Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках филологического цикла : Общепедагогические технологии

Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает? Мы, педагоги, на своих уроках можем последовательно, глубоко, профессионально говорить с учениками о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывать перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.

Сегодня, когда в обществе катастрофически снижается уровень духовности, культуры, когда распадаются нравственные ценности, возникла настоящая потребность в укреплении нравственности  подрастающего поколения.

Личность формируется в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, форми­рующей образ жизни народа и сознание человека.

Духовно-нравственное развитие и воспитание неотделимо от всех учебных дисциплин, но большую роль, на мой взгляд, здесь играет литература, которая в силу своей специфики напрямую выходит к проблемам нравственности, духовности, культуры. Еще А.Т.Твардовский называл уроки литературы уроками нравственного прозрения. Литература всегда брала на себя духовное, нравственное воспитание человека. Именно литература (книга) утверждает единство ребенка и взрослого человека, не скрывает теневых сторон жизни, заставляет читателя задуматься о себе, о своем месте в жизни, о самоопределении.

Не целесообразно сводить роль литературы к одной функции или, наоборот, расширять количество этих функций до неопределенной бесконечности. Достаточно остановиться, особенно в среднем звене, на трех основных аспектах: познавательном (истина), воспитательном (добро), и эстетическом (красота). При анализе художественных произведений я акцентирую  внимание на воспитательном и эстетическом аспекте. Наши выпускники, вооруженные обилием всевозможных понятий, терминов, представлений из разных областей современных знаний, имеют весьма смутные представления о том, что такое «доброта», «счастье», «совесть», «нравственный долг», «семейные ценности», «чистота души», «душевность».  Перечитайте искренние признания В.А.Сухомлинского в его книге «Сердце отдаю детям»: «Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? – Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал: добрым». Почему доброта не становится в один ряд с такими добродетелями, как мужество и храбрость?! Почему мы стесняемся своей доброты?! Ведь доброта – это подлинная теплота сердца, которую один человек отдает другому. Без доброты невозможна душевная доброта.

Именно поэтому многие уроки  проводятся  мною под своеобразным эпиграфом: «Учись на добро отвечать добром». При анализе художественного произведения учащиеся под руководством педагога обращают большее внимание на определение и выявление в поведении, характере, образе жизни героев духовно-нравственных категорий (базовых ценностей), учатся правильно оценивать поведение героев, в каждом поступке или действии находить положительное (позитивное) начало. Основная часть таких уроков – это активная беседа с привлечением положительного жизненного опыта ребенка. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Стандарты второго поколения) написано: «Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными пробле­мами». Кроме того, на уроках проводится словарная работа (индивидуальная, коллективная), а  «Словарь живого великорусского языка В.И.Даля» стал нашей опорой, работа с иллюстративным рядом, привлечение материалов УНТ для характеристики героев, для комментирования их поступков, действий (пословицы и поговорки), работа в парах, микрогруппах (определенные задания), работа с консультантом (проверка домашнего задания).

Нельзя забывать и том, что современное обучение должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:

  • умения понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию, проникнуть в смысл высказывания – слышание;
  • умения осмыслить письменный текст, нахождения конкретной информации, понимания текста, интерпретация содержания – чтение;
  • умения вести диалог и построение монологического высказывания  – говорение;
  • умения осмысливания темы и основной мысли высказывания, собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле, отбирать языковые средства – письмо, говорение.

Для формирования данных коммуникативных умений и навыков в своей работе с пятого класса учащиеся овладевают основными видами чтения на уроке литературы:

1) ознакомительное чтение (учитель или ученик), направленное на извлечение основной информации,

2) изучающее чтение (самостоятельное чтение вполголоса), имеющее целью извлечь полную и точную информацию,

3) поисковое чтение (работа в парах, в четверках), направленное на нахождение конкретного факта, конкретной информации,

4) выразительное чтение (работа над эпизодом),

5) рефлексивное чтение, заключающееся в овладении соотношения содержания текста с личным опытом, сопоставление различных точек зрения, сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией, составление записей.

Для оптимизации работы на уроках большое внимание уделяю формированию у учащихся умения задавать вопросы к тексту (широко практикую с шестого класса). Постановка вопроса отражает активность мысли школьника, глубину и правильность понимания содержания прочитанного, стремление к большей ясности и четкости знания. Стимулирует постановку вопросов на уроках «чтение с остановками». Вместе с ребятами мы используем классификацию Б.Блума, который выделял шесть типов вопросов.

  • Простые вопросы. Отвечая на них, необходимо назвать какие-то факты, воспроизвести некую информацию.
  • Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если мы правильно тебя поняли, то…». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи.
  • Объясняющие вопросы. Они направлены на установление причинно-следственных связей.
  • Творческие вопросы. В вопросе присутствует частица «бы», а в формулировке – элемент условности, предположения, фантазии, прогноза.
  • Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
  • Практические вопросы. Они помогают установить взаимосвязь между теоретической  и практической частью.

По данным последних исследований, проведенных специалистами РАН, 80% школьников относятся к визуальному типу восприятия, то есть наиболее доступным источником информации для них является изображение. Следовательно, эффективнее будут те уроки, в которых учитель вместе с детьми работает с иллюстративным материалом.

Обратимся к «Словарю методических терминов». Иллюстрация – визуальное средство обучения, компонент содержания учебника или урока, средство наглядности (рисунок, фотография, таблица, схема и т.п.), поясняющее или дополняющее какой-либо текст.

Действительно, к основным дидактическим функциям иллюстраций относятся: функции пояснения, а порой и замена основного текста. Замена способствует развитию умения составлять развернутое высказывание на основе сжатого материала.

Часто бывает, что учащиеся затрудняются словесно выразить мысли. На помощь в этом случае может прийти иллюстрация. Такой вид иллюстрирования имеет огромное значение в текстах эстетического направления.

Большую роль иллюстрация может сыграть в объяснении непонятных ученикам слов.

Заканчивает список основных дидактических функций учебных иллюстраций воспитывающая функция: иллюстрация должна воспитывать позитивное отношение к жизни, к окружающему миру, уважение литературных героев.

Учебные иллюстрации (картины, фотографии, рисунки учащихся) позволяют решать следующие образовательные задачи:

  • развивать у учащихся наглядно-образное мышление;
  • помогать понимать и запоминать теоретические сведения;
  • раскрывать познавательные и воспитательные функции текста;
  • помогать осваивать практические навыки.

Все вышеизложенные задачи успешно решают компьютерные видеоматериалы, благодаря которым школьникам предоставляется пространственная, зрительная информация, а при использовании компьютерной анимации создается иллюзия присутствия обучающегося в реальном времени. Более того, учащиеся на таких уроках –  активные участники на  уроках, а не пассивные слушатели. Именно поэтому я решила использовать на уроке презентации, материалы которых  позволяют мне привлечь внимание учащихся с первой минуты урока, заинтересовать и зажечь огонек в глазах воспитанников. Благодаря презентации мы вместе  можем рассмотреть  репродукции известных русских пейзажистов и проанализировали одну из них (в материалах учебной хрестоматии репродукционный материал не предусмотрен!). При анализе стихотворений поэта, при выяснении художественных особенностей, для эмоциональности – вновь яркие материалы презентации (фотографии из личных семейных альбомов учащихся).

Презентационный материал помогает  решить проблему межпредметных связей на уроке: литература – русский язык (анализ поэтического текста, стилистические особенности, образные средства, выбор лексики, особенности синтаксического строя), литература – музыка (музыкальное произведение было использовано в начале урока для эмоционального подъема, создания соответствующей обстановки в классе активизации воображения; на фоне музыкального произведения педагог подвел итог размышлениям учащимся после активной беседы), литературы – ИЗО (анализ репродукции картин известных русских пейзажистов помог активизировать речевую деятельность учащихся, способствовал повышению работы по развитию речи, обогащению речи учащихся словами, необходимыми для анализа картины и ее описания, искусствоведческими терминами).

Воспитание нравственности – это, конечно, не школьная дисциплина, не учебный предмет, по которому детям надлежит сдать экзамен, и в то же время это, может быть, самая главная цель, которой служит школа или другое учебное заведение: как выдержат его выпускники, его воспитанники испытание жизнью.

Хорошо известно, что отличное знание ведущих предметов в школе вовсе не есть залог самого главного – формирования нравственной личности. На мой взгляд, разговор о нравственности должен быть составляющей частью уроков по любому предмету – математике, физике, химии. И уж, конечно, на всех «гуманитарных» уроках.

Читать еще:


Новые материалы:

Сочинение сказок и историй на основе развития наглядных форм символизации :: Совместное мероприятие с родителями "Сладкий час. Играем вместе" :: Патриотическое воспитание дошкольников через воспитание любви к родному городу :: Проект: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста через организацию мини-музея "Волшебный клубочек" ::
Warning: file_get_contents(http://detishka.ru/sitemap/list1.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 22
Часы. Пять минут – много или мало? :: Девушка, которая застряла в паутине (The Girl in the Spider's Web), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Стеллажи/Детская мебель/Шкафы, тумбы, комоды/Стеллажи / Cilek (Magn) / Стеллаж Cilek (Magn) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как накачаться за год

За сколько можно накачаться? Большинство начинающих спортсменов не могут составить четкую схему действий, ведь невозможно учесть все нюансы на старте, а...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Бады для похудения самые эффективные

Самые эффективные таблетки для похудения. Бады для похудения Иногда нам просто не хватает сил на то, чтобы похудеть самостоятельно… ну или силы воли, иногда...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD