Здоровьесберегающие технологии в школе : Общепедагогические технологии

“Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто”.
Сократ

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывают серьёзную тревогу.

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья учащихся. Можно считать, что здоровье ученика в норме если:

  • в физическом плане: умеет преодолевать усталость, трудности, справляясь с учебной нагрузкой;
  • в интеллектуальном плане: проявляет хорошие умственные способности;
  • в социальном плане: коммуникабелен;
  • в нравственном плане: честен, самокритичен;
  • в эмоциональном плане: уравновешен, способен восхищаться.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

  • строгая дозировка учебной нагрузки;
  • построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности;
  • соблюдение гигиенических требований (проветривание, оптимальный тепловой режим, освещённость, чистота);
  • благоприятная эмоциональная обстановка.

И главная задача учителя: заботиться о сохранении психического здоровья учащихся, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.

У моих учеников развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия, я создаю обстановку доброжелательности, положительный и эмоциональный настрой. Только через опыт совместного переживания развивается эмпатия, т.е. сопереживание.

Несколько минут на уроке необходимо выделять оздоровительным минуткам.

Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся.

Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в содержание урока. Так, например, при изучении отряда чешуекрылые, или бабочки предлагается во время физкультминутки следующие упражнения:

  • закройте глаза и представьте через минуту луг или поле, откройте глаза, какое обилие цветов вы увидели;
  • поставьте руки в сторону и совершите взмахи руками, как совершает это бабочка. Спасибо!

Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, т.к. они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах гипертонии.

С целью профилактики нарушений зрения и оздоровления учащихся с патологией органа зрения рекомендуется проведение специальной гимнастики для глаз. Особенно эффективна офтальмокоррекция – это воздействие на зрительный анализатор основных цветов: красного, синего, оранжевого, зеленого, желтого, фиолетового.

Важным критерием для урока является психологический климат на уроке. Здесь подразумеваются взаимоотношения:

учитель - ученик

  • комфорт – напряжение;
  • сотрудничество – авторитарность, учёт возрастных особенностей;

ученикученик

  • сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность;
  • активность – пассивность, заинтересованность – безразличие.

Необходима эмоциональная разрядка на уроке: шутка, улыбка. Можно применять на уроке такое задание:

“И в шутку, и всерьёз”

1. Истина рождается в:

а) почках

б) семенах

в) спорах

г) побегах

2. Одно из названий таксономических групп звучит так:

а) школа

б) класс

в) звено

г) ученик

3. Гены умеют:

а) нырять

б) тонуть

в) плавать

г) дрейфовать

4. Какая из аббревиатур обозначает носителя энергии в живой клетке:

а) АВС

б) ДЮЦ

в) АТФ

г) ДПС

Одним из элементов экологического пространства является воздушная среда. Лучший источник полезных и гармоничных запахов – растения. Выращивание в кабинетах комнатных растений должно быть связано с сохранением и укреплением здоровья. Растения наши молчаливые друзья и помощники, чудесные целители и врачеватели. Они дарят ученикам кислород, поглощают вредные вещества, задерживают пыль. В кабинете биологии растения создают психоэмоциональный комфорт, являясь чуткими хранителями безопасности, покоя и здоровья. Свое действие растения проявляют путем выделения эфирных масел, которые влияют на эмоции и физические реакции, регулируя их, активизируя защитные силы организма, стимулируя образование лейкоцитов в крови. При подборе растений в кабинете необходимо помнить:

  • запах растений не должен быть очень сильным, отвлекающим;
  • растения в кабинете не должны вызывать аллергических реакций.

Выращивание растений в классе, уход за ними я поручаю самим школьникам, при этом дети приручаются бережно относиться к ним, а значит ко всему живому.

Здоровье – неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?

1) комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры образовательного процесса, условий обучения, воспитания;

2) непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;

3) максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся;

4) интеграция оздоровительных технологий в образовательный процесс;

5) преимущественное применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма;

6) использование простых и доступных технологий;

7) реализация в условиях образовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию обучающихся, воспитанников, охране психического здоровья, а также по оздоровлению детей, имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания.

В конце хочется сказать, что каждая школа должна стать “школой здоровья”, а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.

Читать еще:


Новые материалы:

Охрана здоровья на уроках английского языка :: Контроль лексико-грамматических навыков в 6-м классе :: Учебно-исследовательская деятельность учащихся. Лингвострановедческий исследовательский клуб гимназистов "Содружество" :: Использование ЭОР и интернет-ресурсов на уроках французского языка :: Тема урока: "My favorite animals". 6-й класс :: Время псов ( The Hunter's Prayer ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Шкафы / Неман / Шкаф угловой Неман ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD