Технология контекстного обучения : Общепедагогические технологии

На каждом этапе исторического развития образование выполняло одну и ту же задачу: сохранение накопленных знаний и подготовка подрастающего поколения для жизни в данном конкретном обществе. Сегодня эта задача осложняется быстро меняющимися условиями труда, стремительно развивающимися новыми технологиями, когда профессиональная и социальная карьера невозможна без готовности осваивать новое, адаптироваться к иным условиям, решать новые профессиональные задачи.

Очень часто выпускники наших техникумов не готовы к тому, чему их не учили – действовать в ситуациях неопределенности, постоянно повторяющихся в жизни. Поэтому для решения жизненных задач человеку, помимо способностей, личностных качеств и умений, необходим опыт их применения в различных ситуациях.

Использование педагогических методов и приемов, способствующих адаптации учащихся к условиям современного информационного общества, становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Стала очевидной необходимость использования эффективных образовательных технологий, обеспечивающих личностно ориентированный подход, дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения и воспитания, учитывающих состояние здоровья и психологические особенности каждого учащегося, содействующих раскрытию творческого потенциала обучающихся.

1. Традиционная система

Традиционная дидактическая система видит свою глобальную задачу в том, чтобы приобщить студентов к обобщенному и систематизированному опыту человечества. Из этого вытекает утверждение ведущей роли теоретических знаний в содержании обучения, ориентация на усвоение основ наук (рис.1).

Конструирование учебного процесса в современной педагогической практике осуществляется либо на основе обучения через информацию, либо на основе обучения через деятельность (рис.2, рис.3, рис.4).

Учебный процесс в СПО является одним из проявлений социальной практики, он отражает все те закономерности, плохие и хорошие, которые существуют в обществе.

В процессе обучения студент усваивает лишь что-то о технике и технологии производства, то есть познает профессиональную деятельность как часть.

Следовательно, учебный процесс - лишь фрагмент в контексте многоликой общественной жизни.

2. Деятельностные технологии обучения

Системно - деятельностный подход инициировал деятельностные технологии обучения, которые ориентированы на овладение способами профессиональной и учебной деятельности (контекстное обучение).

Процесс обучения идет без заучивания – обучаемые непроизвольно запоминают введенные знания, так как они используют их при решении предложенных задач, выполнении заданий и упражнений.

Понятие "контекст" пришло в другие науки из логики и лингвистики, поэтому в психологии и педагогике статуса категории оно еще не приобрело и в словарях этих наук не описано.

В психологии “контекст” связан с понятием "ситуация" (= система условий, побуждающих субъекта и опосредуюших его активность). То есть в ситуацию включаются и внешние условия, и сам субъект, и те люди, с которыми он контактирует.

Если вспомнить технологии проблемного, проектного, интерактивного, ситуационного обучения, можно прийти к выводу, что они совмещаются в технологии контекстного обучения (рис.5).

Технология контекстного обучения состоит из трех базовых форм деятельности:

1. Учебная деятельность с ведущей ролью лекций и семинаров;

2. Квазипрофессиональная, воплощающаяся в играх, спецкурсах, спецсеминарах;

3. Учебно-профессиональная (НИРС, производственная практика, реальное дипломное и курсовое проектирование).

Особую роль в контекстном обучении играют активные формы и методы обучения или технологии активного обучения (ТАО), которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение (рис.6, рис7).

Система перехода от профессиональной деятельности к обучению и от обучения к профессиональной деятельности может быть реализована через "профессиональный контекст".

В данном случае под "профессиональным контекстом" понимается совокупность предметных задач, организационных, технологических форм и методов деятельности, ситуаций социально-психологического взаимодействия, характерных для определенной сферы профессионального труда (рис.8).

Виды профессионального контекста

Социальный Предметный
ценностно-ориентационный производственно-технологический
личностный организационно-управленческий
  должностной
  учрежденческий

В моей практике имеются примеры применения контекстного обучения на уроках общеобразовательной дисциплины “Информатика и ИКТ”.  

Приложение 1.

Использованные материалы

1. “Информационные технологии в рамках педагогических технологий” - материалы лекции доктора педагогических наук, профессора Зенкиной Светланы Викторовны.

2. http://skvor.info/publications/articles/view.html?id=90

3. http://school-collection.edu.ru

4. http://podelise.ru

5. http://nachalkanosova.ucoz.ru

Читать еще:


Новые материалы:

Преподавание биологии как творческий процесс :: Задания юному зоологу :: Обобщающие уроки по биологии :: Программа элективного курса "Основы экологии" в 10–11-х классах ::
Warning: file_get_contents(http://detishka.ru/sitemap/list6.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 22
Урок изучения нового материала с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий. Биология, 7-й класс. "Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение" :: Как приручить дракона 3 ( How to Train Your Dragon 3 ), 2019 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Шкафы / Ангстрем / Шкаф навесной Анри 411.04 Правый Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Стероиды для похудения для женщин

Стероиды для женщин: допустимые препараты, побочки, грамотный курс стероидов для женщин и послекурсовая терапия Стероиды для женщин представлены группой коротких...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как быстро и срочно похудеть

Срочно похудеть за неделю на 10 кг в домашних условиях Диета для срочного похудения за неделю(1 votes, average: 5,00 5) Загрузка... Краткое содержание статьи: Как...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD