Воспитание языковой личности через исследовательскую деятельность : Общепедагогические технологии

При изучении русского языка и литературы использование проектно-исследовательской деятельности учащихся направлено на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов. В ходе урочной и внеурочной деятельности, самостоятельной творческой работы, подготовки и защиты проектов, работы с ресурсами Интернета, словарями и справочниками реализуется исследовательский метод, происходит интеграция традиционных форм обучения и интернет-технологий. При решении учебных задач школьники овладевают коммуникативными технологиями, что обеспечивает быстрый обмен информацией, общение в процессе сотрудничества. Благодаря Интернету дидактический материал, привлекаемый к использованию на уроках и внеурочной деятельности становится разнообразным. Но очень важно воспитать в детях чувство меры при отборе материала (нужно уметь определять четкие границы привлеченного материала, так как избыток информации уводит от главной темы).

В своей работе считаю целесообразным предлагать для исследования чаще всего темы, связанные с развитием речи, повторением синтаксиса, морфологии и, конечно, лексики.

Например, для учащихся 6 класса предлагается краткосрочный творческо-информационный проект “Профессионализмы в речи членов моей семьи”.

Цели и задачи проекта:

  • развитие языковой компетенции, формирование умения различать общеупотребительную лексику и ограниченные в употреблении слова;
  • ознакомление учеников с профессионализмами и специальными словами (терминами);
  • формирование умения различать специальную и общеупотребительную лексику, находить в толковом словаре специальные слова и обосновывать их использование в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи;
  • развитие логического мышления;
  • составление семейных толковых словарей.

Для успешного выполнения любого исследовательского проекта ученики должны не только отобрать материал для своей работы, но и написать текст, соответствующий научному (научно-популярному стилю).

Школьников впечатляет общеизвестный факт: русский писатель А.И. Куприн, чтобы точно описать героев своих произведений, становился и матросом, и лесозаготовщиком, и рыбаком, и офицером. Он записывал в специальную книжечку слова-профессионализмы, а потом они появлялись в речи купринских персонажей.

Очень часто дети не знают, каким дипломированным специалистом является их родитель (не всегда люди работают по своей специальности), какое учебное заведение окончил, как шел к выбору своей профессии. Такой проект в первую очередь сближает членов одной семьи, дает повод для размышлений, формирует опыт обмена информацией. Представление результатов проекта получает разные формы: кто-то выпускает брошюры, кто-то представляют свой словарь в виде презентации (с привлечением фотографий родственников и тех предметов, о которых сообщается), кто-то пишет сочинение и обязательно говорит о том, как он любит своих близких.

В ходе разработки проекта демонстрирую учащимся свои заготовки:

“Мой муж работает главным энергетиком на предприятии ООО “Этанол-Спирт”. В своей речи в быту он часто использует профессионализмы, большинство из которых имеют разговорную окраску. Вот некоторые из них:

ДЕСЯТКА – линия электропередач с напряжением 10кВ

ЗЕМЛЯ – контур заземления

ЗВОНИТЬ – проверять сопротивление изоляции

КОГТИ – приспособление для лазания электрика по деревянной опоре (столбу)

КОНДЮК – конденсатор

КОРОТЫШ – короткое замыкание

ЛАЗЫ – приспособление для лазания электрика по бетонной опоре (столбу)

ЛАПША – двужильный провод

МОРЖОК – кратковременное исчезновение электроэнергии

ОТБИВКА ТРАССЫ – закладывание кабеля в землю

ОТСЕЧКА – срабатывание токовой или тепловой защиты в автоматическом выключателе

ПЕРЕГРУЗ – четырехкратное увеличение силы тока

ПРОСТРЕЛ – пробой изоляции на корпус электрооборудования

УДОЧКА – веревка на поясе электрика, находящегося на столбе для подъема наверх инструментов, запчастей и т.п.”

Вот заготовки учащихся: “До пенсии бабушка работала бухгалтером. Сейчас она на заслуженном отдыхе и с удовольствием вспомнила для меня профессиональные слова и словосочетания:

ПНУТЬ ПЛАТЕЖ – составить отчетность

КРАСНОТА – отправить платеж получателю

НАКАТ – составление ежедневного баланса

ПОЛЗУНЫ – списанные в убыток кредиты

ПОЛУМЕРТВЫЙ СЧЕТ – непогашенные кредиты клиентов

ОТВАЛИВШИЕСЯ ПЛАТЕЖИ – аннулированные платежи” (Ворников Иван)

Защита таких проектов способствует развитию и совершенствованию способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации. В процессе обсуждения материала, самостоятельно подготовленных сообщений и презентаций школьники учатся задавать вопросы, отвечать на них, высказывать свое отношение к обсуждаемой проблеме, анализировать, обобщать, сравнивать и систематизировать.

Планомерное включение проектно-исследовательской деятельности в структуру курсов русского языка и литературы в старших классах позволяет решать ряд важных задач для воспитания языковой личности:

  • обучение, развитие и воспитание школьника как языковой личности с помощью использования технологий, соответствующих возрастным особенностям;
  • организация эффективного взаимодействия ученика и учителя, родителей в процессе обучения и воспитания (в 5–6 классах учащимся в рамках внеурочной деятельности предлагается для изучения модуль “Работа в команде”);
  • развитие способностей отбирать, анализировать, систематизировать и использовать информацию в соответствии с темами исследовательских проектов (в 5–6 классах в рамках внеурочной деятельности учащиеся изучают модули “Источники информации”, “Обработка информации”);
  • подведение учащихся к выбору индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов, уровня подготовки.

Процесс приобщения к проектно-исследовательской деятельности положительно влияет на формирование УУД, достижение результатов при становлении коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций. Постепенно развиваются творческие возможности старшеклассников, его самостоятельность, возрастает потребность в самооценке. Обращение к художественным произведениям на уроках русского языка развивает лингвистические способности учащихся, учит объективно оценивать чужую и собственную речь.

Иными словами, проектно-исследовательская деятельность формирует и воспитывает языковую личность.

Читать еще:


Новые материалы:

Фольклорный праздник "Осенняя ярмарка" :: Творческое рассказывание: рассказы детей о жизни лягушек :: Интегрированное НОД по познавательному развитию и изобразительной деятельности для детей подготовительной группы "В мире красок" с ИКТ :: Сценарий праздника "Якутия – мой край родной" :: Культурно-досуговая программа "Красная Шапочка" :: Кое-что на день рождения ( A Little Something for Your Birthday ), 2017 :: Кровати с ПМ / MOON TRADE / Кровать двуспальная Доменика 160х200 Модель 1203 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет! - Хелси и Смарт

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет! - Хелси и Смарт

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD