Активные методы обучения: профориентационные игры на уроках предпрофильной подготовки : Общепедагогические технологии

Активные методы обучения: профориентационные игры на уроках предпрофильной подготовки : Общепедагогические технологии

Для организации результативной работы по профориентации в образовательных организациях необходимо создавать условия для профессионального самоопределения школьников, так как именно в школе закладываются основы общего и профессионального развития личности и создаются предпосылки для её успешного профессионального становления.

Программа предпрофильной подготовки для учащихся 9 классов направлена на актуализацию размышлений по вопросам профессионального самоопределения, ознакомления с миром профессий.

Профориентационные игры проводятся с целью создании более непринужденной, доброжелательной и естественной, чем обычно, атмосферы работы со старшеклассниками (или даже с взрослыми клиентами), а также с целью моделировании отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения.

Профориентационные игры и упражнения

В работе активно применяю следующие профориентационные игры (разработаны Н.С. Пряжниковым):

- ценностно-нравственные профориентационные игры: “Пришельцы”, “Три ветерана” (“Три судьбы”), “Остров”, “Спящий город”. “Существо” (с элементами экологического воспитания);

- пробно-ознакомительные игры: “Стажеры-инопланетяне”, “Ассоциации” (профориентационный вариант), “Угадай профессию”, “Вакансия”, “Новичок–Наставник”, “Завод” (“Кооператив”, “Музей”);

- игры, в которых отрабатываются навыки принятия решений и поведения при ответственных собеседованиях: “Профконсультация”, “Приемная комиссия”, “Пять шагов”, “Советчик”. Эти игры применяю при изучении тем: “Рынок труда”, “Безработица”, “Качества современного профессионала” и др. Важным условием проведения этих игр является их высокая динамика (темп), что позволяет попутно решать и проблемы, связанные с организацией дисциплины учащихся на уроке.

Игровые профориентационные упражнения (разработаны Н.С. Пряжниковым)

Игровые профориентационные упражнения и микроситуации обычно используются в работе с подгруппой (8–15 человек) или с малой группой (6–8 человек). Многие игры основаны на довольно эффективной процедурной модели, когда участники рассаживаются в круг. Это внешне похоже на психотерапевтические группы.

В своей работе, при изучении тем: “Типы профессий”, “Группы профессий”, “Отделы профессий” и др. использую следующие игровые профориентационые упражнения: “Профессия на букву...”, “Подарок”, “Человек-профессия”, “Автопортрет” (профориентационный вариант), “Кто есть кто?”, “Самая-самая”, “Цепочка”, “Ловушки-капканчики”, “А вот и Я!”, “Звездный час”, “День из жизни” (“Ночь из жизни”) и др..

Условия проведения профориентационных игр

При проведении игровых упражнений впервые с конкретным классом обязательно следует объяснить учащимся некоторые особенности новой и необычной для них формы работы (более открытое и естественное общение, уважительное и доброжелательное отношение ко все участникам игры, необходимость соблюдения общепринятых правил игры, возможность импровизации шутки в рамках общепринятых правил и др.).

При проведении большинства профориентационных игровых упражнений желательно соблюдать следующие условия:

• высокая динамика проведения игр (упражнения должны проводиться как бы “на одном дыхании”), что позволяет не только лучше осознавать моделируемую проблему в целостности, но и поддерживать дисциплину в плохо организованных группах, т.к. участники в таком случае просто не успевают отвлекаться на посторонние вопросы;

• акцентировать внимание участников не на ошибках (неудачах) кого-либо из игроков, а на положительных, интересных и правильных высказываниях и действиях;

• соблюдать принцип добровольности участия в игровых процедурах и заданиях (если кто-то захочет просто “понаблюдать” за игрой со стороны, лучше разрешить ему это, но при условии, что остальная играющая группа не станет возражать);

• даже если игровое упражнение простое и не занимает много времени, проигрывать его следует не более 3-5 раз, иначе игроки сами не заметят, как потеряют к этому упражнению интерес;

• стараться поменьше высказываться самому (ведущему), давая возможность проявить себя игрокам;

• при планировании игрового занятия всегда иметь в запасе несколько “запасных” игровых упражнений на случай, если участники без особого энтузиазма воспримут то, что Вы предложите им первоначально;

не следует стремиться подводить обстоятельный “итог” каждому игровому упражнению, ведь нередко более важным в психологическом плане оказывается эффект последействия, когда участники по-своему (самостоятельно) осознают проблему, смоделированную в данном упражнении.

Приложение

Профориентационная игра “Человек – профессия” (по типу ассоциации)

Цель игры - на ассоциативном, образном уровне научиться соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить готовность школьников различать профессиональные стереотипы.

Игра проводится в круге, рассчитана на количество игроков от 6-8 до 15-20. Время одного проигрывания - от 7-10 до 15 минут.

Процедура предполагает следующие основные этапы:

1. Общая инструкция: “Сейчас мы загадаем любого из сидящих в круге, а кто-то постарается отгадать этого человека. Но отгадывать он будет с помощью одного единственного вопроса: с какой профессией этот человек (загаданный) ассоциируется, т.е. общий облик человека какую профессию больше всего напоминает? Каждый по кругу должен будет называть наиболее подходящую для загаданного профессию. Профессии могут повторяться. После этого у отгадывающего будет возможность подумать немного (примерно 30-40 секунд) и называть свои варианты отгадки. Интересно, какой по счету вариант будет правильным?..”.

2. По желанию выбирается доброволец-отгадывающий и отправляется на некоторое время в коридор, а остальные быстро и тихо (!) выбирают любого из присутствующих. При этом загаданным может быть и сам отгадывающий, ведь вернувшись из коридора, он также будет сидеть во время игры в круге.

3. Приглашается отгадывающий, садится в круг и начинает всем по очереди задавать вопрос: “С какой профессией ассоциируется загаданный человек?”. Каждый должен быстро дать ответ (ответ должен быть правильным и в то же время не являться откровенной подсказкой).

4. После того, как все дали свои варианты ассоциаций, отгадывающий думает немного и начинает называть тех, кто по его мнению, в наибольшей степени соответствует названным профессиям. Если игроков немного (6-8 человек), то отгадывающий может обратиться к участникам с этим же вопросом повторно, т.е. как бы пройти второй круг.

5. Обсуждение организуется следующим образом. Если кого-то назвали по ошибке, то можно спросить у него, насколько соответствует его представление о себе названным профессиям, т.е. так ли уж сильно ошибся отгадывающий? У того человека, кого на самом деле загадали, можно спросить, согласен ли он с названными профессиями (насколько они соответствуют его собственному представлению о себе, о своем образе...). У отгадывающего можно поинтересоваться (когда он уже будет знать, кого на самом деле загадывали), чьи ответы-профессии помогали, а чьи мешали ему отгадывать.

Читать еще:


Новые материалы:

Занимательные игры по физике :: Внеклассное мероприятие по физике "Праздник воды" :: Домашний эксперимент по физике :: Определение некоторых физических величин при электролизе :: Урок обобщения и закрепления знаний по курсу "Животные". Тема: "Эти забавные животные" :: Агент Джонни Инглиш (Johnny English 3), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Шкафы / Витра / Шкаф-пенал Витра ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Тихое место (A Quiet Place), 2018

Мистический триллер о семье фермеров, которые жили в тишине и уединении, – пока не стали мишенью для незримого преследователя потусторонней природы.

План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе

План-конспект урока-диспута в 8-м классе проводившегося с целью пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека. Для решения поставленных целей на уроке создавались проблемные ситуации для размышления учащихся.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD