Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках филологического цикла : Общепедагогические технологии

Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках филологического цикла : Общепедагогические технологии

Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает? Мы, педагоги, на своих уроках можем последовательно, глубоко, профессионально говорить с учениками о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывать перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.

Сегодня, когда в обществе катастрофически снижается уровень духовности, культуры, когда распадаются нравственные ценности, возникла настоящая потребность в укреплении нравственности  подрастающего поколения.

Личность формируется в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, форми­рующей образ жизни народа и сознание человека.

Духовно-нравственное развитие и воспитание неотделимо от всех учебных дисциплин, но большую роль, на мой взгляд, здесь играет литература, которая в силу своей специфики напрямую выходит к проблемам нравственности, духовности, культуры. Еще А.Т.Твардовский называл уроки литературы уроками нравственного прозрения. Литература всегда брала на себя духовное, нравственное воспитание человека. Именно литература (книга) утверждает единство ребенка и взрослого человека, не скрывает теневых сторон жизни, заставляет читателя задуматься о себе, о своем месте в жизни, о самоопределении.

Не целесообразно сводить роль литературы к одной функции или, наоборот, расширять количество этих функций до неопределенной бесконечности. Достаточно остановиться, особенно в среднем звене, на трех основных аспектах: познавательном (истина), воспитательном (добро), и эстетическом (красота). При анализе художественных произведений я акцентирую  внимание на воспитательном и эстетическом аспекте. Наши выпускники, вооруженные обилием всевозможных понятий, терминов, представлений из разных областей современных знаний, имеют весьма смутные представления о том, что такое «доброта», «счастье», «совесть», «нравственный долг», «семейные ценности», «чистота души», «душевность».  Перечитайте искренние признания В.А.Сухомлинского в его книге «Сердце отдаю детям»: «Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? – Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал: добрым». Почему доброта не становится в один ряд с такими добродетелями, как мужество и храбрость?! Почему мы стесняемся своей доброты?! Ведь доброта – это подлинная теплота сердца, которую один человек отдает другому. Без доброты невозможна душевная доброта.

Именно поэтому многие уроки  проводятся  мною под своеобразным эпиграфом: «Учись на добро отвечать добром». При анализе художественного произведения учащиеся под руководством педагога обращают большее внимание на определение и выявление в поведении, характере, образе жизни героев духовно-нравственных категорий (базовых ценностей), учатся правильно оценивать поведение героев, в каждом поступке или действии находить положительное (позитивное) начало. Основная часть таких уроков – это активная беседа с привлечением положительного жизненного опыта ребенка. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Стандарты второго поколения) написано: «Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными пробле­мами». Кроме того, на уроках проводится словарная работа (индивидуальная, коллективная), а  «Словарь живого великорусского языка В.И.Даля» стал нашей опорой, работа с иллюстративным рядом, привлечение материалов УНТ для характеристики героев, для комментирования их поступков, действий (пословицы и поговорки), работа в парах, микрогруппах (определенные задания), работа с консультантом (проверка домашнего задания).

Нельзя забывать и том, что современное обучение должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:

  • умения понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию, проникнуть в смысл высказывания – слышание;
  • умения осмыслить письменный текст, нахождения конкретной информации, понимания текста, интерпретация содержания – чтение;
  • умения вести диалог и построение монологического высказывания  – говорение;
  • умения осмысливания темы и основной мысли высказывания, собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле, отбирать языковые средства – письмо, говорение.

Для формирования данных коммуникативных умений и навыков в своей работе с пятого класса учащиеся овладевают основными видами чтения на уроке литературы:

1) ознакомительное чтение (учитель или ученик), направленное на извлечение основной информации,

2) изучающее чтение (самостоятельное чтение вполголоса), имеющее целью извлечь полную и точную информацию,

3) поисковое чтение (работа в парах, в четверках), направленное на нахождение конкретного факта, конкретной информации,

4) выразительное чтение (работа над эпизодом),

5) рефлексивное чтение, заключающееся в овладении соотношения содержания текста с личным опытом, сопоставление различных точек зрения, сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией, составление записей.

Для оптимизации работы на уроках большое внимание уделяю формированию у учащихся умения задавать вопросы к тексту (широко практикую с шестого класса). Постановка вопроса отражает активность мысли школьника, глубину и правильность понимания содержания прочитанного, стремление к большей ясности и четкости знания. Стимулирует постановку вопросов на уроках «чтение с остановками». Вместе с ребятами мы используем классификацию Б.Блума, который выделял шесть типов вопросов.

  • Простые вопросы. Отвечая на них, необходимо назвать какие-то факты, воспроизвести некую информацию.
  • Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если мы правильно тебя поняли, то…». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи.
  • Объясняющие вопросы. Они направлены на установление причинно-следственных связей.
  • Творческие вопросы. В вопросе присутствует частица «бы», а в формулировке – элемент условности, предположения, фантазии, прогноза.
  • Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
  • Практические вопросы. Они помогают установить взаимосвязь между теоретической  и практической частью.

По данным последних исследований, проведенных специалистами РАН, 80% школьников относятся к визуальному типу восприятия, то есть наиболее доступным источником информации для них является изображение. Следовательно, эффективнее будут те уроки, в которых учитель вместе с детьми работает с иллюстративным материалом.

Обратимся к «Словарю методических терминов». Иллюстрация – визуальное средство обучения, компонент содержания учебника или урока, средство наглядности (рисунок, фотография, таблица, схема и т.п.), поясняющее или дополняющее какой-либо текст.

Действительно, к основным дидактическим функциям иллюстраций относятся: функции пояснения, а порой и замена основного текста. Замена способствует развитию умения составлять развернутое высказывание на основе сжатого материала.

Часто бывает, что учащиеся затрудняются словесно выразить мысли. На помощь в этом случае может прийти иллюстрация. Такой вид иллюстрирования имеет огромное значение в текстах эстетического направления.

Большую роль иллюстрация может сыграть в объяснении непонятных ученикам слов.

Заканчивает список основных дидактических функций учебных иллюстраций воспитывающая функция: иллюстрация должна воспитывать позитивное отношение к жизни, к окружающему миру, уважение литературных героев.

Учебные иллюстрации (картины, фотографии, рисунки учащихся) позволяют решать следующие образовательные задачи:

  • развивать у учащихся наглядно-образное мышление;
  • помогать понимать и запоминать теоретические сведения;
  • раскрывать познавательные и воспитательные функции текста;
  • помогать осваивать практические навыки.

Все вышеизложенные задачи успешно решают компьютерные видеоматериалы, благодаря которым школьникам предоставляется пространственная, зрительная информация, а при использовании компьютерной анимации создается иллюзия присутствия обучающегося в реальном времени. Более того, учащиеся на таких уроках –  активные участники на  уроках, а не пассивные слушатели. Именно поэтому я решила использовать на уроке презентации, материалы которых  позволяют мне привлечь внимание учащихся с первой минуты урока, заинтересовать и зажечь огонек в глазах воспитанников. Благодаря презентации мы вместе  можем рассмотреть  репродукции известных русских пейзажистов и проанализировали одну из них (в материалах учебной хрестоматии репродукционный материал не предусмотрен!). При анализе стихотворений поэта, при выяснении художественных особенностей, для эмоциональности – вновь яркие материалы презентации (фотографии из личных семейных альбомов учащихся).

Презентационный материал помогает  решить проблему межпредметных связей на уроке: литература – русский язык (анализ поэтического текста, стилистические особенности, образные средства, выбор лексики, особенности синтаксического строя), литература – музыка (музыкальное произведение было использовано в начале урока для эмоционального подъема, создания соответствующей обстановки в классе активизации воображения; на фоне музыкального произведения педагог подвел итог размышлениям учащимся после активной беседы), литературы – ИЗО (анализ репродукции картин известных русских пейзажистов помог активизировать речевую деятельность учащихся, способствовал повышению работы по развитию речи, обогащению речи учащихся словами, необходимыми для анализа картины и ее описания, искусствоведческими терминами).

Воспитание нравственности – это, конечно, не школьная дисциплина, не учебный предмет, по которому детям надлежит сдать экзамен, и в то же время это, может быть, самая главная цель, которой служит школа или другое учебное заведение: как выдержат его выпускники, его воспитанники испытание жизнью.

Хорошо известно, что отличное знание ведущих предметов в школе вовсе не есть залог самого главного – формирования нравственной личности. На мой взгляд, разговор о нравственности должен быть составляющей частью уроков по любому предмету – математике, физике, химии. И уж, конечно, на всех «гуманитарных» уроках.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок истории в 10-м классе "Монголо-татарское нашествие на Русь" :: Разработка урока в 6-м классе в курсе истории Средних веков "Начало столетней войны" :: Урок-экскурсия в 11-м классе "Воинский долг на земле неизменен" :: Информационные технологии на уроках истории. "Государственные реформы Петра I" :: Использование стихотворных текстов как средства речевой деятельности при обучении английскому языку в школе :: Репродукция ( Replicas ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Новый Год/Праздничный стол/Столы обеденные / Mebelson / Стол обеденный Квартет ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD