Роль лекций в развитии познавательной деятельности учащихся : Общепедагогические технологии

Роль лекций в развитии познавательной деятельности учащихся : Общепедагогические технологии

В настоящее время учитель обращает внимание на такие методы и организационные формы обучения, как лекционные занятия. Лекции в зависимости от дидактических целей могут быть: лекции по изучению нового материала и лекции по систематизации и обобщению знаний.

Лекции по изучению нового материала проводятся при изучении сложного теоретического материала, при изучении начальных тем курса, по систематизации в конце изучения большого раздела или в конце учебного года после изучения всех тем. Главная цель лекции – это передача знаний, формирование общих учебных умений и навыков. Учащиеся должны учиться в процессе прослушивания лекции, объяснения учителя, сообщений учащихся вести записи основного содержания в форме простого плана.

На активное слушание влияют следующие факторы:

1. Стимулирование к слушанию: сообщение плана изложения, требование самостоятельно со-ставить план и сделать вывод, использование интересного материала, презентации, видео, наглядных пособий, демонстрации опытов, ИКТ-технологии.
2. Эмоциональность, культура речи учителя, чёткость, логичность, убеждённость и т.д.
3. Научность и доступность материала, соответствие возраста школьников.

Использовать урок-лекцию можно уже с 8 класса. У восьмиклассников нужно формировать умение слушать лекцию учителя, доклад ученика с опорой на план, соединять восприятие содержания лекции с записями основных положений в виде плана, конспекта, воспроизводить основные мысли прослушанного в виде рецензии, ответы на вопросы.

Первый шаг учителя перед лекционным изложением материала – создать у учащихся определённую установку, мотивировать данный этап деятельности. Так, на первом уроке – лекции в 8 классе по теме «Периодический закон и периодический закон химических элементов» нужно объяснить учащимся, что такая форма организации урока выбрана с целью формировать у них умение слушать и воспринимать материал, анализировать, обобщать, выделять главное в лекции, кратко делать запись, составлять конспект.

Эти умения будут необходимы им в дальнейшей жизни при получении высшего образования, при самообразовании. Далее даётся инструкция о том, как слушать лекцию, на что обращать особое внимание, познакомить ребят с планом лекции и, излагая материал, постоянно обращаться к плану.

К восприятию урока-лекции необходимо готовить учащихся: учить выделять главные мысли, идеи, сопоставлять излагаемый учителем материал с готовым планом, учить быстро фиксировать нужное в ходе слушания, составлять план лекции, конспект, тезисы.

В 10, 11 классах, где учащиеся более подготовлены к восприятию лекции, в начале урока можно дать задание: в ходе изложения материала самостоятельно составить план лекции. В конце урока нужно проверить, сверив свои планы с том, который составила учитель (на доске, на слайде, в презентации). Такой подход позволяет и на уроке – лекции установить связь «ученик – учитель».

Обучая учащихся сознательно воспринимать лекцию, учитель следит за темпом, ритмом речи, паузами и т.д. Заранее объясняем учащимся правило: если учитель говорит медленно, подчёркивая каждое слово, значит, это – главная мысль, определение понятия и это следует записать перед тем, как перейти к изложению следующего пункта плана, сделать паузу.

Развитие познавательной деятельности в виде самостоятельности учащихся – важнейшая задача учителя при организации лекции. Так, учащихся 9 класса необходимо учить анализировать, определять формы, назначение прослушанного, использовать различные формы конспекта, таблиц, схем и т.д.

Продолжительность школьной лекции 25-35 минут, можно проводить сдвоенные уроки-лекции в течение 60 минут, объясняя крупные блоки учебного материала.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЕКЦИЙ

     1. Лекции по изучению нового материала – вводные.
     2. Лекции по обобщению материала.
     3. Лекции по систематизации изученного материала.

К урокам-лекциям по изучению нового материала относят вводную, установочную лекцию в начале изучения курса, раздела, темы, когда у учащихся нет фундамента, т.е. необходимых опорных знаний для организации самостоятельной познавательной деятельности.

Вводная лекция обязательно предполагает последующую глубокую работу школьников с её содержанием, осмысление основных теоретических положений, понятий, развитие умений применять их при решении расчётных задач и экспериментальных задач и т.д. Лекция, которая вводит учащихся в круг вопросов новой темы, должна вызвать у них познавательный интерес, который активизирует умственную деятельность обучающихся.

Занимательность – одно из средств формирования устойчивого познавательного интереса. Это требование предъявляется к вводным лекциям, активизирует углублённую познавательную деятельность, является опорой эмоциональной памяти, мобилизует внимание и усилие.

Уроки-лекции по обобщению и систематизации изученного материала проводятся в конце изучения раздела, темы, а также в выпускном классе при подготовке к экзаменам. Их целесообразно проводить в том случае, если учитель предполагает подвести учащихся к новой, более высокой систематизации знаний, показать образец обобщения, научить этому методу школьников. Такие лекции требуют серьёзной подготовки учащихся по осмыслению материала из курса химии и других предметов. При этом используется актуализация знаний обучающихся.

На уроке с этой целью учитель проводит краткий фронтальный опрос по основным вопросам, которые ученики повторяли к этому уроку, а затем перейти к изложению лекции. Любая лекция требует подготовки, осознания целей, отбора содержания. Начинают эту работу с изучения соответствующего материала учебника.

Подготовка к уроку-лекции требует продуманной организации домашней работы учеников. В качестве домашнего задания можно предложить проанализировать содержание лекции, подтвердить теоретические вопросы примерами, закончить уравнение реакций, дополнить содержание лекции. При подготовке к лекции нужно продумать изложение, логичность, краткость, точность в выделении главного, основного, убедительность.

В ходе лекции желательно использовать наглядность, химический эксперимент, презентации, видео, самостоятельную работу с учебником, таблицами, схемами. Следует выделить план требований к учащимся, указать, что им нужно запомнить, записать, твёрдо выучить, чтобы была основа для расширения и углубления знаний на последующих уроках.

Итак, урок-лекция начинается с определения темы, цели урока, изложения учебного материала по плану, записанному на доске. Объяснение сопровождается необходимыми записями на доске с демонстрацией опытов, презентацией, слайдами. Первое объяснение можно проводить медленно, чтобы ученики могли законспектировать. После первого объяснения можно ещё раз объяснить новый материал по конспекту, записанному на доске или на слайдах. При этом учащиеся только слушают.

В заключение урока школьники читают конспект, отмечают основные вопросы изучаемого нового материала, отвечают на ряд основных вопросов. Лекцию как эффективное звено организации учебно-воспитательного процесса рассматривают в тесной взаимосвязи с другими уроками, например, с семинарскими занятиями, на которых учащиеся в процессе самостоятельной работы расширяют и углубляют свои знания, вырабатывают навыки и умения применять их на практике.

Читать еще:


Новые материалы:

"Отечественная война 1812 года глазами Льва Николаевича Толстого. По роману-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир". По "московским адресам" Пьера Безухова" :: "Русь, куда ж несешься ты?.." Литературно-музыкальный вечер, посвященный 205-летию со дня рождения Н.В. Гоголя :: Внеклассное мероприятие по теме "Устное народное творчество" (кубанские загадки, сказки, пословицы и поговорки, казачьи песни) :: Литературно–музыкальная гостиная «Позови меня с собой…». Поэтическая судьба Татьяны Снежиной :: Урок-соревнование в 3-м классе по теме: "Домашние и дикие животные" :: Прочь ( Get Out ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list10.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list10.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list10.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Первому игроку приготовиться ( Ready Player One ), 2018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD