История возникновения проектной деятельности и метода проектов : Общепедагогические технологии

В настоящее время метод проектной деятельности – неотъемлемая часть образовательного процесса. Он мотивирует обучающихся на развитие творческих способностей, самостоятельную работу, поиск информации и получение окончательного продукта. Предпосылки возникновения метода проектов можно проследить, начиная с V века до нашей эры.

Сократ создал искусство под названием “майевтика”, в котором предлагалось с помощью наводящих вопросов через диалог извлекать скрытые в каждом человеке знания.

В ходе диалога Сократ вместо того, чтобы утверждать ту или иную истину, задает требующие последовательности вопросы, отвечая на которые его собеседник формулирует ранее неизвестные ему утверждения (рождает истину). Отсюда и связь с повивальным делом: Сократ не делится истиной, а лишь помогает собеседнику самостоятельно создать её.

Суть майевтического искусства состоит в противопоставлении внешнего софистического знания (ложного высказывания) внутреннему философскому знанию, которое каждый носит в себе и может в себе открыть [1].

А XVI век знаменуется как период предпосылок зарождения метода проектов. В этот период появился сам термин проект в деятельностях техников и архитекторов. Позднее ученые обратили внимание на внутренние способности и задатки ребенка. Предложили на основе этих задатков обучать и воспитывать детей. При этом процесс обучения должен происходить на самоуровне, когда ученик, выполняя задания, познает мир, и этим он осуществляет процесс самовоспитания и саморазвития на практике.

В Римской высшей школе искусств понятие проект появилось в связи с попыткой итальянских архитекторов профессионализировать свою деятельность. Учащиеся ориентировались на получение знаний в ходе самостоятельного осуществления проекта, на действительность, в ходе реальных условий, а продукт, который предусматривал применений различных знаний для получения конечного результата.

В Парижской королевской архитектурной академии проектом пользовались студенты для участия в конкурсах, на основе которых они получали возможность поступать в академию и получать титулы архитекторов. Лучшие проекты засчитывались студентам как вступительные экзамены.

Говоря о проектной деятельности, нельзя не вспомнить слова известного французского философа-гуманиста Мишеля Монтеня. Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бывает лишь собственной мудростью. Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг наполненный. Именно эти слова как нельзя лучше описывают метод проектной деятельности. В процессе исследования темы и создания продукта школьник не только узнает что-то новое, но и развивает стремление к получению новых знаний и умений, а также приобретает важные социально значимые навыки в процессе групповой работы.

Еще с давних времен Томмазо Кампанелла мечтал о школе, которая не сводилась бы к наполнению ребенка знаниями и дрессировке его правильного поведения, а давала бы нечто большее для его души и разума. У ребенка должна быть возможность проявлять свои способности и задатки в процессе деятельности.

В трактате Город Солнца большое внимание уделялось умственному образованию. Т. Кампанелла указывал, что оно должно сочетаться с физическим и нравственно-эстетическим воспитанием, с участием детей в труде, с обучением различным профессиям. Следует подчеркнуть, что все первоначальное обучение детей в государстве Солнца основано на наглядности, которую сенсуалист Кампанелла ценил очень высоко. Дети приобретают элементарные знания о всех вещах и явлениях, во время прогулок, рассматривая изрисованные на стенах города картины, на которых изображены геометрические фигуры, животные, растения, орудия труда[2].

-Жак Руссо в своем романе-трактате Эмиль, или о воспитании призывает не давать ребенку никаких словесных уроков, предлагает, чтобы ребенок приобретал знания из своего собственного опыта и практики. Жан-Жак Руссо ставит Эмиля в позицию исследователя, создавая на его пути проблемно-поисковые ситуации[3].

Ж.-Ж. Руссо намечает три вида воспитания и три вида учителя:

Все они участвуют в воспитании человека: природа внутренне развивает наши задатки и органы. Природа, говорят нам, есть не то, что иное, как привычка, - писал Руссо; люди помогают использовать это развитие; предметы действуют на нас и дают опыт.

Руссо утверждает, что ребенка нужно воспитывать с интересом, и это хорошо видно на примере Эмиля. Непосредственный интерес - вот великий двигатель, единственный который ведет и далеко.

Жан-Жак Руссо считал, что обучение ребенка должно быть, по возможности, максимально наглядным и основываться на примерах.

И.Г. Песталоцци активно проводил идею о том, что только лишь соединение обучения с трудом в должной мере соответствует психологии детей, их естественному стремлению к разнообразной деятельности. Основной задаче школы, по мнению И.Г. Песталоцци, было развитие умственных, физических и нравственных задатков, учащихся на природосообразной основе. Он считал, что детям в первую очередь необходимо дать чёткую и логичную картину мира, формировать полезные навыки и умение делать выводы, и лишь после этого вооружать детей конкретной информацией[4].

В XVIII веке в Европе метод проектов получил распространение в высших технических и промышленных школах Франции, Германии, Австрии и Швейцарии.

В середине XIX века в США в технических вузах инженеры начали рассматривать проект как инструмент приобретения знаний и навыков на практической деятельности.

Метод проектов появился в США и основывался на теоретических концепциях прагматической педагогики, провозгласившей принцип обучение посредством делания (Дж. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс). Идея научной школы заключалась в том, чтобы выполняемая ребёнком учебная деятельность строилась по принципу: всё из жизни, всё для жизни. Ребёнок будет учиться с увлечением тогда, когда занятие интересует его лично, когда содержание учения исходит из реальной детской жизни, а результат такой деятельности можно обязательно применить[5].

Джон Дьюи - американский философ и педагог, представитель философского направления, прагматизм понимал под целью воспитания, воспитание личности, которая умеет приспосабливаться к различным ситуациям. Накопление опыта ведет к воспитанию личности. Джон Дьюи выдвинул идею создания инструментальной педагогики. Согласно данной концепции обучение сводится к трудовой и игровой деятельности, где действие ребёнка является инструментом его познания через личное открытие и является способом постижения истины. Итогом данного обучения должна была стать выработка навыков мышления. Под навыками мышления понималась способность к самообучению[6].

Е. Коллингс в своей книге Опыт работы по методу проектов отмечает, что детей особенно привлекает в проектировании стремление добиться новой для них, неизведанной цели, а также испытать определенные переживания в самом процессе деятельности.

По мнению Е. Коллингса основная идея заключалась в получении знаний при работе над проектами, главным в данной работе являлась самостоятельная деятельность детей, которая заинтересовывала их. Учитывая личностные особенности каждого ребенка, создавался стимул к получению знаний через самостоятельную работу[7].

Во Франции также были последователи метода проектов. Метод центра интересов бельгийца О.Декроли, близкий к методу проектов У. Килпатрика, применялся на практике Ж.Бертье в сочетании с методом главного учителя, когда один учитель преподавал все предметы и одновременно являлся классным руководителем. Данный метод применялся в начальной школе. Согласно методу центра интересов объявлялся, например, годом средневековья. Ученики изучали историю народов, трудовые процессы, виды собственности, государства и иные социальные институты, литературу и т.д. Ж.Бертье считал, что такой учебный год активно стимулирует учение и преподавание. Также работа с детьми строилась вокруг тем, которые разрабатывались с учетом интересов и потребностей детей. В школах и детских садах изучение дисциплин заменялось, дети наблюдали, писали, читали, лепили, рисовали только то, что связано с определенной темой. Таким образом уроки теряли последовательность и обучающее значение. Учителя не давали детям новых знаний, дети сами добывали их в процессе самостоятельной деятельности. Учитель лишь помогал и консультировал детей. Для проработки тем предлагался психологический порядок: наблюдение, ассоциация, выражение[8].

В 1920-1930 годы метод проектов активно внедрялся в практику на научной основе. В данный период происходило переосмысление идей и использование некоторых из них в качестве компонентов новых методов и форм обучения.

Елена Паркхерст (Дальтон-план) выдвигала основной идеей свободу для ребенка при выполнении любого задания, которая сохраняла энергию и желание, ведущее к получению результата. Дальтон-план основывался на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Выделялось также три основных элемента: дом - основное место ученика в школе; задания - даются ученику для выполнения за определенный срок; лаборатория - место, где ученики могли получить консультации у учителей-предметников[9].

К. Уошбёрн автор школы в Виннетке, обучение основывал на реальной жизни, учащиеся пользовались комплексами и лабораториями. Виннетка-план - система индивидуализированного обучения. Основатель плана пытался одновременно индивидуализировать темп и содержание обучения. В первой половине дня учащиеся самостоятельно прорабатывали учебный материал, а во второй половине обучение сопровождалось групповой деятельностью, которая приучала учеников к труду. На групповые проекты учащимся отводилось по 2 часа ежедневно в течение 1-4,5 месяцев. Ученики за это время ставили спектакли, музыкальные представления, работали в кооперативах[10].

 В Англии Р.Бертран открывает школу Бекон Хилл совместно с Д.У. Блэк. Школа была направлена преимущественно на проблемных детей младшего возраста. Практиковалось свободное воспитание и безотметочная система обучения[11].

В первой половине XX века П. Петерсен представил педагогической общественности оригинальную концепцию школы Йен-план. Учебный материал основан на индивидуальных способностях, учащихся и их интересах. Идея разработана Дж. Дьюи. В основу Йен-плана входило научить детей уважению к личности, свободе и самостоятельности детей и их взаимозависимости в жизни, учебе, труде. Классы заменялись группами, которые делились по возрасту. Учащиеся старших групп выступали помощниками для младших. Обучение строилось на индивидуальном продвижении ученика с возможностью перехода из одной группы в другую, выполнение индивидуальных и групповых проектов и заданий, сочетание самостоятельной работы и взаимопомощь в группе. Урок заменялся на различные виды учебной работы. Ученики работали над заданиями-проектами, результатом которых становились какие-либо экспозиции, модели, учебные игры и т.д. Каждую неделю в школе подводились итоги, отчетные выставки и различные общешкольные собрания и сборы[12].

Для советской школы метод проектов имеет огромное значение, потому что в период его зарождения начала формироваться свободная и личностно-ориентированная педагогика. Внимание концентрировалось вокруг учеников с высокой степенью самостоятельности и преобладанием практической деятельности.

Основной идеей Л.Н. Толстой считал развитие личности ученика и его качеств, при помощи учителя или воспитателя. Чехов Н.В. считал отказ от традиционных форм и методов в образовании и воспитании в сочетании с планируемой и организованной учебно-воспитательной деятельностью. Вентцель К.Н. считал, что должна быть полная свобода самостоятельного развития ребенка с основой на совместный план преподавания в воспитании альтруизма, чувства гармонии человека с человеком с преобладанием ручного труда[13].

В начале XX века метод проектов привлек внимание русских педагогов. Одним из разработчиков этого метода в России был Станислав Теофилович Шацкий, который в 1905 году вместе с архитектором Александром Устиновичем Зеленко создали первые в России детские клубы. В послереволюционной России метод проектов внедрялся очень активно и широко. Видимо, тогда идеологи образования видели в нем преодоление академизма классической гимназии.

Работа в классе происходит между учителем и одной группой, весьма небольшой, учеников. Остальные являются участниками - наблюдателями этой работы в большей или меньшей степени. С.Т. Шацкий считал, что организация занятий в классе носит неэнергичный характер. Он предлагает организовать работу так, чтобы занятия были именно приготовлением уроков в школе, в подходящей обстановке, под контролем учителя и при его непосредственной помощи[14].

В России в 1920-е годы появился бригадно-лабораторный метод. Особенностью метода являлось соединение коллективной работы всего класса с индивидуальной. Бригадой называли часть класса, группу, состоящую из нескольких человек. При использовании метода на общих занятиях осуществлялось обсуждение заданий, планирование работы, установление сроков выполнения и обязательный минимум. После чего каждая бригада занималась самостоятельным выполнением задания, за которое лидер бригады - бригадир отчитывался перед учителем.

Но в 1931 году метод проектов был осужден и запрещен постановлением ЦК КПСС(б), с тех пор среди отечественных педагогов при упоминании данного метода часто возникает реакция отвержения.

Несмотря на то, что метод проектов был запрещен, некоторые его элементы были заимствованы и интерпретированы в самом начале его использования.

Во всем мире с 30-х по 60-е годы о методе проектов практически молчали, в литературе по этому вопросу данные отсутствуют. Возможно им и пользовались педагоги и учителя, но никакой информации не обнаружено.

Повторный интерес к методу проектов возник в 1960-1990-е годы XX века. Учителя вновь начинают прибегать к данному методу. Постепенно ослабевает социальная значимость проектной деятельности и возрастает индивидуализация и личностное участие в работе. В 1960-е годы метод направлен на прогрессивное воспитание, шла речь о концепции Дж.Дьюи и У. Килпатрика и введении их в образование. В конце 70-х -начале 80-х годов XX века в Великобритании начинается проективность, в которой объединяются два направления гуманитарно-художественное и научно-техническое. Проблемы возрастных особенностей, стимулирование инициативности, самостоятельности, творческих способностей, индивидуальный подход к каждому ученику. В 1987 году в США возникает Школа без стен, то есть прибегают к альтернативному образованию. Деятельность школы базировалась на методе проектов и предусматривала продуктивное обучение[16].

В России в 60-е годы XX века основной идеей Л.В. Занкова стало развивающее обучение. Целью обучения являлось достижение оптимального общего развития каждого ребенка. Для организации обучения предлагались экскурсии, кружковая работа, работа в библиотеках. Все вело к тому, чтобы ребенок самостоятельно добывал информацию и учился применять ее правильно.

В 60-70-х годах XX века была разработана система развивающего обучения Эльконина-Давыдова. В основу системы легли результаты исследований детей младшего школьного и подросткового возрастов, которые провел Л.С. Выготский и его последователи. Особенностью системы развивающего обучения является: изменение предметного содержания обучения. В основу изучения дисциплин положена система научных понятий. Отказываются от репродуктивного метода обучения, переходят к деятельностной педагогике, в которой главным является наличие теоретического мышления. Главной задачей системы является освоение обобщенных способов действия. С помощью этой задачи учащиеся учатся решать большое количество задач за короткий промежуток времени. Учителя и учащиеся переходят на коллективно-распределительный тип деятельности. Организация между учащимися творческой деятельности по их самостоятельному усвоению знаний. Стремление открытия в детях индивидуальных, интеллектуальных и личностных способностей[17].

 В 70-80-х годах XX века в педагогике появился большой отряд педагогов-новаторов. Они выступали под девизом: Творчество учителя - творчество ученика. Они считали, что главными признаками истинного учителя является заинтересованность предметом, способность провести урок с максимальным участием учеников в нем, умение любить и уважать личность ученика. Педагоги-новаторы начали развитие направления педагогика сотрудничества, которое строилось на воспитательном подходе к обучению. Педагоги-новаторы были убеждены что, определять ребенка необходимо по его отношению к людям, жизненным ценностям, моральным качествам, отношению к труду, а не по его знаниям. В.Ф. Шаталов смог разработать подход, в котором охватывались сразу все ученики, он заключался в создании творческой работы и увлеченной атмосферы вокруг учащихся. Шаталов говорил, что в детей необходимо вселять оптимизм, давать почувствовать ребенку успех в его деятельности и учебе. Для этого В.Ф. Шаталов предельно ясно, четко, доступно, с наглядным использованием блок-схем объяснял материал. На дом ученикам давались аналогичные задания. Результатом такого обучения являлось то, что даже самые слабые дети стремились к успеху и достижению высоких результатов. После того, как ученики в достаточной степени овладевали материалом, они самостоятельно могли находить творческие решения и самостоятельно исправлять ошибки[18].

И.П. Волков, учитель труда и черчения, создал свободную мастерскую, в которой ребята самостоятельно могли выбирать инструменты и дело, которым им хотелось заняться, при этом учитель не ограничивал детей. В его мастерской существовало лишь одно правило: Научился сам, научи товарища[19].

В процессе работы педагоги-новаторы стремились к преодолению нерешительности школьного классного мира и не связанности обучения с жизнью. Идеи, предложенные педагогами-новаторами, дают пользу в процессе обучения.

В 1984 году Д.Колб ввел представление об обучении через опыт. В данном обучении выделяется четыре этапа:

Опыт, проживание некоторой ситуации.

Рефлексия произошедшего.

Обобщение результатов рефлексии, формирование понятий, концепций.

Проектирование - создание ситуаций нового опыта [20].

В идеях Дьюи, Килпатрика и Колба речь идет о личном участии в процессе обучения, фактически о различении учения и обучения.

В современной педагогике проектная деятельность приобретает особую значимость, потому что в учебной деятельности она стимулирует интерес учащихся за счет нестандартности подхода к изучению материала и мотивирует детей не только к получению новой информации, но и развитию творческих способностей путем создания продукта проекта.

Использованные источники.

  1. Солопова M. A. Майевтика // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. 2-е изд., испр. и допол. М.: Мысль, 2010.
  2. Александров Г. Ф. История западноевропейской философии: Учеб. для ун-тов и гуманит. фак. вузов / Ин-т философии. — 2-е изд., доп. — М.; Л.: АН СССР, 1946. — 513 с.
  3. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т./Под ред. Г. Н. Джибладзе; сост. А. Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1981. — 656 с. — (Пед. б-ка). В надзаг.: АПН СССР. - Издательство “Педагогика”, 1981 г.
  4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунова. – 2-е изд., рспр. И доп. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001. – 512с.
  5. Кильпатрик В. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. — Л.: Брокгауз-Ефрон. — 1925. — 43 с.
  6. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего / Дж. Дьюи, Э. Дьюи. – Берлин: Госуд. Изд-во. РСФСР, 1922. – 178 с.
  7. Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. — М.: Новая Москва, 1926. — 288 с.
  8. Новые системы образовательной работы в школах Европы и Северной Америки/Под ред. С.В.Иванова и Н.Н. Иорданского. — М.: Работник просвещения. — 1930. —168 с.
  9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике, М., ИКЦ “МарТ”, Ростов-на-Дону, Издательский центр “МарТ”, 2005 г., с. 61-62.
  10. Новые системы образоват. работы в школах Зап. Европы и Сев. Америки/Под ред. С. В. Иванова, Н. Н. Иорданского. М., 1930, с. 103—14, 128—55
  11. Рассел Б. Практика и теория большевизма / [Авт. послесл. В. С. Марков; АН СССР, Науч. совет “История революций и социал. движений”]. — М.: Наука, 1991.
  12. Йена-план школа: В 3 т. / Под ред. Н. П.Литвиновой. — СПб., 1977.-Т. 2.-С. 13-17.
  13. Вентцель К. Н. Этика и педагогика творческой личности: (Проблема нравственности и воспитания в свете теории свободного гармонического развития жизни и сознания) [Текст]. — М. : книгоизд-во К. И. Тихомирова, 1911—1912. — (Педагогическая библиотека) Т. 1: Этика творческой личности. — 1911. — 388 с.
  14. Шацкий С.Т. Наше педагогическое течение // Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: В 4 т. — М.: Просвещение, 1962-1965. — Т.2.
  15. Советская трудовая школа: Книга для чтения и работы по основам советской системы воспитания / под ред. А.Т. Калашникова. — М.: Работник просвещения. — 1926.— Т.2.
  16. Дьюи Д. Демократия и образование. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 383 с.
  17. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991.
  18. Шаталов В. Ф. Точка опоры. Об экспериментальной точке преподавания. — М.: “Педагогика”, 1987. — 158 с.
  19.  Волков И.П. Цель одна – дорог много: Проектирование процессов обучения. – М.: Просвящение, 1990.
  20. Дьюи Дж. Демократия и образование. – М.: Педагогика-Пресс, 2000.
Читать еще:


Новые материалы:

Сценарий историко-познавательной программы "В борьбе с врагом едины мы!" :: Конкурсная программа "Рыцарский турнир" :: Утренник "В гостях у Корнея Ивановича Чуковского" :: Единые классные часы по профилактике вредных привычек :: "Заповедное дело" (факультативный курс для 10—11-х классов) :: Небоскрёб ( Skyscraper ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Комоды/Комоды и тумбы / Ангстрем / Тумба прикроватная Анри АН-305.03 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD