Оценка умения выделять в повествовательном тексте субъекты взаимодействия и действия, совершаемые ими относительно друг друга : Общепедагогические технологии

Актуальность

Одной из основных проблем, с которыми мы сталкиваемся в школе при организации обучения, является проблема выделения (поиска), смыслового свертывания и преобразования информации. Овладение данными умениями требует определенного уровня когнитивного развития (по периодизации Ж.Пиаже*) и у большей части школьников должно происходить к 15 годам, что соответствует основному возрасту учащихся 8-х классов. Поэтому мы предлагаем данный модуль для использования в 8 классе.

________

* Когнитивное развитие. [Электронный ресурс] – Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%
B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%80%
D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5

Выделение основных субъектов действия в тексте и связей между ними, визуализация этих связей в виде схемы – важная работа, потому что:

1) она побуждает учеников вдумчиво прочитать текст;

2) помогает ученикам выделить главное в тексте и зафиксировать эти позиции в виде схемы и слов;

3) позволяет организовать работу в деятельностной технологии, которая является основой формирования метапредметных результатов обучения, и которая позволяет ребенку увидеть результат своей деятельности и увидеть свой “прирост” после выполнения работы;

4) Ученикам очень удобно пользоваться полученными схемами, становится “всё понятно”, убирается “все лишнее” (по отзывам учащихся после введения практики построения схем взаимодействия в образовательный процесс)

5) данное умение является необходимым для успешного обучения по всем предметам в общеобразовательной школе.

Конкретизация результата

Результат, который мы выделяем для проверки, относится к разделу “Смысловое чтение”, линии “Смысловое чтение и преобразование информации”, подраздел “Умение преобразовать текст в схему, таблицу и др.”.

Результат для проверки:умение выделять в повествовательном тексте субъекты взаимодействия и действия, совершаемые ими относительно друг друга (с помощью построения семантической сети), в том числе преобразовывать лексические конструкции из текста, которыми обозначены взаимодействия, в глагол или глагольное словосочетание (“свёртывание текста”).

Семантимческая сеть — информационная модель предметной области, имеющая вид ориентированного графа, вершины которого соответствуют объектам предметной области, а направленные дуги (рёбра) задают отношения между ними. Объектами могут быть понятия, события, свойства, процессы. Таким образом, семантическая сеть отражает семантику предметной области в виде понятий и отношений*.

Примеры заданий по оцениванию данного результата содержатся в работе Л. Рождественской и И. Логвиной “Формирование навыков функционального чтения”**, а так же в работах М.А. Пинской “Новые формы оценивания”*** и “Формирующее оценивание: оценивание в классе”****.

___________

* Семантическая сеть. [Электронный ресурс] – режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%82%
D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D1%82%D1%8C

** Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя. Тарту, 2012

*** Пинская М.А. Улановская М.И. Новые формы оценивания. М.: “Просвещение”, 2013

**** Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе. М.: “Логос”, 2010

Объект оценивания

  • Объект оценивания – созданная учащимися семантическая сеть:
  • с выделенными субъектами взаимодействия,
  • с указанными стрелками связями взаимодействия героев,
  • с указанными в форме глаголов действиями между субъектами повествования,
  • с визуально выделенным главным героем или иерархической структурой (в зависимости от типа текста) в соответствии с ТЗ

Текст 1. Техническое задание № 1:

Прочитайте текст. Создайте по тексту схему, в которой будут отражены действия героев по отношению друг к другу.

На схеме должны быть обозначены все герои произведения (не менее 7). Каждый герой на схеме должен быть отображён 1 раз.

Направленность действий между героями обозначьте стрелками. Действия героев по отношению к другим героям обозначьте глаголами (см. приложение 1 и приложение 2).

Постарайтесь создать схему таким образом, чтоб главный герой (герои) текста были выделены (размером, цветом или другим образом).

Текст 2. Техническое задание № 2

Прочитайте текст. Создайте схему, отражающую систему органов власти Франции во времена Третьей республики (1875-1940 г.).

На схеме должны быть обозначены все субъекты системы, которые выполняют действия по отношению к другим субъектам (не менее 7 субъектов). Связи между субъектами обозначьте стрелками. Действия одних субъектов по отношению к другим субъектам системы обозначьте глаголами.

Постарайтесь создать схему таким образом, чтобы была видна иерархия органов власти (центральные органы управления размещены в верхней части схемы, органы местного самоуправления (муниципалитеты) и избиратели в нижней) (см. приложение 1 и приложение 2).

Процедура оценивания:

Работа проводится во внеурочное время или во время урока. На выполнение работы отводится до 45 минут. Ученики сидят по одному. Каждый из них получает бланк с ТЗ и текстом, пустой белый лист формата А4 для создания схемы.

Процедуру проводит педагог из группы апробации. Он кратко поясняет смысл работы и указывает, где должна быть создана работа. Так же даёт комментарии по продолжительности процедуры оценивания. Данная часть должна занять не более 5 минут.

Задание так же может быть выполнено в компьютерном классе. Тогда учащимся выдаётся бланк с ТЗ и текстом, а сеть они создают индивидуально в компьютерной программе (текстовом или графическом редакторе) или в специализированном web-приложении. Этот вариант приемлем, если учащиеся имеют высокий уровень владения ИКТ.

Процедура оценивания проводится педагогами апробационной группы. 1 работа проверяется 2-я экспертами независимо друг от друга. Результаты заносятся в электронный протокол. При небольшом расхождении баллов (до 15) выставляется балл в пользу ученика. При расхождении в баллах от 20 и выше между оценками экспертами работу проверяет третий эксперт. Это позволит оценить работу максимально объективно.

 Описание хода и результатов апробации модуля оценивания метапредметного результата “Выделение в повествовательном тексте субъектов взаимодействия и действий, совершаемых ими относительно друг друга”

Общая информация:

Педагоги-участники апробации: Ковырзина Марина Михайловна, учитель биологии; Исобчук Елена Корниловна - учителя русского языка и литературы;

Классы, на которых проводилась апробация: 8А, 8Б, 8В (СОШ № 91 г. Перми);

Количество учащихся – участников апробации: 63 человека (СОШ № 91).

План апробации:

Действия Сроки Ответственные
1. Разработка контрольного мероприятия 18.09.15 – 13.10.15 Педагоги группы
2. Проведение контрольного мероприятия 13.10.15 – 18.10.15 Педагоги группы
3. Проверка работ 20.10.15 – 25.10.15 Все педагоги группы в соответствии с процедурой оценивания
4. Коррекция контрольного мероприятия и критериев оценивания 13.10.15 – 26.10.15 Педагоги группы
5. Аналитическая справка по результатам апробации 01.11.15 – 04.11.15 Педагоги группы

Результат апробации и выводы исследований представлены в приложении 3.

Презентация.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского по теме "Украшение и реальность. Паутинка". 2-й класс :: Литературная гостиная "Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет", посвященная творчеству С.Я. Маршака :: Контрольные работы по русскому языку в 3-м классе (УМК "Планета знаний") :: Число и цифра 3. Самоконтроль :: Нарушения чтения и письма – дислексия и дисграфия :: The Kid Who Would Be King, 2018 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Компьютерные столы/Угловые столы / Advesta / Стол компьютерный La-Man ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD