Сборник игр-викторин «Откуда пошли казаки» : Общепедагогические технологии
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Сборник игр-викторин «Откуда пошли казаки» : Общепедагогические технологии

Пояснительная записка.

Издавна в наших краях жили казаки. Для многих жителей Донского края казачество – это не только очередной предмет для научного исследования, это сама жизнь, имеющая свои уникальные черты и особенности, связанные с историческим прошлым, особым отношением к воинской службе, с неповторимой культурой и обычаями. Жизнь казаков в течение веков была связана с тяжелым трудом и непрерывными войнами по защите своих земель, а также расширению границ Российской империи и участию в походах в составе русских войск. Казаки всегда были верной опорой и защитой Российского государства.

Сегодня казачество снова возрождается и становится активным участником реального современного исторического процесса. Поэтому педагогам и ученикам, занимающихся изучением родного края, будет интересно познакомиться с данным пособием и проверить свои знания по данной тематике.

Материал пособия предназначен для детей 10 и более лет.

Игра-викторина “Звездный час”

ЦЕЛЬ: Проверить и закрепить знания детей о донском казачестве, развивать сообразительность, любознательность, воспитывать любовь к родному краю.

УЧАСТНИКИ: 6 пар: 6 игроков и 6 помощников

ВОЗРАСТ: младший школьный.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: актовый зал.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 45 минут.

РЕКВИЗИТ: экран с вопросами и ответами, для каждой пары участников заранее делаются комплекты табличек с цифрами от 0 до 4.

Ход игры

Представление участников.

I тур. Участникам предлагается вопрос и 4 варианта ответа. Участник должен найти правильный ответ и поднять соответствующую табличку с цифрой. Если правильного ответа нет, участник поднимает табличку с цифрой “0”. Помощник делает тоже самое. Если его табличка с цифрой совпадает с ответом участника, то последний получает звезду.

Вопрос 1: Казацкие штаны с лампасами назывались – брюки, гамаши, шаровары, джинсы.

Вопрос 2: Какой царь способствовал созданию Войска Донского – Петр I, Александр II, Иван Грозный, Борис Годунов.

Вопрос 3: Все это звания казаков, нет ли здесь лишнего звания – есаул, атаман, ефрейтор, подхорунжий.

Вопрос 4: Все это название казацкого жилища, нет ли здесь лишнего названия – мазанка, яранга, хата, курень.

Вопрос 5: Колющее оружие конного казака называлось – пика, копье, рогатина, штык.

Вопрос 6: Компот из сухофруктов по казацки назывался – навар, взвар, отвар, варево.

Вопрос 7: Как назывался полевой суп казаков – каймак, кандер, катламбуки, саламата.

Вопрос 8: Собрание казаков называлось – квадрат, треугольник, круг, овал.

Вопрос 9: Лазоревым цветком казаки называли – незабудку, василек, фиалку, тюльпан.

Вопрос 10: Все эти племена были предками казаков, нет ли здесь лишнего племени – гунны, черкасы, бродники, кос – саки.

После первого тура двое участников, набравших наименьшее количество очков, покидают игру. Если число очков одинаковое, то проигравшего определяют по числу заработанных в процессе игры звезд.

II ТУР

Из ящика высыпаются кубики (9штук), на каждой грани которых расположены буквы. Из букв, расположенных на верхних гранях кубика, за 1 минуту нужно составить длинное слово  (сущ. в им. падеже).

У участников есть еще 10 дополнительная буква (любая буква, которая понадобиться участникам). Участник, который составит самое длинное слово, получает звезду, составивший самое короткое слово - выбывает из игры.

III ТУР

Участникам предлагаются “Логические цепочки”. Участники должны определить правильно ли дана последовательность. Если она правильная, участник поднимает табличку с цифрой “0”, если не правильная, то две таблички с цифрами, которые нужно поменять местами.

Вопрос 1: Звания казаков от младшего к старшему шли именно так, не напутано ли здесь чего? Есаул, сотник, атаман.

Вопрос 2: Именно в такой последовательности произошли эти восстания под предводительством донских казаков:

Восстание Степана Разина, восстание Емельяна Пугачева, восстание Кондратия Булавина.

Вопрос 3: Именно в такой последовательности древние племена осваивали Низовья Волги, Дона и Днепра.

Славянские племена, тюрско – язычные народы, скифы.

Участник, ответивший на меньшее число вопросов, покидает игру.

ФИНАЛ

Два оставшихся участника должны составить как можно больше слов, используя буквы из слова “КАЗАЧЕСТВО”

Участнику может прийти на помощь его помощник. Побеждает тот, кто составит наибольшее количество слов.

У победителя наступает звездный час. Он произносит речь. Ему вручается приз.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи.

Конкурсно-игровая программа “Интеллектуальные скачки”

ЦЕЛЬ: Проверить и закрепить знания детей о донском казачестве, развивать сообразительность, любознательность, воспитывать любовь к родному краю.

УЧАСТНИКИ: 2 команды по 6 человек.

ВОЗРАСТ: младший школьный.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: актовый зал.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 45 минут.

РЕКВИЗИТ: плоскостное изображение коней, доска с разметкой

Ход игры

Команды выбирают коня. Ведущий ставит коней на старт .

1 ЭТАП.

Каждой команде задается по 4 вопроса по очереди. Если ответ правильный, то лошадь передвигается на 1 деление.

ВОПРОСЫ:

1. Назовите одно из племен, являющимся предком современных казаков?  (бродники)

2. Как в древности назывались донские степи?  (Дикое поле).

3. Какой царь способствовал созданию Войска Донского?  (Иван Грозный)

4. Какому казаку посвятил А.С. Пушкин одно из своих произведений?  (Емельян Пугачев)

5. Назовите самый почитаемый казацкий праздник?   (Пресвятой Богородицы)

6. Как называется казачье поселение?  (Станица)

7. Назовите высший казацкий орган самоуправления?  (круг)

8. Как переводится слово Дон?  (вода)

2. ЭТАП

Командам задается вопрос . Команда, первая ответившая на вопрос, передвигает своего коня на одно деление.

ВОПРОСЫ:

1.Как казаки называли тюльпан?  (лазоревый цветок)

2. Как называлось колющее оружие конного казака?   (пика)

3. Кто из выдающихся казаков погиб, утонув в реке? (Ермак)

4. Назовите фамилию казака, героя войны с Наполеоном? (Платов)

3 ЭТАП

Командам дается задание: выбрать только те блюда, которые есть в казацкой кухне.

(саламата, взвар, галушки, кандер, каныш, кулеш, катламбуки)

Итог: Чей конь будет впереди, та команда и выигрывает.

Приложение 1.

Литература.

  1. Агафонов А.И. История Донского края. – Ростов-на-Дону, 2001.
  2. Большой толковый словарь донского казачества. – М., 2003.
  3. Донские казаки в прошлом и настоящем. / Под ред. Ю.Г. Волкова. – Ростов-на-Дону, 1998. – 503 с.
Читать еще:

Новые материалы:

Тема любви к ближнему по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Молитва» (1837 г.) :: Конспект индивидуального логопедического занятия в 1-м классе с использованием компьютерной технологии коррекции общего недоразвития речи "Игры для Тигры". Постановка звука Р :: Ритмика и компьютерные технологии в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР, дизартрией :: Индивидуальное занятие на тему "Автоматизация звука [ш] в словах" :: Урок чтения в 1-м классе по теме: "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д" :: Над глубиной: Хроника выживания ( Cage Dive ), 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru