Собери учебную картину из предметных пазлов (слово о метапредметных мостах) : Общепедагогические технологии
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Собери учебную картину из предметных пазлов (слово о метапредметных мостах) : Общепедагогические технологии

Все предметы школьного курса связаны между собой. Это как игра в пазлы: нет одного – картинка получится неполной.

Чтобы у ребенка сформировалась целостная картина мира, нужно научить его видеть связи между предметами. Метапредметная деятельность дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Метапредметный подход обеспечивает переход от практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира. А связующее звено в этой работе – русский язык. Иначе как объяснить, например,  присутствие тропов и фигур речи в учебниках естественнонаучного цикла?
В курсе средней школы обучающимся необходимо заложить основы целостного подхода к изучению процессов, происходящих в окружающем мире, тогда у детей не будет возникать вопрос: «Зачем мне нужно изучать …?»

Полистав современные учебники, убеждаешься: язык их очень сложный.

Приходилось ли вам задумываться над тем, что в основе научных терминов часто лежат изобразительно-выразительные средства, характерные для художественной речи, а не научной? «Химические недотроги», «царство Бактерий», «реки – артерии Земли». Может ли ученик 6 класса, не имеющий представления о тропах, объяснить, почему авторы учебника «реки» сравнивают с «артериями»? Сможет при методически грамотном подходе учителя к этой проблеме.

Известно, что доступность учебно-научного текста – категория субъективная, поэтому непонятные научные определения  ребенку часто приходится просто зазубривать. Но если каждый учитель – предметник (математик, биолог) будет на своих уроках заниматься словесным рисованием, обращать внимание на ассоциации, на то, из какого языка к нам пришел термин (этимологический анализ слов), будет просто иметь в своем кабинете орфографический и толковый словарик, то к каждому из нас придет понимание того, что язык – универсальный инструмент работы в разных предметных областях и сферах жизни. Наша общая работа будет способствовать развитию интеллектуально-речевой деятельности учащихся.

На уроках химии и биологии практикуется работа с языковыми словарями Даля, Ожегова. Изучаемые термины сопоставляются с определениями в биологическом словаре терминов.

Учитель может предложить обучающимся определить лексическое значение терминов с помощью морфемного разбора. Например, в рамках учебного курса «Экология человека» и урока химии в 8 классе проводим лингвистические пятиминутки, используя «Словарь иностранных слов». Работаем над терминами «хронобиология»: «хроно» (др.-греч.) – время, «био» (др.-греч.) – живое, «логос» (греч.) – учение) и «валентность»: «Valeo» (лат.) – сила. На основании этих микроисследований обучающиеся самостоятельно формулируют определения терминов.

На уроках химии полезно обращение к художественным произведениям. Это способствует развитию стойкого познавательного интереса обучающихся к учебному предмету.

Например, в 9 классе при изучении темы «Соли угольной кислоты» отрывок из «Клеопатры» Генри Хаггарта используется в качестве информации для составления уравнения реакций: «Клеопатра сняла одну из своих жемчужных серег (как утверждал Плиний, ценой в баснословные 10 миллионов сестерциев) и опустила ее в чашу кислого вина (уксуса). Жемчуг якобы растворился в уксусе, и Клеопатра выпила чашу до дна...».

Метапредметные результаты – своеобразные мосты, связывающие все учебные предметы и дающие зеленый свет полученным в процессе обучения знаниям. Метапредметная  деятельность  применима как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Читать еще:

Новые материалы:

Методы и формы работы с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья :: Развитие устной речи и наблюдательности у будущих первоклассников :: Урок по теме: "Учет и применение в технике явлений электризации" :: Закон Ома для участка цепи. Короткое замыкание :: Составление повествовательного рассказа по картине "Белые медведи летом" :: Овердрайв ( Overdrive ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru