Особенности и проблемы социализации воспитанников детского дома : Общепедагогические технологии

“Благие намерения - ничто,
если они не притворяются в добрые дела”.
Ж. Жубер

Социализация сирот всегда была актуальной, остро стоит она и в настоящее время. По теме социализации воспитанников старшего возраста сотрудниками ГБУ ЦССВ “Солнечный круг” был проведен мониторинг данной темы, который позволил выявить некоторые проблемы. Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют условия социализации подрастающего поколения, и в особенности процесс социализации такой категории детей, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Социализация - это процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.

Исследованием процесса социализации детей-сирот занимаются как зарубежные, так и отечественные педагоги и психологи. Процесс становления ребенка полноправным участником современных ему общественных отношений всегда находил свое отражение в педагогике, а также исследованиях по социальной психологии, социологии воспитания и социальной педагогике. Те или иные аспекты проблемы рассматривались в разное время в работах Л.В. Мардахаева, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, А.Г. Асмолова, Л.П. Буевой, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.И. Леонтьева, А.В. Мудрика, И. Дементьева, Т.Сафонова, Ю.Мануйлова и др. специалистов.

Особенностью социализации воспитанников детских домов является замещение главного института - СЕМЬИ, социальным учреждением. Это приводит к деформации процесса социализации, последствия которой становятся очевидными у выпускников детского дома.

Все мы живем в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытываем на себе разнообразные влияния, вступаем в новые виды деятельности и отношения, вынуждены постоянно выполнять разные социальные роли. Социализация человека идет непрерывно, всю жизнь, но особенно интенсивно осуществляется в детстве и юности, когда закладываются все базовые понятия, нормы, ценности, формируется мотивация социального поведения. Поэтому на этих этапах социального развития большую роль играет семья, где в роли социальных агентов выступают родители, сестры и братья, бабушки и дедушки, сверстники. Агенты социализации – люди, оказывающие непосредственное влияние. В социальных учреждениях роль агентов выполняют воспитатели, психологи, социальные педагоги и другие специалисты, а также дети, проживающие в данном учреждении. В образовательном учреждении – учителя, одноклассники.

Цель коллектива нашего учреждения сформировать социально-активную личность, способную успешно ориентироваться в обществе. Исходя из цели видно, что важное место в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, является организация сопровождения процесса социализации. Воспитатели и остальные специалисты нашего учреждения заинтересованы в том, чтобы ребенок успешно овладел ролями мужчины и женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (трудовая или профессиональная социализация), был компетентным членом общества (языковая социализация) и т.п.

Представления о роли мужчины и женщины, будущей семейной жизни размыты и формальны. Зачастую матери-выпускницы игнорируют потребности своих детей, не объясняют свои действия ребенку, внешне не проявляют к детям особой нежности, хотя действительно любят их.

На притяжении трех лет наше учреждение тесно сотрудничает с благотворительным фондом “Возможность” по программе “Между нами девочками”, который на занятиях поднимает вопросы и проблемы, ищут пути их решения, что позволяет социализироваться нашим воспитанницам.

Выпускники социальных учреждений не имеют достаточные бытовые навыки: организованное питание в столовой не предполагает участия в приготовлении пищи, а уборка и другие “домашние дела” входят в обязанности сотрудников. В ГБУ “Солнечный круг” благодаря нашему руководству у нас появилась прекрасная возможность социализировать детей в этом направлении. Были созданы кухни на каждом этаже нашего корпуса, которые оборудованы всем необходимым. Дети с огромным удовольствием овладевают навыками приготовления разнообразных блюд. Благотворительный фонд “Цвет жизни” предоставил нам волонтеров для организации мастер – классов. Блюда берутся с учетом экономичности, т.к. выпускник не может позволить себе готовить блюда из дорогих ингредиентов. А это уже идет экономическая социализация.

В комнате, где живет ребенок - все общее: мебель, предметы интерьера. Именно это и формирует равнодушное восприятие окружающего. С целью воспитания бережного отношения и развития умения обустроить комфортно и со вкусом свою квартиру, при поддержке Благотворительного фонда “Цвет жизни” ежегодно проводится социальный проект “Мой Дом”, где ребята выпускных классов делают объемные макеты своих квартир и выполняют дизайн. Победители получают ценные призы – диваны в свою новую квартиру.

Большинство выпускников детских домов испытывают трудности при трудоустройстве. Основными причинами отсутствия работы являются: недостаточность образования, низкая мотивация к труду, неумение организовать личное время, т.к. жизнедеятельность воспитанников регламентируется и контролируется работниками учреждения.  Поэтому одна из важных проблем выпускников детского дома - это процесс перехода от опеки к независимости. Для этого создан Клуб выпускников, в котором ребята обмениваются своим опытом по соблюдению трудового режима, по оформлению документов (подсказывают друг другу как оформлять документы, куда обращаться). В клубе выпускников разработана памятка для одиннадцатиклассников. Педагоги-психологи проводят тренинги:

 · “Подводные камни” - поднимаются актуальные вопросы, жизненные ситуации, на которые выпускники ищут совместно ответы.

 · “Страх одному оставаться в квартире” - ребята делятся своими наработками и мыслями, как избежать опасных ситуаций находясь одному в квартире.

· “Проблема трудоустройства после окончания учебного заведения” - учатся составлять грамотное резюме, научились правильно презентовать себя работодателю при известных критериях, рассматривали рынок предлагаемых вакансий, готовились к собеседованию, собрали список вакансий с адресами и телефонами.

Одним из условий безболезненного вхождения воспитанников в общество является успешность обучения ребенка в школе. Сотрудники школы должны создать ситуацию успеха, сотрудники Центра поддержать детей в новых условиях, помочь адаптироваться в новой социальной роли. Дети-сироты вышли в городские школы, что является для них испытанием, но это позволит им осознать уровень своей значимости в жизни, как много зависит от него самого, как в своей жизни и жизни окружающих людей.

Исходя из вышесказанного, среди приоритетных направлений социализации в нашем Центре остается создание условий, способствующих успешной социализации детей-сирот через их полноценное участие во всех сферах социальных отношений, согласно требованиям современного общества. Для воспитательного процесса используются таких формы и методы работы, которые направлены на освоение воспитанниками различных видов социальной деятельности, включают их в эту деятельность, позволяют самореализоваться, самоутвердиться в ней и через нее в обществе.  Работа по социализации воспитанников проводится непрерывно, последовательно, с учетом психологических особенностей детей-сирот, что бы дети стали увереннее в себе, улучшилось настроение, увеличилась активность, снизилась заболеваемость.

В нашем коллективе осуществляется тесное взаимодействие сотрудников всех структурных подразделений, которые стремятся внести инновационные и креативные формы работы при подготовке к самостоятельной жизни воспитанников.

Никакое самое хорошее учреждение и педагоги не заменят ребенку СЕМЬЮ. Для того, чтобы включить детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в нормальную жизнь, для их приобщения к социальным ценностям и нормам необходимо готовить как семью для принятия ребенка-сироты, так и самого ребенка для перехода в новую социальную роль. Политика нашего государства направлена на то, чтобы каждый ребенок-сирота приобрел семью, о чем прописано в Указе № 761 “О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы”.

Список используемой литературы

1. Астоянц М.С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения // Социс. – 2006. – №3. – С. 54–63.

2. Гудонис В. Исследование социальных навыков воспитанников детского дома // Дефектология. – 2008. – №6. – С. 85–89.

3. Гусев А.А. Воспитание социальной компетентности // Детский дом. – 2003. – №8. – С. 7–11.

4. Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика. – 2003. – №3. – С. 69–73.

5. Иващенко Г.М., Кульпединова М.Е. Детское движение: реалии и возможности // Педагогика. – 1992. – №11/12. – С. 34–40.

6. Карпенко Л.А. Общение как главная представленность отношений в социальном пространстве // Вопросы психологии. – 2005. – №4. – С. 77–85.

7. Климина О.Г. Школьные трудности воспитанников детского дома // Начальная школа. – 2004. – №2. – С. 31–33.

8. Леонов С.Д. Личностное самоопределение подростков в условиях детского дома // Детский дом. – 2008. – №1. – С. 46–48.

9. Мудрик А.В. Социализация человека как проблема // Социальная педагогика. – 2005. – №4. – С. 47–57.

10. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2005.

11. Пескова М.Е. Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников детского дома // Дефектология. – 2007. – №5. – С. 75–83.

12. Словарь по социальной педагогике/ Авт.-сост. Мардахаев Л.В. – М., 2002.

13. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. – 1999. – №6. – С. 54–59.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

  1. www.zvet-zhizni.ru
  2. www.mpasbest.org
Читать еще:


Новые материалы:

Закрылся крупнейший в мире автобусный завод :: Раскладной смартфон ZTE Axon M - будет выпущен в продажу с 17 ноября 2017! :: Всего через 500 лет Земля превратится в огненный шар :: «Звездные войны», Soft Power и цветовое кодирование ::
Warning: file_get_contents(http://detishka.ru/sitemap/list0.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 22
Классный час "В мире профессий" :: Смолфут ( Smallfoot ), 2018 :: Мебель/Столы / Etagerca / Туалетный столик Leontina lavanda ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Идеальное питание для похудения

Идеальная диета – без стресса для организма и голодания Большинство женщин задается вопросом приведения фигуры в форму только после того, как обнаруживает, что...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Вешу 120 кг как похудеть

Похудение для мужчин от 100 кг Фотогалерея: Похудение для мужчин от 100 кг Вес 100 кг: как похудеть мужчине с лишним весом Диета для мужчин, которые весят 100 или...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD