Технология контекстного обучения : Общепедагогические технологии

На каждом этапе исторического развития образование выполняло одну и ту же задачу: сохранение накопленных знаний и подготовка подрастающего поколения для жизни в данном конкретном обществе. Сегодня эта задача осложняется быстро меняющимися условиями труда, стремительно развивающимися новыми технологиями, когда профессиональная и социальная карьера невозможна без готовности осваивать новое, адаптироваться к иным условиям, решать новые профессиональные задачи.

Очень часто выпускники наших техникумов не готовы к тому, чему их не учили – действовать в ситуациях неопределенности, постоянно повторяющихся в жизни. Поэтому для решения жизненных задач человеку, помимо способностей, личностных качеств и умений, необходим опыт их применения в различных ситуациях.

Использование педагогических методов и приемов, способствующих адаптации учащихся к условиям современного информационного общества, становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Стала очевидной необходимость использования эффективных образовательных технологий, обеспечивающих личностно ориентированный подход, дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения и воспитания, учитывающих состояние здоровья и психологические особенности каждого учащегося, содействующих раскрытию творческого потенциала обучающихся.

1. Традиционная система

Традиционная дидактическая система видит свою глобальную задачу в том, чтобы приобщить студентов к обобщенному и систематизированному опыту человечества. Из этого вытекает утверждение ведущей роли теоретических знаний в содержании обучения, ориентация на усвоение основ наук (рис.1).

Конструирование учебного процесса в современной педагогической практике осуществляется либо на основе обучения через информацию, либо на основе обучения через деятельность (рис.2, рис.3, рис.4).

Учебный процесс в СПО является одним из проявлений социальной практики, он отражает все те закономерности, плохие и хорошие, которые существуют в обществе.

В процессе обучения студент усваивает лишь что-то о технике и технологии производства, то есть познает профессиональную деятельность как часть.

Следовательно, учебный процесс - лишь фрагмент в контексте многоликой общественной жизни.

2. Деятельностные технологии обучения

Системно - деятельностный подход инициировал деятельностные технологии обучения, которые ориентированы на овладение способами профессиональной и учебной деятельности (контекстное обучение).

Процесс обучения идет без заучивания – обучаемые непроизвольно запоминают введенные знания, так как они используют их при решении предложенных задач, выполнении заданий и упражнений.

Понятие "контекст" пришло в другие науки из логики и лингвистики, поэтому в психологии и педагогике статуса категории оно еще не приобрело и в словарях этих наук не описано.

В психологии “контекст” связан с понятием "ситуация" (= система условий, побуждающих субъекта и опосредуюших его активность). То есть в ситуацию включаются и внешние условия, и сам субъект, и те люди, с которыми он контактирует.

Если вспомнить технологии проблемного, проектного, интерактивного, ситуационного обучения, можно прийти к выводу, что они совмещаются в технологии контекстного обучения (рис.5).

Технология контекстного обучения состоит из трех базовых форм деятельности:

1. Учебная деятельность с ведущей ролью лекций и семинаров;

2. Квазипрофессиональная, воплощающаяся в играх, спецкурсах, спецсеминарах;

3. Учебно-профессиональная (НИРС, производственная практика, реальное дипломное и курсовое проектирование).

Особую роль в контекстном обучении играют активные формы и методы обучения или технологии активного обучения (ТАО), которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение (рис.6, рис7).

Система перехода от профессиональной деятельности к обучению и от обучения к профессиональной деятельности может быть реализована через "профессиональный контекст".

В данном случае под "профессиональным контекстом" понимается совокупность предметных задач, организационных, технологических форм и методов деятельности, ситуаций социально-психологического взаимодействия, характерных для определенной сферы профессионального труда (рис.8).

Виды профессионального контекста

Социальный Предметный
ценностно-ориентационный производственно-технологический
личностный организационно-управленческий
  должностной
  учрежденческий

В моей практике имеются примеры применения контекстного обучения на уроках общеобразовательной дисциплины “Информатика и ИКТ”.  

Приложение 1.

Использованные материалы

1. “Информационные технологии в рамках педагогических технологий” - материалы лекции доктора педагогических наук, профессора Зенкиной Светланы Викторовны.

2. http://skvor.info/publications/articles/view.html?id=90

3. http://school-collection.edu.ru

4. http://podelise.ru

5. http://nachalkanosova.ucoz.ru

Читать еще:


Новые материалы:

Бинарный урок на тему "Использование назывных предложений как способа выражения художественной действительности" :: Интегрированный урок, 10-й класс, английский язык + русская словесность :: Элективный курс для 9-х классов "Лингвистический анализ художественного текста" :: Урок географии в 8-м классе по теме "Рельеф России" :: Готовимся к ЕГЭ. Коммуникативный аспект культуры речи. Урок русского языка в 11-м классе :: Осколки ( Middleground ), 2017 :: Все товары/Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Стулья, табуретки/Стулья/Для кухни и гостиной/Стулья на металлокаркасе / ESF / Стул ESF ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD