Собери учебную картину из предметных пазлов (слово о метапредметных мостах) : Общепедагогические технологии

Собери учебную картину из предметных пазлов (слово о метапредметных мостах) : Общепедагогические технологии

Все предметы школьного курса связаны между собой. Это как игра в пазлы: нет одного – картинка получится неполной.

Чтобы у ребенка сформировалась целостная картина мира, нужно научить его видеть связи между предметами. Метапредметная деятельность дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Метапредметный подход обеспечивает переход от практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира. А связующее звено в этой работе – русский язык. Иначе как объяснить, например,  присутствие тропов и фигур речи в учебниках естественнонаучного цикла?
В курсе средней школы обучающимся необходимо заложить основы целостного подхода к изучению процессов, происходящих в окружающем мире, тогда у детей не будет возникать вопрос: «Зачем мне нужно изучать …?»

Полистав современные учебники, убеждаешься: язык их очень сложный.

Приходилось ли вам задумываться над тем, что в основе научных терминов часто лежат изобразительно-выразительные средства, характерные для художественной речи, а не научной? «Химические недотроги», «царство Бактерий», «реки – артерии Земли». Может ли ученик 6 класса, не имеющий представления о тропах, объяснить, почему авторы учебника «реки» сравнивают с «артериями»? Сможет при методически грамотном подходе учителя к этой проблеме.

Известно, что доступность учебно-научного текста – категория субъективная, поэтому непонятные научные определения  ребенку часто приходится просто зазубривать. Но если каждый учитель – предметник (математик, биолог) будет на своих уроках заниматься словесным рисованием, обращать внимание на ассоциации, на то, из какого языка к нам пришел термин (этимологический анализ слов), будет просто иметь в своем кабинете орфографический и толковый словарик, то к каждому из нас придет понимание того, что язык – универсальный инструмент работы в разных предметных областях и сферах жизни. Наша общая работа будет способствовать развитию интеллектуально-речевой деятельности учащихся.

На уроках химии и биологии практикуется работа с языковыми словарями Даля, Ожегова. Изучаемые термины сопоставляются с определениями в биологическом словаре терминов.

Учитель может предложить обучающимся определить лексическое значение терминов с помощью морфемного разбора. Например, в рамках учебного курса «Экология человека» и урока химии в 8 классе проводим лингвистические пятиминутки, используя «Словарь иностранных слов». Работаем над терминами «хронобиология»: «хроно» (др.-греч.) – время, «био» (др.-греч.) – живое, «логос» (греч.) – учение) и «валентность»: «Valeo» (лат.) – сила. На основании этих микроисследований обучающиеся самостоятельно формулируют определения терминов.

На уроках химии полезно обращение к художественным произведениям. Это способствует развитию стойкого познавательного интереса обучающихся к учебному предмету.

Например, в 9 классе при изучении темы «Соли угольной кислоты» отрывок из «Клеопатры» Генри Хаггарта используется в качестве информации для составления уравнения реакций: «Клеопатра сняла одну из своих жемчужных серег (как утверждал Плиний, ценой в баснословные 10 миллионов сестерциев) и опустила ее в чашу кислого вина (уксуса). Жемчуг якобы растворился в уксусе, и Клеопатра выпила чашу до дна...».

Метапредметные результаты – своеобразные мосты, связывающие все учебные предметы и дающие зеленый свет полученным в процессе обучения знаниям. Метапредметная  деятельность  применима как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Читать еще:


Новые материалы:

Формирование умений поискового чтения при подготовке к ЕГЭ по английскому языку :: Хеллоуин в англоговорящих странах :: Повышение предметной мотивации слабоуспевающих и неуспевающих учащихся через использование новых форм работы на уроке и во внеурочное время :: Урок немецкого языка по теме "Eine alte deutsche Stadt". 5-й класс :: Методические рекомендации по проведению "Недели психологии в начальной школе" :: Проект «Флорида» ( The Florida Project ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list37.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list37.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list37.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Лига справедливости: Часть 2 ( Justice League Part Two ) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Обитель зла: Последняя глава ( Resident Evil: The Final Chapter ), 2016

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Девочка / Жакеты и жилеты / 64122_OLG Жакет для девочки

Деловой стиль подчиняется ускоряющемуся ритму жизни и меняется вместе с нами. В школьной коллекции 2016 года мы предлагаем актуальный укороченный жакет приталенного силуэта с застежкой на пуговицы. Жакет прослужит не один сезон благодаря возможности регул...

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD