Актуальность поликультурного воспитания в школе : Общепедагогические технологии

Сегодня воспитание имеет огромное значение в современном обществе, так как именно оно является фундаментом для формирования личности и играет важную роль в семье, школе, обществе. Но один из самых актуальных вопросов остается вопрос поликультурного воспитания подрастающего поколения.

Актуальность воспитания поликультурности объясняется, в первую очередь, тем, что социальная реальность нашей жизнедеятельности не может существовать в качестве монокультурной. Показатель прогрессивной общественной жизни – это разнообразие культур. Однако столкновение в процессе глобализации различных социальных явлений, ценностных приоритетов, образов жизни, культур, с одной стороны, создает условия для их взаимодействия и развития, но с другой стороны – может стать источником негативного конфликта между различными народами. Это связано с тем, что человеку легче общаться с людьми, которые разделяют его точку зрения, имеют схожие ценности и убеждения, культуру поведения. Но все же ему не всегда уютно среди тех, кто имеет другую культуру, иные взгляды и позиции. Степень данной некомфортности зависит от ситуации, в которой происходит “встреча” различных культур, от личных качеств человека, его изначальной оценки окружающей среды. Если культуры, ценности, идеалы людей не совпадают, это может выразиться в интолерантности, враждебности по отношению к другому, что является серьезным шагом к конфликту. Позитивное решение ситуации возможно, если культурные отличия рассматриваются в качестве одной из альтернатив человеческого бытия. Таким образом, одной из актуальных проблем современного общества является воспитание поликультурной личности, способной адекватно воспринимать представителей иной культуры и строить с ними отношения на основе толерантности.

Поликультурное воспитание призвано подавлять межнациональные и межрасовые конфликты, распространение фашистских идей.

Необходимо отметить, что поликультурность, как качество личности, развивается с детских лет и на протяжении всей жизни под влиянием различных социальных институтов, общественных организаций, образовательных учреждений.

Поликультурное воспитание – это направление педагогической науки и практики, нацеленное на воспитание подрастающего поколения в духе поликультурности, предполагающей формирование личности, которой будут известны понятия “толерантности”, “гуманизма”, “интернационализма”, развито чувство уважения к народам, нациям, расам и этносам.

Являясь учителем иностранных языков, мне как ни кому другому интересна тема поликультурного воспитания. У меня есть хорошая возможность реализовать его на своих уроках.

Иностранный язык является одним из главных средств воспитания поликультурности. Школьник, изучая иностранный язык, вместе с языком приобретает опыт общения с окружающим миром, с другими людьми, происходит процесс социализации его личности. Это становится возможным благодаря природной открытости и восприимчивости ребенка ко всем обстоятельствам, оказывающим влияние на его развитие. Если учесть, что приобретение опыта чаще всего происходит в монолигвальной (одноязычной) и монокультурной среде, в среде, в которой взаимодействуют субъекты – носители одной культуры, то ребенок усваивает “правила игры”, принятые только в определенном лингвосоциуме – сообществе носителей одного языка и одной культуры. Однако, как известно, современный мир ребенка многолик и многокрасочен с точки зрение как языков, так и культур. И поэтому незнание языков и особенностей чужих культур может привести к проблемам в общении с их носителями. Чтобы избежать этого и дать возможность детям адаптироваться к поликультурным условиям проживания в современном мире, детей следует приобщать к иностранным языкам и через язык – к миру иных культур. Общество и школа, включая программу обучения иностранным языкам, способствуют решению проблемы межэтнической интеграции народов. Именно это обстоятельство диктует необходимость рассматривать изучение иностранных языков в контексте общелингвокультурного пространства страны.

Цель моей работы – адаптация к культурным традициям, сохранение этнической культуры и традиций, создание условий для взаимопроникновения, объединение людей разных национальностей во имя мира на земле.

Воспитательные задачи на уроках иностранного языка:

- воспитание толерантности, терпимости к культурным различиям, признание возможности отклонений от общепризнанных стандартов;

- понимание и принятие другой культуры, изучение и оказание поддержки этнических различий, с которыми дети приходят в школу;

- уважение культурных различий меду представителями разных национальностей.

Сейчас в качестве основной цели в области изучения иностранного языка выдвигается многоязычие, владение иностранным языком каждым жителем. Иностранные языки определяют в настоящее время языковую политику страны. Наша страна имеет свою социально-экономическую специфику, свои приоритетные международные связи, свои образовательные возможности, свои потребности в кадрах, для которых тот или иной иностранный язык может быть приоритетным.

В нашем случае формирование поликультурной личности непосредственно на уроках иностранного языка ведется через решение определенных задач. Здесь ученик – творец, главное действующее лицо. Формирование поликультурной личности на уроках иностранного языка способствует использованию интерактивных методов обучения, развивающие умение и навыки говорения. Ведущее место на данных уроках занимает творческо-поисковая деятельность учащихся, дискуссии, групповая и индивидуальная работа, ролевые игры.

Полиязычие способствует формированию открытого человека, открытого миру, людям, добру и готового к деятельности на благо других людей. Учителя должны иметь знания о воспитании подрастающего поколения, о педагогике быта, семьи, рода, племени, народности и нации. Только тогда они смогут воспитать настоящую личность, которая обладала бы развитой культурой толерантности.

Поликультурное воспитание направлено прежде всего на сохранение и развитие всего многообразия культурных реалий, существующих в обществе, на передачу этого наследия молодому поколению. Поликультурность основывается на том, что человек – пересечение многих культур, а , значит, он может быть моно- или мультиидентичен.

В условиях поликультурной реальности, когда контактируют люди, принадлежащие к разным лингвокультурным общностям, взаимовлияние и взаимопроникновение культур ведет к аккультурации членов социумов, соединяющих в своем сознании разные культуры, ориентированных на другого, предрасположенного к диалогу с ним. Обучение языку, соединенное с ознакомлением с культурными и социальными ценностями, может и должно служить мощным средством взаимопонимания меду народами.

И именно учитель иностранного языка способен здесь внести свой вклад в формирование у детей толерантности, так как ребенок сталкивается на уроках иностранного языка с новой для него культурой, чуждыми ему идеями. Иностранный язык – инструмент, который должен обеспечивать беспрепятственную коммуникацию, обмен идеями.

Читать еще:


Новые материалы:

Конференция по математике "Математика и красота" :: Научно-практическая конференция "Экология жилища и здоровье человека" :: Праздник хлеба :: Игра "Звездный час" по теме "Этика и этикет" (8-й класс) :: Литературный вечер, посвященный творчеству Василия Фёдорова "Он был поэт и разумом, и сердцем" :: Тёмный Феникс ( X-Men: Dark Phoenix ), 2018 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Компьютерные столы/Прямые столы / Merdes / Стол компьютерный Домино нельсон СП-82 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет! - Хелси и Смарт

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет! - Хелси и Смарт

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD