Оценка умения выделять в повествовательном тексте субъекты взаимодействия и действия, совершаемые ими относительно друг друга : Общепедагогические технологии

Актуальность

Одной из основных проблем, с которыми мы сталкиваемся в школе при организации обучения, является проблема выделения (поиска), смыслового свертывания и преобразования информации. Овладение данными умениями требует определенного уровня когнитивного развития (по периодизации Ж.Пиаже*) и у большей части школьников должно происходить к 15 годам, что соответствует основному возрасту учащихся 8-х классов. Поэтому мы предлагаем данный модуль для использования в 8 классе.

________

* Когнитивное развитие. [Электронный ресурс] – Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%
B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%80%
D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5

Выделение основных субъектов действия в тексте и связей между ними, визуализация этих связей в виде схемы – важная работа, потому что:

1) она побуждает учеников вдумчиво прочитать текст;

2) помогает ученикам выделить главное в тексте и зафиксировать эти позиции в виде схемы и слов;

3) позволяет организовать работу в деятельностной технологии, которая является основой формирования метапредметных результатов обучения, и которая позволяет ребенку увидеть результат своей деятельности и увидеть свой “прирост” после выполнения работы;

4) Ученикам очень удобно пользоваться полученными схемами, становится “всё понятно”, убирается “все лишнее” (по отзывам учащихся после введения практики построения схем взаимодействия в образовательный процесс)

5) данное умение является необходимым для успешного обучения по всем предметам в общеобразовательной школе.

Конкретизация результата

Результат, который мы выделяем для проверки, относится к разделу “Смысловое чтение”, линии “Смысловое чтение и преобразование информации”, подраздел “Умение преобразовать текст в схему, таблицу и др.”.

Результат для проверки:умение выделять в повествовательном тексте субъекты взаимодействия и действия, совершаемые ими относительно друг друга (с помощью построения семантической сети), в том числе преобразовывать лексические конструкции из текста, которыми обозначены взаимодействия, в глагол или глагольное словосочетание (“свёртывание текста”).

Семантимческая сеть — информационная модель предметной области, имеющая вид ориентированного графа, вершины которого соответствуют объектам предметной области, а направленные дуги (рёбра) задают отношения между ними. Объектами могут быть понятия, события, свойства, процессы. Таким образом, семантическая сеть отражает семантику предметной области в виде понятий и отношений*.

Примеры заданий по оцениванию данного результата содержатся в работе Л. Рождественской и И. Логвиной “Формирование навыков функционального чтения”**, а так же в работах М.А. Пинской “Новые формы оценивания”*** и “Формирующее оценивание: оценивание в классе”****.

___________

* Семантическая сеть. [Электронный ресурс] – режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%82%
D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D1%82%D1%8C

** Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя. Тарту, 2012

*** Пинская М.А. Улановская М.И. Новые формы оценивания. М.: “Просвещение”, 2013

**** Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе. М.: “Логос”, 2010

Объект оценивания

  • Объект оценивания – созданная учащимися семантическая сеть:
  • с выделенными субъектами взаимодействия,
  • с указанными стрелками связями взаимодействия героев,
  • с указанными в форме глаголов действиями между субъектами повествования,
  • с визуально выделенным главным героем или иерархической структурой (в зависимости от типа текста) в соответствии с ТЗ

Текст 1. Техническое задание № 1:

Прочитайте текст. Создайте по тексту схему, в которой будут отражены действия героев по отношению друг к другу.

На схеме должны быть обозначены все герои произведения (не менее 7). Каждый герой на схеме должен быть отображён 1 раз.

Направленность действий между героями обозначьте стрелками. Действия героев по отношению к другим героям обозначьте глаголами (см. приложение 1 и приложение 2).

Постарайтесь создать схему таким образом, чтоб главный герой (герои) текста были выделены (размером, цветом или другим образом).

Текст 2. Техническое задание № 2

Прочитайте текст. Создайте схему, отражающую систему органов власти Франции во времена Третьей республики (1875-1940 г.).

На схеме должны быть обозначены все субъекты системы, которые выполняют действия по отношению к другим субъектам (не менее 7 субъектов). Связи между субъектами обозначьте стрелками. Действия одних субъектов по отношению к другим субъектам системы обозначьте глаголами.

Постарайтесь создать схему таким образом, чтобы была видна иерархия органов власти (центральные органы управления размещены в верхней части схемы, органы местного самоуправления (муниципалитеты) и избиратели в нижней) (см. приложение 1 и приложение 2).

Процедура оценивания:

Работа проводится во внеурочное время или во время урока. На выполнение работы отводится до 45 минут. Ученики сидят по одному. Каждый из них получает бланк с ТЗ и текстом, пустой белый лист формата А4 для создания схемы.

Процедуру проводит педагог из группы апробации. Он кратко поясняет смысл работы и указывает, где должна быть создана работа. Так же даёт комментарии по продолжительности процедуры оценивания. Данная часть должна занять не более 5 минут.

Задание так же может быть выполнено в компьютерном классе. Тогда учащимся выдаётся бланк с ТЗ и текстом, а сеть они создают индивидуально в компьютерной программе (текстовом или графическом редакторе) или в специализированном web-приложении. Этот вариант приемлем, если учащиеся имеют высокий уровень владения ИКТ.

Процедура оценивания проводится педагогами апробационной группы. 1 работа проверяется 2-я экспертами независимо друг от друга. Результаты заносятся в электронный протокол. При небольшом расхождении баллов (до 15) выставляется балл в пользу ученика. При расхождении в баллах от 20 и выше между оценками экспертами работу проверяет третий эксперт. Это позволит оценить работу максимально объективно.

 Описание хода и результатов апробации модуля оценивания метапредметного результата “Выделение в повествовательном тексте субъектов взаимодействия и действий, совершаемых ими относительно друг друга”

Общая информация:

Педагоги-участники апробации: Ковырзина Марина Михайловна, учитель биологии; Исобчук Елена Корниловна - учителя русского языка и литературы;

Классы, на которых проводилась апробация: 8А, 8Б, 8В (СОШ № 91 г. Перми);

Количество учащихся – участников апробации: 63 человека (СОШ № 91).

План апробации:

Действия Сроки Ответственные
1. Разработка контрольного мероприятия 18.09.15 – 13.10.15 Педагоги группы
2. Проведение контрольного мероприятия 13.10.15 – 18.10.15 Педагоги группы
3. Проверка работ 20.10.15 – 25.10.15 Все педагоги группы в соответствии с процедурой оценивания
4. Коррекция контрольного мероприятия и критериев оценивания 13.10.15 – 26.10.15 Педагоги группы
5. Аналитическая справка по результатам апробации 01.11.15 – 04.11.15 Педагоги группы

Результат апробации и выводы исследований представлены в приложении 3.

Презентация.

Читать еще:


Новые материалы:

Игра "Звездный час" по теме "Ранние буржуазные революции в Европе" :: Материалы для вводных урков по темам "Мировые религии" и "Компьютерная презентация" :: Методическая разработка урока истории в 7-м классе на тему "Эпоха Петра Первого" :: Игра на уроке москвоведения в начальной школе ::
Warning: file_get_contents(http://detishka.ru/sitemap/list6.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 22
Внеклассное мероприятие по истории "Праздник, посвященный Дню народного единства" :: Майлз (Miles), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Столы и стулья/Растущие / ДЭМИ / Растущая парта ДЭМИ ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как качать спину в домашних условиях девушке

Упражнения на мышцы спины для женщин в домашних условиях Спина — это очень важная часть нашего тела. Если её не тренировать, то уже к 30 годам можно...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как накачать прямую мышцу живота

Прямая мышца живота Красивый мощный пресс невозможен, если в проработке не участвует прямая мышца живота. Она уникальна тем, что именно ее тренировка позволяет...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD