Нетрадиционные формы в производственном обучении студентов : Общепедагогические технологии

“Нет достижения выше,
чем сделать неразличимой грань
между работой и игрой”.

Джеймс Мэтью Барри
(шотландский писатель)

Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. Доказано, что в основе творческого активного самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха. Уже давно ни для кого не секрет, что ребенок никогда не познавший радости достижения, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет интерес и желание учиться. Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, удовлетворенность жизнью на данный момент, а это есть ни что иное, как счастье в его разновидности.

“Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать,
копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений”.
Л.Н. Толстой.

Процесс производственного обучения представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий мастера и руководимых им учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умения применять их в жизни, на практике, развитие самостоятельного мышления, наблюдательности и других познавательных способностей уч-ся, овладение элементами культуры умственного и физического труда, формирование основ мировоззрения. Задачи подготовки всесторонне развитых, технически образованных молодых квалифицированных рабочих решаются в процессе производственного обучения.

Для ряда современных профессий (а их становится все больше) основным содержанием труда рабочих является не столько непосредственное обслуживание машин и механизмов, сколько контроль за автоматически действующим оборудованием, наладка его, планирование работы.

Процесс обучения обусловлен целью образования и взаимодействием основных его компонентов: содержание обучения; преподавание, т.е. деятельность преподавателя; учение – деятельность учащихся; средства обучения.

Особенности производственного обучения:

  • процесс обучения происходит в условиях определенной ориентированности учащихся на получение конкретной профессии; это влияет на мотивы учения, определяет, как правило, повышенный интерес учащихся к специальным предметам и производственному обучению;
  • существует тесная связь обучения с производительным трудом учащихся; это определяет общую прикладную профессиональную направленность учебного процесса, ориентацию на овладение учащимися умениями применять знания для решения практических задач, взаимосвязь общих целей умственного развития учащихся я целей формирования их технического мышления;
  • особую роль в колледже играют мастера производственного обучения, которые являются учителями профессии, воспитателями и наставниками учащихся; это в значительной степени влияет на организацию учебного процесса в колледже и во многом определяет специфику деятельности преподавателей по обучению и воспитанию учащихся;
  • учащиеся в колледже одновременно получают общеобразовательную и профессионально-техническую подготовку, что обусловливает необходимость осуществлять учебный процесс на основе их тесной взаимосвязи и взаимозависимости;
  • режим учебного процесса таков, что теоретическое обучение чередуется с производственным, как правило, по целым дням.

Мастер п/о – необычная педагогическая должность. Он сочетает в себе качества квалифицированного рабочего, педагога производственного обучения и воспитателя. Такое сочетание продиктовано его объективным положением в учебно – воспитательном процессе. Он непосредственно обучает юношей и девушек профессиональному мастерству, вооружает их необходимыми инженерно - техническими знаниями. Он руководит свободным временем обучающихся. Практически все сферы жизни и деятельности обучающихся находятся в поле его зрения. Поэтому характерной особенностью воспитательной деятельности мастера является ее многогранность. Творчество педагога неповторимо, это такое же искусство, как творчество композитора и художника – а может быть и куда более сложное.

Таким образом, сердцевина деятельности мастера - профессиональное воспитание обучающихся. Оно включает в себе важнейшие задачи: формирование интереса и любви к специальности; приобщение их к лучшим трудовым традициям базовых предприятий; вовлечение обучающихся в рационализаторство и изобретательство с учетом их профессиональной направленности; развитие у подростков технического и технологического мышления; формирование культуры труда в области профессиональной деятельности; формирование бережного отношения к собственности, к материалам, к правильному использованию рабочего времени; воспитание ответственности, дисциплинированности и организованности; формирование навыков коллективного труда и др.

Учащейся колледжа - профессионально – направленная личность. Поступив в колледж, бывшие школьники тем самым решили для себя трудную задачу - избрали профессию и сферу будущей деятельности. Профессиональный выбор резко влияет на ценностные ориентации, намерения, образа жизни. Учебная деятельность обучающегося колледжа значительно шире, так как он наряду с общеобразовательными предметами изучает общетехнические и специальные дисциплины. Теоретическое обучение сочетается с производственными – все это влияет на кругозор обучающихся, характер их отношения к учебе, ибо все обучение в колледже направлена на профессиональное становление личности. У обучающихся возрастает интерес к общеобразовательным предметам, так как они рассматриваются в качестве базы профессионально – технической подготовки. Расширение сферы общения обучающихся колледжа.

Обучающиеся колледжа имеют более широкую сферу общения. Они по существу являются членами двух коллективов - ученического и производственного.

Процесс обучения сложен и многогранен, он зависит от самых разнообразных и разнохарактерных факторов. Успешно выполнить свою задачу преподаватель может только в том случае, если овладеет методами обучения, выработанными педагогической наукой и; передовой практикой, будет систематически совершенствовать мастерство.

Чтобы лучше использовать методы обучения, преподаватель должен представить их себе в определенной системе. Однако в дидактике нет еще единой общепризнанной классификации методов.

Однако наличие различных классификаций не означает противопоставления методов друг другу и не является основанием для предпочтительного применения какого-либо из них. Каждый метод реализуется совместно с другими методами и с их помощью. Так, в системе репродуктивных и поисковых методов словесные, наглядные и практические методы выступают как методические приемы, как основные инструменты деятельности педагогов и учащихся. В свою очередь, система словесных, наглядных и практических методов реализуется в репродуктивном или поисковом направлениях. Об этом свидетельствуют названия методов, которые стали применяться за последнее время: проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательские лабораторно-практические работы, творческие упражнения, поисковые упражнения, самостоятельные наблюдения и т. д. Здесь уже в самих названиях методов заложена направленность их применения.

И. П. Позняк в учебнике “Методика проведения занятий производственного обучения в профессионально технических училищах” выделил основные типичные методы, применяемые в процессе обучения учащихся профессионально-технических училищ, и классифицированы так:

- устное изложение учебного материала, которое может быть практически осуществлено путем рассказа- объяснения и беседы;

- непосредственное восприятие учащимися учебного материала, которое может быть практически осуществлено путем:

  • самостоятельных наблюдений учащихся;
  • демонстрации и показа;
  • лабораторно-практических работ;
  • экскурсии;

- работа учащихся над книгой.

И. П. Позняк также среди основных методов обучения выделял и такие, как:

- личный показ мастером трудовых приемов и процессов, а также технической документации;

- практическая самостоятельная работа учащихся, которая осуществляется путем:

  • упражнений (этот метод применяется и в теоретическом обучении);
  • выполнения учащимися учебно-производственных работ различной сложности.

Указанные методы обучения должны обеспечить систематичность и последовательность в изучении учебного материала, активность, сознательность и прочность в усвоении учащимися знаний, умений и навыков по специальности.

В учебнике “Производственное обучение в рамках профессионально-технического училища” М. А. Жиделев высказал мнение о том, что для того, чтобы обеспечить систематическое, сознательное и прочное усвоение учащимися приемов производственного обучения, профессиональных знании, навыков и умений, составляющих содержание производственного обучения, при выборе методов необходимо учитывать особенности содержания обучения и учебной деятельности, характер учебной задачи, подготовку учащихся.

Как достичь развития личности на уроках производственного обучения в учебных заведениях профессионально-технического образования? Именно этот вопрос остается актуальным в наше время и наиболее остро эта проблема коснулась мастеров производственного обучения. Суть нетрадиционных методов, направленных на формирование умений и навыков, как раз и состоит в том, чтобы обеспечить выполнение учащимися таких задач, в процессе решения которых они овладели бы способом деятельности. Для того чтобы развивать экономическое, аналитическое мышление, организаторские умения, необходимо учащихся систематически ставить в такие условия, которые позволили бы им упражняться в том или ином виде профессиональной деятельности. Этим целям и служат нетрадиционных методы обучения профессиональным умениям и навыкам.

Названные методы учебный процесс делают активным, деятельным, контекстным (включенным в профессиональную деятельность).

М. И. Канаш рекомендует использовать такие нетрадиционные формы обучения как игры, различные кроссворды, конкурсы и ребусы, что способствует развитию у учащихся репродуктивного, воспроизводящего мышления. А.Н.Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.

Подготовка мастера производственного обучения к такой игре начинается с разработки сценария. Мастер определяет тему, цели, задачи, подбирает задания, разрабатывает систему критериев оценки выполнения заданий.

Проведение конкурсов направлено на организацию познавательной деятельности учащихся. Цель конкурсов - научить учащихся мыслить, творчески применять теоретические знания в практической деятельности, выявить степень овладения умениями и навыками, закрепить их. В производственном обучении наиболее часто проводятся конкурсы по профессии “Паруса профессий”.

Урок-КВН направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся. Цель такого урока - выявление степени теоретической и практической подготовки учащихся по определенной теме или разделу программы, а также закрепление и углубление приобретенных знаний, умений и навыков.

Урок-КВН требует большой предварительной подготовки мастера производственного обучения. Он подбирает вопросы и задания для конкурсов. Предварительно мастер разделяет группу на две команды, либо в соревновании участвуют две группы, по усмотрению мастера. Каждая команда выбирает капитана и получает домашнее задание: придумать девиз, эмблему и приветствие команде-сопернице, творческий конкурс, связанный с приобретаемой профессией.

Следовательно, проведение урока в форме КВН относится к играм соревнованиям. Это своеобразное состязание учащихся в знаниях, умениях и навыках, полученных на уроках специальных дисциплин и уроках производственного обучения. Даже использование небольших игровых приемов способствует повышению познавательной активности. Именно игра является естественной потребностью человека, начиная с первых дней жизни. Крайне нужные творческому труду компоненты сосредоточены в игре. Игра через усилие ведет к удовольствию, триумфу. Любая игра только внешне кажется беззаботной и лёгкой. А на самом деле она требует, чтобы играющий отдал максимум своей энергии, ума и выдержки.

Педагогический смысл игры — создать для учащихся условия, позволяющие реализовать свои творческие возможности. Игра активизирует мыслительную деятельность участников, настраивает на дальнейшие испытания. Мотивация и формы проведения такого занятия: обобщение изученного материала; повышение активности учеников, формирование умения работать в группе и развитие познавательного интереса в деятельности каждого участника.

Первое, что делает мастер п/о это разрабатывает положение или план о конкурсе КНВ, которое непосредственно утверждается у заместителя руководителя по УПР.

Примерный план по проведению внутриколледжного конкурса команд КВН по специальности “ТО, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта” Приложение 1.

Следовательно, обучение, как известно, само по себе выполняет воспитательную роль, поскольку обеспечивает формирование знаний, убеждений, привычек поведения. Поэтому все потенциальные возможности обучения достаточно используются в воспитании, но значительные перегрузки снижают интерес к знаниям, необходимость усвоения большого объема информации нередко приводит к механическому заучиванию материала, учащиеся не вдаются в его сущность. Процесс обучения становится непривлекательным, а имеющийся разрыв между теорией и практикой усугубляет это положение, учащиеся не могут овладеть даже минимумом знаний. Одно дело, когда учащихся заставляют учиться и совершенно другое, когда они увлечены процессом учения. Предлагаю сценарий конкурса – КВН на уроке производственного обучения. Приложение 2.

Доказано, что в основе творческого активного самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха. Уже давно ни для кого не секрет, что ребенок никогда не познавший радости достижения, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет интерес и желание учиться. Каждый учитель может создавать на своих уроках “ситуацию успеха”, если он занимается формированием учебно-познавательной мотивации учащихся. “Ситуация успеха” - сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Для студентов наиболее интересны те уроки, на которых:

- чётко организован учебный процесс, где студента вовлекают в активную познавательную деятельность, приносящую им успех, радость познания и труда;

- умелое сочетание различных методов, приёмов и средств обучения;

- эрудиция учителя;

- эмоциональное изложение;

- мастерское использование различных наглядных пособий и технических средств обучения.

В результате анализа научной литературы и изучении практического опыта с применением нетрадиционных методов обучения мастерами п/о и собственного по данному вопросу можно сделать следующие выводы:

Побудить интерес к предмету - одна из важных задач мастера п/о. Экспериментально доказано, что применение разнообразных форм работы поддерживает активность обучающихся, способствует формированию умений, работать коллективно, и повышает ответственность за качество обучения.

Учащимся интересны такие занятия. Они способствуют развитию инициативы, развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанные с реальными ситуациями в жизни, искореняют такие присущие традиционному обучению негативные явления, как боязнь плохих отметок, закомплексованность.

Создаются предпосылки для формирования личностно-профессиональных качеств.

Существует достаточно много видов нетрадиционных уроков, что дает мне как мастеру право выбора формы урока для проведения занятия.

Подобные занятия вносят в обычные будни разнообразие, создают в группе атмосферу праздника, приподнятого настроения. Учащимся нравятся нетрадиционные занятия, поскольку они не сковывают учебный процесс, а оживляют атмосферу, активирую учащихся, приближая обучение к реальной жизни.

Таким образом, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения мастера п/о организовать урок производственного обучения и грамотно выбрать ту или иную форму проведения урока.

Приложение 3

Приложение 4

Список литературы:

  1. Гин, А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора, открытость, деятельность, обратная связь, идеальность: пособие для учителя / А. А. Гин. - 5-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2004. - 88с.
  2. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: методическое пособие. / М.Г. Ермолаева – СПБ.: КАРО, 2008. – 128с.
  3. Игровые технологии в профессиональном образовании: методические рекомендации / авт.-сост. Л. Н-Вавилова, В.М. Кузина; под общей ред. Т. С. Паниной. - Кемерово: Изд-во ГОУ “КРИРПО”, 2007. - 94 с.
  4. Аронов, М. Ф., Совершенствование производственного обучения - М. Ф. Аронов. - Минск: РИПО, 2002.
  5. Жиделев М. А., Производственное обучение в рамках ПТУ - М. А. Жиделев. -  Мн.: 2000.
  6. Канаш, М. И., Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках производственного обучения ? М. И. Канаш. ? Мн.: РИПО, 2002. ? 38 с.: ил.
  7. Кларин, М. В., Инновационные модели в зарубежных педагогических поисках - М. В. Кларин. - ? Минск: РИПО, 1994.
  8. Колесникова, И. А., Учебный процесс и его особенности - И. А. Колесникова. - М.: 2002.
  9. Мухин, С. А., Соловьев, А. А., Современные инновационные технологии обучения - С. А. Мухин, А. А. Соловьев. - ГЭОТАР - Медиа, 2008. ? 360 с.: ил.
  10. Новик, М. П., Производственное обучение - М. П. Новик. - М.: Машиностроение, 1977. - 720 с.: ил.
  11. Титов А. И., Методика производственного обучения в ПТУ - А. И. Титов. - М.: 2006.
  12. Шамова, Т. И., Проблемы обучения - Т. И. Шамова. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002.
  13. Щукин, Г. И., Активизация познавательной деятельности в учебном процессе - Г. И. Щукин. - М.: Просвещение, 1997.
Читать еще:


Новые материалы:

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала" :: Урок-путешествие в каменно-угольный период. 6-й класс :: Интегрированный урок по теме "Природа в лирике русских поэтов". 6-й класс :: Путешествие в страну динозавров. 7-й класс :: Интегрированный урок "биология + география" по теме "Многообразие и происхождение культурных растений". 6-й класс :: Жена смотрителя зоопарка ( The Zookeeper's Wife ), 2017 :: Комоды / MOON TRADE / Комод Финк 83 Модель 810 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD