По ступенькам гуманной педагогики : Общепедагогические технологии

По ступенькам гуманной педагогики : Общепедагогические технологии

Эта статья-размышление была названа «По ступенькам гуманной педагогики», так как автор, являясь молодым специалистом, стоит только в начале пути, в начале процесса познания этого непростого, но благородного дела. В процессе познания детской души и совершенствования своей.

Начать мне бы хотелось с одной притчи:

«Два друга шли по одной из центральных улиц Нью-Йорка. Один из них был индеец – человек, выросший на бескрайних просторах. Он приехал в гости к своему другу-горожанину. И они решили прогуляться по городу. Неожиданно индеец говорит:
– Слышишь, как весело стрекочет сверчок?
Друг засмеялся:
– Какой сверчок! Только не говори мне, что ты слышишь сверчка. Это просто невозможно! – и он обвёл рукой всю улицу.
Вокруг было огромное количество людей, каждый куда-то спешил. Все переговаривались, пытаясь перекричать друг друга. Рядом на проезжей части проносились машины. Кто-то громко сигналил, кто-то никак не мог завестись. На фоне всего этого шума раздавались звуки огромного молотка и строительного крана – на соседней улице велась большая стройка нового небоскрёба.
– И ты хочешь сказать, что слышишь сверчка? – повторил с усмешкой друг.
– Всё зависит от того, на что ты настроен! – невозмутимо ответил индеец.
Он подошёл к ближайшей клумбе, наклонился и раздвинул листья. Перед взором друзей предстал маленький и беззащитный сверчок.
Горожанин даже охнул от удивления.
– Вот это да!
– Всё зависит от того, на что ты настроен! – снова повторил его друг.
– Да нет! Это просто у тебя феноменальный слух. В таком шуме услышать сверчка!
Но индеец не сдавался:
– Сейчас я тебе докажу.
Он достал из кармана пригоршню монет и бросил её на землю. Монетки негромко зазвенели, ударяясь об асфальт. И в то же мгновение все прохожие начали оборачиваться и проверять свои карманы, не они ли обронили мелочь.
– Вот видишь, – улыбнулся индеец, – всё зависит от того, на что ты настроен!»

На что ты настроен! Вот, что нужно сделать, – настроить ребенка.

Настроить на что? На стремление к доброте, к дружбе. К милосердию, к любви. Вырастить в детях устремления к непреходящим ценностям.

Дело в том, что если в ребенке понимание красоты, доброты вырастить, то ребенок по жизни потом будет делать, я предполагаю, правильный выбор. Научить быть добрым, культурным нельзя, надо заложить непреходящие ценности.

Возможно ли развитие или формирование благородного человека без затрагивания чувств, эмоций, духовно-нравственных начал? Я думаю – нет.

Из книги Шалвы Александровича Амонашвили: «Для общества крайне опасно давать безнравственному, бездуховному, бессердечному, злому человеку современные высшие знания о законах природы и веществ, психики и Вселенной».

Если передать ребенку знание, просто знание о том, как управляться с красками и кисточками, то что без духовности человек нарисует? Научится красками слова на заборе писать?

Рисование – один из основных видов деятельности ребят младшего школьного возраста, и я думаю, что средствами изобразительного искусства можно очень тонко прикоснуться к душе ребенка.

Какие обычно основные задачи ставит перед собой педагог по изо?

  • научить пользоваться различными художественными материалами и инструментами– красками, кисточками, карандашами и прочим;
  • развивать в ребенке образно-пространственное мышление;
  • воспитывать интерес к изучаемому предмету, воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении заданий … и так далее.

Это такие…стандартные задачи, они нужные, полезные, но никак не затрагивают внутренний мир, душу ребенка, не помогают сотрудничать с ним.

А потому мне хотелось бы добавить сюда еще и таких задач, как:

  • научить видеть и воспринимать красоту. Не просто смотреть, а видеть;
  • воспитать в каждом ребенке добромыслие, ясномыслие, дать ему почувствовать добро внутри себя и желание дать его другим;
  • воспитывать ответственность за свои мысли и поступки;
  • воспитывать стремление к любви, состраданию, сорадости, сопереживанию, милосердию
  • воспитывать стремление к самосовершенствованию, к преодолению трудностей, к новым знаниям.

Хочу заметить, что это задачи, я ставлю в первую очередь перед собой.

Как писал Януш Корчак: «Прежде, чем наметить круг прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что ты сам способен.»

Непростые, но несомненно важные задачи, которые служат единой цели, озвученной в книге Ш.Амоношвили «Школа Жизни» – способствовать становлению и воспитанию в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств.

Потому как знание действительно есть сила, но добрая или злая – это будет зависеть от качества сердца и духовности человека.

Главный вектор, который хотелось бы поддерживать в своей работе – идти через утончение внутреннего мира ребенка к утончению восприятия окружающего мира. Будут ли отличаться картины художника, обладающего только техникой и не обладающего душевной красотой от картин художника, с техникой и богатым внутренним миром?

Если художник отдал душу картине, то можно заметить, как светится она светом-огнем сердца художника. Во времени она не теряет своей своего влияние на человеческое сердце

Мне бы хотелось рассказать, как я стараюсь реализовать, как стараюсь решить эти воспитательные задачи через включение в программу занятий по изобразительной деятельности уроков, посвященных непреходящим ценностям.

Серия занятий «Культура и человек» посвящена культуре. Той самой культуре, внутренней, духовной, без которой вряд ли получится из человека что-то благородное.

Культура, в основе которой те самые общечеловеческие, непреходящие ценности – вот основа общества, без которой оно развалится.

Известный художник Николай Константинович Рерих (1874—1947), посвятивший большую часть своей жизни развитию, распространению и защите культуры, не раз называл Культуру «почитанием Света».

Главной задачей уроков для меня стало, что бы дети определили, что является источником культуры.

Перед началом занятия дети слушали музыку и настраивались на нужный лад. Мы приготовились и начали обсуждать такие вопросы как: а что такое вообще культура? Какая она бывает? Что такое внешняя и внутренняя культура? Кто такой культурный человек?

Я узнала от детей, что культура – это произведения искусства и то, чем очень любишь заниматься, а еще, что Культура – это нечто живое, не мертвое и бездушное, а созданное с душой. И что культурный человек – это воспитанный, хороший, искренний, соблюдающий правила этикета, и вот еще – фантазер.

Но будет ли культурным человеком любой, кто сделал хороший (вроде бы) поступок? Сделал что-то правильное, а сам гадости про себя замышляет?

«Древние римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей – как в прошлом, так и в настоящем».

А что значит выбрать себе в попутчики правильные мысли? Что это за мысли такие? Неправильного цвета? Или квадратные вместо круглых? Нет, оказалось, что это добрые, хорошие и умные мысли. Очень понравился мне еще другой ответ: «неправильные мысли – острые». Острые мысли – те, что колют, режут нас изнутри и не дают спокойно жить, не дают быть добрым и гармоничным человеком.

Мы пришли к выводу, что для того, чтобы быть культурным человеком, мало поступать, как надо, нужно еще и думать при этом хорошее. А где же зарождаются наши мысли – хорошие или острые? Сразу ли они появляются в голове, или идут откуда-то изнутри? Где находится источник культуры?

Ответы детей: «В сердце, в душе».

Паустовский сказал: «Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой».

Мы провели небольшой эксперимент, что бы дети интуитивно определили, где у них находится источник культуры, источник всего самого красивого и доброго. Я попросила их закрыть глаза, поднять одну руку вверх и положить ее на это место. Ребята подняли руки и опустили на сердце. Никто не положил руку на живот или куда-то еще. Так мы определили, где у нас находится душа.

А какая же должна быть душа, чтобы стать источником культуры? И можем ли мы сделать ее такой?

Дети дали и на это ответы: «Она должна быть добрая, чистая и стремиться к культуре. И нужно делать много добрых дел.»

Выходит, что культурный человек – тот, чья душа стремится к культуре и кто воспитывает в своей душе это стремление.

После устной части я включила для ребят зрительный ряд в виде презентации с музыкой и по ее завершению попросила нарисовать их источник культуры.

И если в устной части ребята младшей и старшей групп отвечали примерно одинаково, то на практике была видна разница между пониманием и осознанием этой темы у разных возрастов.

В младшей группе в качестве источника культуры почти все нарисовали сердце – это начальный этап. Кто-то изобразил сердце с крыльями – сердце, вместилище души, источник культуры, окрыляющей человека, дающей ему душевную свободу и чистоту. Многие изобразили солнце или добавили красного цвета – огня. Они добавили тепла, без которого все вырастет чахлым и злым.

Несмотря на то, что устно интерпретация культуры как культа солнца затронута не была, они сами пришли к подобному выводу в своих рисунках. К этому их подтолкнула презентация, в которой тема солнца была затронута и видимо нашла у них большой отклик.

В старшей группе практически никто не изобразил источник культуры в виде сердца, они сразу перешли к понятиям души, к понятию мира. Дети мыслят масштабами вселенной. Они говорят не о культуре отдельно взятого человека, а о культуре в мире.

Таким образом, дети не только определили для себя понятия культуры, культурности, культурного человека, но и постарались найти ее в себе.

Еще один из уроков был посвящен доброте.

Главной задачей для меня стало, что бы дети почувствовали добро в себе, нашли его внутри себя и изобразили.

Мы подготовились к занятию, достали листы и краски, что бы можно было сразу после обсуждения приступить к рисованию. И стали выяснять, а что же такое добро, доброта? И как она проявляется? Что такое добрые поступки?

Ответы последовали незамедлительно:

Это – помощь людям, животным, это – делиться последним с тем, кто нуждается, делать добрые поступки.

А кто же такой добрый человек? И что чувствует он, видя другого человека в беде?

– Тот, кто не подведет тебя, тот, кто дарит радость, и всегда готов помочь в трудной ситуации. Видя другого в беде, он чувствует желание помочь! жалость, сострадание.

А как насчёт отличницы, отвечающей согласием на любую просьбу одноклассников списать? Будет ли это добрым поступком?

Дети ответили незамедлительно: «Нет! Это нечестно. И если всем давать списывать, то потом тобой просто будут пользоваться. Лучше, если есть время, объяснить другому ребенку тему, которую он не понял».

Доброту часто путают с безотказностью, за неё принимают застенчивость, об неё вытирает ноги эгоизм. Мы часто заблуждаемся, называя добрыми людей, которые едва ли такими являются. И ни на секунду не задумавшись, строго осуждаем людей, не проявляющих свою доброту, но вершащих добрые дела. Мы спешим осуждать и превозносить, не понимая того, что доброта – это нечто неосязаемое, абстрактное; то, что не может существовать, не воплощаясь в поступках, которые, как стеклянная призма на солнечном свете, играют красками и гранями.

Что важнее, помнить о своих добрых поступках или что сделали для тебя? Можно ли стать добрым, научиться доброте? Как?

– Можно! Делать добрые поступки, ни на кого не злиться, не драться, стараться решить все вопросы словами и не ждать награды за добро.

Где живет добро? Где оно зарождается?

– В сердце!

Виктор Гюго писал: Во внутреннем мире человека доброта — это солнце.

Мы провели небольшую игру. Наше сердце-солнце, величиною с кулак. Мы сжали кулачки. Но не для драки оно вложено в нас, а для любви и добра. Я предложила закрыть глаза и представить, как мы открываем шкатулку с драгоценностями – сокровищницу нашего сердца.

Какие бриллианты будут самыми крупными?

– Любовь, доброта, смелость.

Сердце такое маленькое, на кого же вам хватит в нем доброты?

– На семью, на друзей, на близких, на всех, кого мы встречаем!

После этой беседы мы просмотрели и обсудили некоторые изображения, которые, как мне показалось, могли добавить вдохновения и настроить на нужный лад.

А теперь наступил самый ответственный момент. Открыть свое сердце добру и на белом листке бумаги красками изобразить доброту.

А как?

Я попросила представить, как бы добро могло выглядеть, какой было бы формы, размера.

Последовали разные ответы: «Оно похоже на солнце, на светящееся сердце, на светлячка! И очень большое»

А какого же оно цвета?

Одна из девочек сразу ответила – зеленого! Сначала меня это удивило, но потом я поняла, как она права. Зеленый цвет происходит от слияние синего и желтого. Он уникален, это своего рода объединяющая сила между двумя мирами – духовным и физическим. именно зеленый цвет делает нас добрее.

Одна ученица изобразила на картине светлячка. Маленький светлячок – чудо природы, так и доброта в нашей душе может подарить миру чудо. Многие из учеников нарисовали сердце. Кладезь непреходящих ценностей, наше внутреннее солнце.

Таким образом, результатом нашего урока стали не только интересные по задумке работы, но и то, что мы поселили в наших душах, в детских, и в моей, порыв, стремление стать добрее, стать благороднее.

Конечно, одного-двух уроков недостаточно, чтобы такой порыв не угас. Каждый урок должен так или иначе способствовать поддержанию и вырастанию душевного стремления к облагораживанию, и потому я ставлю эти задачи себе на будущее.

Развивать и развиваться самой. Самосовершенствоваться. Ведь если не развиваюсь я сама, то как я могу быть уверена, что дети начнут развиваться?

Например, научиться более объемно составлять уроки. Научиться всесторонне духовно развивать тему. К примеру, рассказывая о художнике, не просто перечислить – родился, вырос, написал то-то и то-то, но не забыть упомянуть о его внутреннем мире, о его личности. Сделать больше уроков, направленных на развитие, на облагораживание внутреннего мира каждого ребенка, на его собственное самоосознание, на то, чтобы он сам захотел вырастить в себе стремление к прекрасному.

Еще одна траектория, в которой я хотела бы развиваться – это научиться видеть в шалостях ребенка не раздражительный момент, а повод для более близкого с ним общения, для большей любви к нему.

И еще одно направление – это расширить свое воспитательное пространство. Научиться работать с родителями. Потому что вот ситуация – ребенок шалун. Все занятие он бегал по кабинету и игрался, мешая себе и остальным. Что делается обычно в такой ситуации педагогом? После занятия я иду к родителю и рассказываю, то есть ябедничаю. Ребенок видит и слышит это, родитель его тут же ругает. Что он чувствует? Весь мир против него. Сделала ли я лучше, наказав ребенка словом? Что я жду при этом от родителей?

Жан-Жак Руссо писал: «Вам не удастся создать мудрецов, если вы будете в детях убивать шалунов». В книге Шалвы Александровича «Педагогическая симфония» целый раздел посвящен шалунам. Я наметила для себя такую задачу, как научиться включать родителей в работу. Стремиться к такому достижению педмастерства, построения такого взаимодействия с родителями, которое будет способствовать развитию ребенка.

Итак, я стараюсь осваивать философию гуманной педагогики и решать по-новому эти задачи, искать пути решения этих по сути, вековых проблем.

Закончить свои размышления я бы хотела следующей цитатой: «Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством» (Уильям Чэннинг).

Читать еще:


Новые материалы:

Внеклассное мероприятие "Черчение с увлечением" :: Элективный курс "Основы строительно-архитектурного дизайна" :: Занятие факультатива "Домоводство" по теме "Оформление праздничного стола салфетками" :: Профориентационный проект: "Я б в рабочие пошёл…" :: Путешествие по океану Букв :: Кое-что на день рождения ( A Little Something for Your Birthday ), 2017 :: Все товары/Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Каталог/Шкафы/Шкафы-купе/Трехдверные шкафы-купе/Шкафы-купе трехдверные 270 см / HomeMe / Шкаф-купе трехдверный Манчестер 260 см (белый+зеркало) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD