Индивидуальный маршрут одаренного ребенка как показатель качества образовательных результатов : Общепедагогические технологии

Индивидуальный маршрут одаренного ребенка как показатель качества образовательных результатов : Общепедагогические технологии

Способности – объяснение
вашего успеха в будущем.

Поиск путей повышения качества образования приводит к составлению индивидуального образовательного маршрута. Создание условий для развития индивидуальных способностей учащихся является приоритетной задачей объединения французского языка “Радуга”, где были разработаны механизмы выявления детей с предпосылками одарённости и механизмы их психолого-педагогического сопровождения на всех этапах развития. Мы поделились опытом работы ещё в 2004 году, опубликовав в научно-практическом журнале “Одарённый ребёнок” статью “Диагностика и развитие творческой одарённости ребёнка в учреждениях дополнительного образования”. В настоящее время, продолжая работу в данном направлении, принимаем участие в комплексной образовательной программе “Одарённость”.

Представляем трех учениц объединения французского языка “Радуга” МАУДО “ДТДиМ”, имена которых вписаны в “Золотую книгу почёта воспитанников Дворца”, это: Элина Мелкумян, Аиша Текферд, Яна Рябинина. Но, прежде чем описать их достижения, зададим гипотетический вопрос: “Случайно ли именно эти три ученицы вошли в список юных талантов объединения?” Отметим, что в “Портфолио объединения” за последние три года преобладали документы участия и побед в разноуровневых мероприятиях именно этих учениц: Сертификаты участия с авторскими исследовательскими работами в городской конференции 2014 уч.г., именные Сертификаты с идентичным званием “Талант”, г. Обнинск (2014-2015 уч. г.), Сертификаты 2014 года о включении их имён в сборник “Ими гордится Россия”.

Случайно ли это? С точки зрения науки, в целом, - да. Поскольку одарённость является врождённым свойством любого человека и на их месте мог оказаться любой ученик. С точки зрения их индивидуальной траектории развития в объединении “Радуга” - нет. Ведь, предпосылки одарённости этих детей были выявлены ещё в дошкольном (Текферд Аиша записалась во Дворец творчества в 4 года) и младшем школьном возрасте, а разработка индивидуальной программы, способствовала полному раскрытию их незаурядных способностей.

Так что же такое индивидуальный образовательный маршрут? Это образовательная программа (в других источниках: индивидуальная программа), предназначенная для обучения одного конкретного ребёнка, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Составляя индивидуальный маршрут, можно опираться на содержание базовой общеразвивающей программы своего объединения, обогащая её методами и формами работы с одарёнными детьми, подбирая дополнительные темы занятий, исходя из круга интересов конкретного ученика. Можно дополнять, но взаимозамена программ – исключена, так как у них разный способ структурирования материала.

Базовая программа строится по аналогии с восходящей прямой линией - от простого к сложному, а программа, ориентированная на развитие одарённости – по принципу логарифмической спирали. Структура индивидуальной программы расширяется за счёт включения других образовательных областей и предметных направлений, что открывает большие возможности учащимся для исследовательской деятельности.

Так, как же построить индивидуальный образовательный маршрут? Предлагаем схему, по которой работаем сами.

Схема построения индивидуального образовательного маршрута одарённого ребёнка

1. ДИАГНОСТИКА

уровня развития способностей, индивидуальных особенностей или одарённости ребёнка

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ,

которые должны быть достигнуты по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута

3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

сопровождение на всех этапах развития

4. УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ

в реализации маршрута

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

учебно-тематического плана, формы занятий, приёмов и методов, формы определения итогов

6. СПОСОБЫ ОЦЕНКИ УСПЕХОВ РЕБЁНКА

на каждом этапе освоения маршрута

Диагностика. На протяжении всех лет обучения (у Яны и Элины это 9 лет, у Аиши - 8 лет) совместно с психологами ДТ систематически проводились диагностические исследования. В младшем возрасте на выявление одарённости, например: анкета “Как распознать “одарённость”, в среднем и старшем возрасте – входящая диагностика личностного развития обучающихся. Мы добавляли и свой диагностический инструментарий, имеющий непосредственное отношение к изучению иностранного языка, например: тест “Узнавание букв французского алфавита” или методика “Образная память” и др., использовали также методики личной карточки одарённого ребёнка, а именно: “Характеристика ученика” и на её основе “Карта одарённости” Приложение 1.

Какие же были результаты исследования в той группе, где занимались наши ученицы? Например, вывод 1: “у учащихся преобладает незаурядный интеллект и артистический талант” или вывод 2: “в группе преобладают обучающиеся с высокой способностью к самоутверждению, что свидетельствует о высоком уровне их самостоятельности”.

Исходя из результатов диагностики, определяются цели и задачи маршрута. В нашем случае целеполагание было ориентировано на самореализацию учащихся в художественной и интеллектуально-творческой видах деятельности.

Для составления учебно-тематического плана предусмотрено предварительное совместное (педагог – учащийся – родители) согласование дополнительных тем занятий. Речь идёт о педагогической поддержке продвижения одарённого ребёнка по маршруту.

И здесь уместно обратиться, к примеру, из практики.

Положение о Всероссийском фестивале исследовательских работ учащихся всегда поступает в начале учебного года, и мы вместе с ребятами и родителями начинаем подбирать интересующие их темы.

Ежегодно участвуя в фестивале, в сентябре прошлого года 11-и классница Э. Мелкумян, с сожалением сказала, что, наверное, не сможет участвовать из-за нехватки времени, “да и тем интересных больше не осталось”. В качестве поддержки, решила показать свежий номер журнала “Французский язык” с юбилейной статьёй к 90-летию Шарля Азнавура – французского певца с армянскими корнями. Здесь всё о жизни Шанура Азнавурьяна, которого французская няня в детстве стала называть Шарль из-за труднопроизносимого имени. Показывая статью, обращаю внимание Элины на то, что по случаю своего 90-летия Ш. Азнавур дал единственный концерт в Ереване, где назвал точную дату следующего концерта в честь своего 100-летия. “Это будет 22 мая 2024 года. Я там буду, и, надеюсь, вы тоже, сказал он, обращаясь к зрителям”. Элина, заинтересовавшись статьей, уходит в задумчивости, а чуть позже появляется авторская работа “Шарль Азнавур – песня длиною в жизнь”, опубликованная в сборнике исследовательских работ, издательство “Первое сентября”, г. Москва, 2015 год.

Участие родителей в реализации маршрута желательно и полезно, будь то освоение новых рецептов французской кухни, семейное выступление на отчётном концерте или публичный семейный доклад о странах франкофонах.

Формы занятий с одарённым ребёнком: бенефис, творческая мастерская, занятие- погружение в языковую среду и др., и формы подведения итогов освоения маршрута: персональная выставка, зачётная работа, тест, показ достижений и др., – разнообразны, некоторые необычны, их можно совмещать. Например: бенефис талантливого ученика с презентацией его персональной выставки, или мастер-класс с концертом, что мы практикуем на отчётных мероприятиях объединения.

К способам оценки успехов одарённого ребёнка относят: индивидуальное “Портфолио учащегося” с результатами за год или несколько лет, различные виды мониторинга (мониторинг обученности, мониторинг воспитанности и др.), а также самооценку, которую ученик делает по схеме самоанализа: Что планировал? Что удалось? Чему научился? Что ещё нужно сделать?

В завершении статьи предлагается устроить небольшой Бенефис нашим юным талантам: Аиша Текферд – способная, целеустремлённая и ответственная ученица, неоднократный призёр Всероссийских предметных конкурсов и олимпиад. Рябинина Яна – творческая разносторонняя личность. Яна написала в самопрезентации о том, что французский язык ей очень пригодится в будущей жизни, потому что она хочет стать диктором Центрального Телевидения и “вещать” на разных языках мира. Элина Мелкумян – в настоящее время студентка 2-го курса Медицинского Университета, выбранное направление – нейропсихология. Однажды, Элина то ли в шутку, то ли всерьёз сказала, что будет лечить своих пациентов “французской песней”.

Обществу нужны талантливые, конкурентоспособные люди. Подготовив к взрослой жизни будущего нейропсихолога с авторской терапией, эрудированного диктора и профессионального лингвиста, можно сказать, что маленькая частица госзаказа на одарённых людей – выполнена.

Читать еще:


Новые материалы:

Клубный час "Береза" :: Сценарий новогоднего театрализованного представления "Приключения Смешариков" :: Классный час-театрализация "Будем дружить" :: "Слабое звено" :: Поэтические жанры, которые я сочиняю и использовала, преподавая физику и химию :: Король Лев ( The Lion King ), 2019 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и столики/Мебель для спальни/Туалетные столики, зеркала/Туалетные столики / Компасс / Стол Компасс ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD