-логическими санкциями.
  4. Согласно учению Павлова, характер – это привычное, прочно закрепившейся реакцией на многократно повторяющиеся воздействия окружающей среды.

Характер – это то, что определяет его типичные формы поведения и деятельности, его значимые поступки, а не случайные ситуативные реакции на те или иные обстоятельства.

Характер – это своеобразный духовный строй жизни личности.

Основу характера составляют ведущие и устойчивые направленности, её установки, потребности, побуждения, цели, интересы.

Характер – это неразрывное целое, которое изучить и понять очень трудно, не выделив в нём отдельных сторон или типичных проявлений.

Под чертами характера понимают индивидуальные привычные проявления формы человека, в которых реализуется его отношение к действительности.

Черт характера или качеств личности много, но они подразделяются на несколько групп, которые тесно связаны между собой, влияют друг на друга и являются отражением человека к разным сторонам жизни.

Характер проявляется в следующих чертах (схема).

  1. Отношение к другим людям.
  2. Отношение человека к самому себе.
  3. Отношение человека к миру вещей.
  4. Отношение человека к делу, к своему труду.

1. Я предлагаю вам выполнить следующее задание «Заполнить таблицу №1» (Приложение №2).

Сейчас вашему вниманию будут продемонстрированы фрагменты мультфильмов – герои, которые вам знакомы с детства.

Внимание, задание: Выберите героев, которым присущи черты характера, указанные в таблице и укажите (объясните, раскройте, уточните) в чем они проявляются (выражаются).

Работаем самостоятельно – время 15 минут

Внимание на экран!

Взаимопроверка – критерии оценки, правильность, аргументированность, количество.

Почему анализируя сказки, мы можем смело говорить о чертах характера, а не о временных поступках героев?

2. Часто мы для более ёмкого определения характера используем народную мудрость, т.е. пословицы и поговорки.

Послушайте следующие задание:

– проанализировать пословицы и определить, о каких чертах характера идёт речь:

  1. Отношение к другим людям.
  2. Отношение человека к самому себе.
  3. Отношение человека к миру вещей.
  4. Отношение человека к делу, к своему труду.

Когда мы с наибольшей долей уверенности можем говорить о характере человека?

Да, если мы его знаем достаточно хорошо.

Вы знакомы уже практически полгода, причем ваши взаимоотношения не ограничиваются только учёбой – многие вместе проводят свободное время, а некоторые живут бок о бок в одной комнате. И, надеюсь, за это время вы узнали друг друга достаточно хорошо.

Я предлагаю сыграть в игру: «Отгадай, о ком говорят».

Условия: Один из участников выйдет из аудитории. Оставшиеся должны решить, о ком из студентов будут говорить. Но, говорить можно только о хороших (качествах) чертах характера. Ничего отрицательного называть нельзя. После этого мы приглашаем вышедшего обратно. Отгадывающий выслушивает все высказывания и называет имя предполагаемого студента, о ком говорят.

Готовы? Начали!

Вопросы к участникам. Скажите, что труднее:

  1. Выделить и перечислить основные черты характера или по описанию.
  2. Или узнать по описанию того, кто этими чертами обладает.

Вопросы к отгадывающему:

Какую наиболее яркую черту характера, присущую именно этому человеку ты бы выделил чтобы не было сомнений, что это именно этот человек.

Рефлексия:

  1. Скажите, что нового вы сегодня узнали?
  2. Что вас удивило?
  3. Что вы возьмёте себе на заметку?
  4. Что было самым интересным?

Подведение итогов.

Домашнее задание:

  1. Учебник. Сластенина. Раздел «Психология личности». Гл. 9, стр. 15. прочитать и выучить т. «Характер».
  2. Творческое задание. Я предлагаю вам дома проанализировать свои поступки и отношения, заполнить табл. №2 (Приложение №3).
    1. Определить основные черты своего характера (качества, которые у меня есть).
    2. Качества, которые вы хотите изменить.
    3. Что вам для этого надо.

А на следующем уроке мы обсудим, в чём у вас возникли трудности и как их преодолеть.

Приложения

Читать еще:


Новые материалы:

Объемная аппликация в подготовительной группе "Весенние цветы" :: Конспект занятия по теме "Подарок для Жихарки" (роспись плоскостной ложки хохломской росписью) :: Организация воспитательно-образовательного процесса по формированию у детей первой младшей группы навыков общения :: Беседа "Цветы садовые и луговые" (средняя группа) :: Внедрение новых технологий в работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья :: Гонка века ( The Mercy ), 2017 :: Столы и стулья/Столы и стойки / MnogoMeb / Комплект Ника Познайка Стол-Стул ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Контрольно-измерительные материалы по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» : Физика

В статье представлены материалы для текущего контроля знаний в 10-м классе по теме «Основы молекулярно-кинетической теории», а именно: основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование, основное уравнение МКТ, температура и ее физический смысл. Три проверочные и две контрольные работы выполнены в нескольких вариантах.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD