Особенности использования методических приемов технологии развития критического мышления в процессе реализации программы подготовки специалистов среднего звена : Общепедагогические технологии

Особенности использования методических приемов технологии развития критического мышления в процессе реализации программы подготовки специалистов среднего звена : Общепедагогические технологии

Одной из важнейших задач современного образования является формирование творческой и мыслительной активности будущих специалистов среднего звена. В программе модернизации образования отмечена необходимость развития у студентов умений критического анализа.

Наиболее эффективной в решении вышеуказанной задачи, по мнению многих преподавателей, оказалась технология развития критического мышления (РКМ).

Человек с развитым критическим мышлением – это человек, умеющий анализировать информацию, делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и нести за них ответственность. Технология РКМ предоставляет преподавателю систему эффективных стратегий и приемов, которые позволяют создать атмосферу сотрудничества, совместного поиска способов решения проблем. Чтобы достигнуть поставленной цели, важно создать определенные условия для студента, которые помогли бы мотивировать его к обучению, приобрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы раскрыться, способствовали формированию его мировоззрения.
Поэтому я считаю, что учебный процесс должен быть построен на предоставлении обучающимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой или чужой опыт. Все это способствует интеллектуальному и нравственному развитию личности, умению работать с информацией, формированию критического и творческого мышления.

Анализ обученности студентов 1 курса при поступлении в техникум показал, что качество снижается каждый год - средний балл варьирует от 3,1 до 3,9  в целом получается около 70% учащихся основной школы имеют низкую мотивацию к учебному процессу как таковому. Такое отношение уже сложилось в общеобразовательной школе и наша задача – изменить ситуацию в лучшую сторону, применяя различные методы, приемы и технологии, чтобы выполнить государственный заказ.

Прием абитуриентов (средний балл при поступлении)

Поэтому мы должны создать условия для развития и реализации способностей всех обучающися: и с высоким учебным потенциалом, и с отсутствием интереса к учебе. Необходимо формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть ключевые компетентности, что и определяет современное качество образования.

Достижение данной цели не сводится лишь к усвоению конкретных знаний, а предполагает становление готовности выпускника к продолжению образования,  к успешности в условиях неопределенности современного мира. Формированию ключевых компетентностей способствует технология развития критического мышления.

Данная технология основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у обучаемых аналитического подхода к любому материалу. Она рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.

Чтобы сформировать собственную оценку, нужно переработать огромную информацию: факты, идеи, тексты, концепции. Однако большинство современных студентов не побегут  в библиотеку, т. к. большую часть информации они получают при «живом» общении – вербальном или невербальном (социальные сети и т.д.).  Поэтому можно сказать, что формирование критического мышления – это процесс социальный. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. В результате обсуждения, спора, обмена мнениями уточняется и углубляется индивидуальная позиция. Работая в группах, студент решает более сложные задачи, т.е.  начинает работать процесс сотрудничества. В ходе продуктивного обмена мнениями вырабатываются такие качества, как умение слушать других, толерантность, ответственность за собственную точку зрения. Удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни. Не секрет, что чем чаще мы меняем форму работы, тем интересней и проще вовлечь студента в изучение дисциплины.

Главный критерий, которым целесообразно руководствоваться при выборе приемов работы со студентами – это осмысление, т.е. ясное представление о том, чему научить, как это сделать, какие этапы познания должен пройти
студент на занятии. Поэтому я считаю, что методы и приемы используемые при формировании критического мышления необходимо применять согласно имеющихся знаний и умений, а также возможностей конкретной учебной группы студентов. Невозможно весь урок построить на использовании приемов критического мыщления и получить мгновенный результат. В результате опроса преподавателей техникума были определены: наиболее часто используемы методические приемы критического мышления.

На стадии «Вызов»:

  • Мозговой штурм (атака): парная или групповая мозговая атака.
  • Работа с ключевыми терминами.
  • Название темы в виде загадки.
  • Отсроченная догадка.
  • Интеллектуальная разминка (опрос)
  • Толстые и тонкие вопросы.
  • "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"
  • Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности).
  • Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения - нет; пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания).
  • Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей).
  • Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).

На стадии «Осмысление»:

  • Маркировочная таблица (V - я так и думал, + - новая информация, + ! - очень ценная информация, - - у меня по-другому, ? - не очень понятно, я удивлён).
  • "Зигзаг" или "Отсюда – туда"
  • «Исследовательский фартук»
  • Инсерт.
  • Дерево предсказаний (ожиданий).
  • Корзинка идей.
  • Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы).
  • «Сводная таблица»
  • Двойной дневник (страница делиться на две части: слева - что понравилось, запомнилось, справа - почему, какие ассоциации).
  • Оценка решений задачи и других ее аспектов с помощью категорий «плюс-минус-интересно» (ПМИ)
  • Бортовой журнал
  • Метод фокальных объектов (МФО) – перечисление и комбинирование свойств создания новой продукции (объекта)
  • Синквейн - способ творческой рефлексии - “стихотворение”, написанное по определенным правилам.
  • Метод «шести шляп»
  • Прием 6 W
  • Ромашка Блума (вопросы Блума)
  • Джигсо
  • Фишбоун

На стадии «Рефлексия»:

  • Возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало).
  • Возврат к ключевым словам.
  • Возврат к перевернутым логическим цепочкам.
  • Возврат к кластерам (их заполнение).
  • Возврат к ЗХУ.
  • Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
  • Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
  • Ответы на поставленные вопросы;
  • Организация устных и письменных столов;
  • Организация различных видов дискуссий;
  • Написание творческих работ (синквейны, эссе, хокку, диаманта);
  • Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Кроме того используются дополнительные приемы:

  • Трёхчастный дневник (В третьей колонке - письмо преподавателю, описание впечатлений, предложения).
  • Графическая организация материала (Концептуальная таблица).
  • Кубик. Грани
  • Дай описание.
  • Сравни с чем-нибудь.
  • Проассоциируй (на что похоже).
  • Проанализируй (из чего состоит).
  • Примени это.
  • Приведи примеры.

Первоначально  может сложиться мнение, что методы и приемы критического мышления могут быть применимы лишь только в общеобразовательной школе. Но так как в профессиональное образование приходят большинство учащихся с достаточно низким багажом знаний, то использование ТРКМ достаточно обосновано. Большинство методов технологии развития критического мышления универсальны и могут быть использованы любым преподавателем при изучении любой дисциплины. Но тем не менее целесообразно подбирать приемы и методы технологии критического мышления под каждую группу студентов. Одним из интересных и наиболее плодотворных методов с моей точки зрения является метод фокальных объектов.

Сущность метода состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Метод отличается простотой и большими (неограниченными) возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.
Главный объект находится в фокусе работы — поэтому метод так и называется. Существует и другое название — метод случайных объектов. Оно свидетельствует о том, что свойства заимствуются у действительно случайных объектов, наугад. МФО был разработан для того, чтобы преодолеть косность мышления, развить способность ассоциативно и творчески мыслить. Студенты должны совершенствовать объект за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами. Происходит перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.

Теоретической основой МФО является алгоритм из 6 шагов, выполняемых последовательно. Это:

  • Шаг 1. Выбираем фокальный объект – то, что мы хотим усовершенствовать.
  • Шаг 2. Выбираем случайные объекты (3-5 понятий, из энциклопедии, книги, газеты, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).
  • Шаг 3. Записываем свойства случайных объектов.
  • Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту.
  • Шаг 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.
  • Шаг 6. Оцениваем с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученные решения.

Результат - списки идей и предложений по новым модификациям объекта.

Достоинство заключается в простоте освоения и неограниченных возможностях поиска новых подходов к проблеме, не шаблонность выдвигаемых идей, универсальность метода.

Недостатки - непригодность при решении сложных и объемных задач.

Рекомендации по применению метода фокальных объектов (МФО)

Необходимо провести предварительную организацию – работа в парах или мини-группах, т.к. линейная система посадки мешает созданию процесса сотрудничества. На занятиях, где необходима групповая форма работы, я всегда начинаю с обсуждения правил поведения во время занятия.

Для этого каждая группа получает листок с незаконченным списком правил, например:

  1. Выслушивайте всех, не перебивая.
  2. Не говорите одновременно с другими.
  3. Придерживайтесь темы.
  4. Любые идеи имеют ценность.
  5. Человек сам в праве решать, в какой мере он участвует в общей работе.
  6. Уважайте различные мнения. Надо слушать, а не успокаивать других.
  7. Любые вопросы важны.
  8. Избегайте прямых указаний и назидательности и т.д.

Студентам дается время, чтобы ознакомиться с правилами индивидуально, а потом обсудить их в малых группах. Затем предлагается, если студенты сочтут это необходимым, расширить список правил. Роль преподавателя состоит в стимулировании каждого присутствующего к дискуссии и организации обсуждения в группах.

Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект.

При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т.д. Они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет иногда.

Например: трактор - застрявший, ветер - завывающий, лампочка - вспыхнувшая, забор - грязный, покосившийся, кошка - голодная, цветок - дырявый.

Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения. При выборе фокального объекта установите цель его усовершенствования - это будет критерием, по которому потом будут отбираться идеи.

Необходимо выписать все варианты полученных сочетаний, соединив их в читаемое словосочетание. Например, если фокальный объект - станок, то надо выписать все варианты - соленый станок, улыбающийся станок и т.д. и рассматривать любые ассоциации, которые возникнут.

Теперь посмотрим, как можно применить этот метод в конкретных случаях. При изучении рекламы как средства товарной информации (специальность «Коммерция»), можно использовать следующий прием.

Допустим, наш фокальный объект – креманка.

Ставим цель: создание новой модификации товара с целью повышения продаж. Берём три случайных объекта: солнце, радуга, пингвин, ученый.Определяем их свойства. Применяем эти свойства по отношению к креманке.
Затем обсуждаем полученные результаты (работа в парах) и выводим один общий объект.

Наименование товара – креманка (основной объект)

Креманка — вид металлической, фарфоровой (керамической) или стеклянной посуды — полое или плоское керамическое изделие различной формы на ножке, предназначенное для подачи к столу конфет (фруктов, варенья, мороженого)...

Случайные объекты:
солнце, радуга, пингвин, ученый

Проблема: уменьшились объемы продаж товара под наименованием «Креманки» код продукции по ОКП 148224

Задача проекта: создание новой модификации товара с целью повышения продаж.

Дидактический блок выдаваемый студентам

При изучении темы «Загрязнение окружающей среды» на занятиях дисциплины «Экологические основы природопользования» целесообразно применить работу по создание мини-проекта. Например, фокальный или совершенствуемый объект «Моя квартира».
Цель: создание жилища с комфортными условиями для проживания.

Случайные объекты – грабли, машина, ворона, фонарь, профессор, скафандр.

Данный метод очень эффективен для развития фантазий и генерирования идей, но при решении сложных проблем следует использовать  другие эвристические методы. Данный метод не дает никакой гарантии, что у вас получится что-то дельное, но все же он раскрепощает мышление и порой приводит к неожиданным комбинациям. Метод содействует развитию фантазии, но говорить о каком-то направленном или планируемом изменении объекта не приходится. Разновидностью метода является метод гирлянд случайностей и ассоциаций.
Таким образом, при обучении по технологии развития критического мышления знания усваиваются значительно лучше, так как она рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения. Фактические знания не исчерпывают критическое мышление. Благодаря критическому мышлению процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным. К тому же данная технология способствует не только усвоению конкретных знаний, а социализации обучаемого, воспитанию доброжелательного отношения к людям.

Список используемых источников.

  1. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
  2. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И.О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998
  4. «Развитие критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма». Презентация Петровой Е.М., учителя математики  МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Новоалтайск.
  5. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001. – 102 с.
  6. А.М. Кузьмин Методы поиска новых идей и решений. Метод фокальных объектов. Ж-л "Методы менеджмента качества", №7, 2003.
  7. Фестиваль  педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
Читать еще:


Новые материалы:

План-конспект урока по математике на тему "Умножение на 6", 3-й класс :: Урок природоведения "Счастливый случай" на тему "Вода, ты самое большое богатство на свете!" :: Внеклассное занятие по русскому языку на тему: "Путешествие по волшебной стране" :: Внеклассное чтение по теме "Гайдар всегда впереди" :: Работаем в условиях двуязычия :: Два хвоста, 2018 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Тумбы/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Тумбы / Неман / Тумба прикроватная Неман ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD