Педагогический семинар на тему «Некоторые особенности работы с одаренными детьми» : Общепедагогические технологии

Педагогический семинар на тему «Некоторые особенности работы с одаренными детьми» : Общепедагогические технологии

Цель: обмен педагогическим опытом по проблеме одаренных детей.

Задачи.

  • Углубить знания об одаренности, характерных особенностях одаренных детей.
  • Расширить понятие о приемах работы с интеллектуально одаренными детьми.
  • Обозначить задачи по работе с данной категорией учащихся в нашей школе.

- Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы все участники заседания ШМО. Тема нашего заседания: некоторые особенности работы с одаренными детьми.

Нашу встречу я хочу начать словами: “Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко и мы поменялись – у каждого из нас осталось по яблоку. Если у тебя есть интересная идея и у меня есть идея и мы обменялись – у каждого из нас будет уже по две идеи. Представьте себе ситуацию, когда каждый поделится своим опытом, какими при этом мы станем богатыми”.

Цель нашей встречи: обмен педагогическим опытом по проблеме работы с одаренными детьми.

В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны вводится Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС). В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

- Прежде чем перейти к обсуждению вопроса, предлагаю выполнить упражнение "Разрушители легенд". (Работа в группах)

Подтвердите или опровергните следующие стереотипы, предварительно обсудив их в группах.

1. Некоторые считают, что талантам помогать не надо - если талант есть, то он и сам пробьется.

2. Если учащийся показывает свои способности, то это останется для него свойственным на всю оставшуюся жизнь.

3. Если ученик неуспевающий, может ли идти речь о наличии у него какой-то одаренности?

4. Если ученик явно способен, то ему нужно давать больше учебного материала и потруднее, и проблема его обучения будет решена.

Сейчас мы выслушали ваше мнение по поводу стереотипов об одаренных детях. Мы с вами обсудили 4 стереотипа, хотя их гораздо больше. Исходя из этого мы можем сказать, что при работе с одаренными детьми возникают определенные стереотипы, которые зачастую не позволяют учителю более тесно работать с учеником, помогая ему развиваться. (Наверное, мы должны отходить от этих стереотипов.)

- Но что же такое одаренность вообще?

Поднимите руки те, кто считает себя одаренным?

Поднимите руки те, кто любит и умеет петь; танцевать; умеет играть на музыкальных инструментах, любит и умеет готовить, умеет рисовать, вязать, вышивать, плести макраме?

Теперь еще раз поднимите руки те, кто считает себя одаренным.

Я хочу сказать, что вы - одаренные люди, потому что работать с одаренными детьми, по моему мнению, может только увлеченный, творческий педагог и Человек! Сама профессия учитель предполагает одаренность человека в чем-то.

- Что же такое одаренность?

Мы для нашей школы выбрали следующее понятие одаренности, так как считаем, что оно наиболее емко отражает показатель одаренности –

 Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

- Выделяют разные виды одаренности. Мы сегодня поработаем с видами одарённости по критерию “Виды деятельности и обеспечивающие её сферы”:

  • Одарённость в практической деятельности: одаренность в ремеслах, спортивная, организационная.
  • Одарённость в познавательной деятельности: интеллектуальная
  • Одарённость в художественно-эстетической деятельности; хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная.
  • Одарённость в коммуникативной деятельности: лидерская, аттрактивная (установка на другого человека в совместной деятельности).
  • Одарённость в духовно-ценностной деятельности: одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, одаренность в служении людям.

Мы сегодня более подробно поговорим об одаренности в познавательной деятельности.

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Работа в группах.

Давайте попробуем создать образы интеллектуально одаренного ученика (1 группа) и учителя, работающего с одаренным ребенком (2 группа).

Требования к личности учителя, работающего с одарёнными учащимися:

  • нравственность,
  • мотивационная готовность к работе с одарёнными учащимися,
  • знание психологии одарённых учащихся,
  • эрудированность,
  • знание всех областей человеческой жизни,
  • любознательность,
  • поисковая активность,
  • увлечённость своим делом,
  • желание работать нестандартно.

Посмотрим, какая картинка у нас получилась. Мы можем отметить, что некоторые качество схожи у одаренного ребенка и учителя. И это правильно, ведь только тогда, когда качества учителя и ученика схожи (хотя бы некоторые), работа будет наиболее плодотворной.

- Но есть такие качества у учеников, которые нам, учителям, не всегда нравятся.

 На слайде даны личностные и деловые качества учеников. Предлагаю вам отметить знаком (+) те качества, которые Вам нравятся в учениках, а знаком (-) те, что не нравятся:

1. Дисциплинированный.

2. Неровно успевающий.

3. Организованный.

4. Выбивающийся из общего темпа.

5. Эрудированный.

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).

8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

10. Занятый своими делами (индивидуалист).

11. Быстро, на лету схватывающий.

12. Не умеющий общаться, конфликтный.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.

15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли и цели.

16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Качества, чаще всего характеризующие одарённых детей:

  • Неровно успевающий.
  • Выбивающийся из общего темпа.
  • Странный в поведении, непонятный.
  • Занятый своими делами (индивидуалист).
  • Не умеющий общаться, конфликтный.
  • Иногда тугодум, не может понять очевидного.
  • Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  • Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Вывод. Выделенные отрицательные качества, вопреки общепринятому мнению, могут свидетельствовать и об одаренности ребенка.

Около 30 % отчисленных из школы за академическую неуспеваемость составляют одарённые дети (Гильбух Ю.3., 1991).

Около 30% отчисленных из средних школ за неспособность к обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одарённые и сверходарённые дети (Матюшкин А.М., Сиск Д.А., 1988).

В школах Великобритании при идентификации одарённых детей особое внимание уделяют неуспевающим школьникам и школьникам с проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одарённых оказывается наиболее высоким (Сергеева Н.И., 1990).

- В работе с интеллектуально одаренными детьми учитель решает определенные задачи. Подумаем, какие?

Например:

  • создавать ситуацию успеха – необходимое условие для развития одаренности.

Предложите, пожалуйста, формулировки этих задач.

  • учить конструктивно строить отношения с ровесниками и взрослыми,
  • повышать интеллектуальную нагрузку, развивать познавательную активность,
  • организовать внеурочную деятельность ребенка, развивать социальные и коммуникативные компетенции,
  • стимулировать ребенка к участию в интеллектуальных играх и т.д.

- По каким же принципам строится обучение интеллектуально одаренных учащихся?

  • Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
  • Принцип учёта возрастных особенностей.

- В любой общеобразовательной школе, в частности и в нашей, используют разные формы работы по обучению интеллектуально одаренных детей:

  • индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения;
  • активные формы обучения
  • дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
  • участие в школьных и районных олимпиадах;
  • проектная деятельность обучающихся;
  • научно-исследовательская деятельность обучающихся;
  • посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;
  • конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
  • создание детских портфолио.

- Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога. Мне хочется предоставить слово учителям –предметникам школы и всем участникам семинара, чтобы рассказать о приемах работы с одаренными детьми, которые применяются на уроке.

Выступление учителей.

Делая вывод по сегодняшней встрече, хочется сказать, что одаренный человек словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то очень умный сказал: “Судьба ребенка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций школы, жизненных амбиций родителей”. На самом деле работа с одаренными или талантливыми детьми диктует определенные требования, которым мы должны соответствовать и стремиться идти в ногу со временем, не боясь меняться, не страшась новых вершин.

- Притча “О переменах”.

Пришел Ученик к Учителю и начал жаловаться на свою тяжелую жизнь. Он попросил у Учителя совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье не пошло, и вообще — просто руки опускаются! Учитель поднялся и поставил перед собой четыре котелка с водой. В один он бросил деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул всё это из воды.

– Что изменилось? — спросил Учитель.

– Ничего..., — ответил Ученик.

Тогда Учитель поставил эти четыре котелка с водой на огонь. Когда вода закипела, он снова бросил в один — деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул деревяшку, морковь, яйцо и налил в чашку ароматный кофе. Ученик, естественно, снова ничего не понял.

– Что изменилось? — опять спросил Учитель.

– То, что должно было случиться. Морковка и яйцо сварились, деревяшка не изменилась, а зерна кофе растворились в кипятке, — ответил Ученик.

– Это лишь поверхностный взгляд на вещи, — сказал Учитель.

— Посмотри внимательнее. Морковка разварилась в воде и из твердой стала мягкой, легко разрушающейся. Даже внешне она стала выглядеть по-другому. Деревяшка ничуть не изменилась. Яйцо, не изменившись внешне, внутри стало твердым, и ему уже стали не страшны удары, от которых раньше оно вытекало из своей скорлупы. Кофе окрасило воду, придало ей новый вкус и аромат.

“Вода — это наша жизнь. Огонь — это перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, дерево, яйцо и кофе — это типы людей. Они все в тяжелые моменты жизни меняются по-разному.

ЧЕЛОВЕК-МОРКОВЬ — таких большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они становится мягкими и скользкими. Опускают руки, винят во всем либо других, либо “непреодолимые внешние обстоятельства”.

ЧЕЛОВЕК-ДЕРЕВО — таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они, как правило, хладнокровны, внутренне спокойны и цельны. Именно “деревья” показывают всем, что тяжелые жизненные обстоятельства — всего лишь жизнь, и за черной полосой всегда наступает белая.

ЧЕЛОВЕК-ЯЙЦО — это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Их очень-очень мало. Именно такие люди в обычной жизни незаметны, а в тяжелые времена они вдруг “твердеют” и упорно преодолевают “внешние обстоятельства”.

- А как же кофе? — воскликнул Ученик.

“О, это самое интересное! Зерна кофе под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств растворяются в окружающей среде, превращая безвкусную воду во вкусный, ароматный и бодрящий напиток!” — ответил Учитель, с удовольствием прихлебывая ароматный кофе из чашки.

Есть особые люди. Их — единицы. Они не столько меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько трансформируют сами жизненные обстоятельства, превращая их в нечто прекрасное, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя в лучшую сторону жизнь окружающих”.

 – Все мы разные, и у всех разное отношение к переменам. Мы хотим сказать только одно: перемены - это всегда к лучшему.

- Подарки. Мне хочется подарить вам календарики на 2015 год и пожелать, чтобы в вашей жизни в следующем году были перемены, но только к лучшему.

А еще я хочу подарить вам частичку лета. Пусть эти ракушки зовут вас к морю, и пусть это путешествие к морю обязательно состоится в новом году.

- Этот мультфильм в 2005 году был номинирован на Оскар в категории “Лучший короткометражный анимационный фильм”. В фильме рассказывается о том, как молодая няня пыталась следить за ребенком, который наделен суперспособностями.

Все считали, что Джек - обычный ребенок. Джек был оставлен под присмотром соседской девочки. Кэри решила стимулировать развитие ребенка логическими задачами и музыкой Моцарта. Результат превзошел все ожидания.

Что из этого получилось, предлагаем посмотреть. Прошу отнестись к этому фильму с философской точки зрения. Мультфильм.

Подводя итог нашей встречи, можно с уверенностью утверждать, что реализация требований новых стандартов образования позволит выявить одаренных детей и работать с ними. Главное! Каким бы одаренным не был ребенок, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Любите ребенка сегодня таким, какой он есть, помогайте ему, берегите его!

Читать еще:


Новые материалы:

Творчество Н.А. Некрасова :: Басня И.А. Крылова "Зеркало и Обезьяна" :: Урок литературы в 11-м классе. Аксиологическая проблематика романа Э.М. Ремарка "На Западном фронте без перемен" :: Конспект урока литературы в 11-м классе.Поэты–футуристы."Иронизирующее дитя" и "Гений" Игорь Северянин :: Урок-тренинг по математике на тему "Площадь фигуры" :: Жги!, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Детская мебель/Столы и стулья/Столы / Cilek (Magn) / Стол письменный Cilek (Magn) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD