Собери учебную картину из предметных пазлов (слово о метапредметных мостах) : Общепедагогические технологии

Все предметы школьного курса связаны между собой. Это как игра в пазлы: нет одного – картинка получится неполной.

Чтобы у ребенка сформировалась целостная картина мира, нужно научить его видеть связи между предметами. Метапредметная деятельность дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Метапредметный подход обеспечивает переход от практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира. А связующее звено в этой работе – русский язык. Иначе как объяснить, например,  присутствие тропов и фигур речи в учебниках естественнонаучного цикла?
В курсе средней школы обучающимся необходимо заложить основы целостного подхода к изучению процессов, происходящих в окружающем мире, тогда у детей не будет возникать вопрос: «Зачем мне нужно изучать …?»

Полистав современные учебники, убеждаешься: язык их очень сложный.

Приходилось ли вам задумываться над тем, что в основе научных терминов часто лежат изобразительно-выразительные средства, характерные для художественной речи, а не научной? «Химические недотроги», «царство Бактерий», «реки – артерии Земли». Может ли ученик 6 класса, не имеющий представления о тропах, объяснить, почему авторы учебника «реки» сравнивают с «артериями»? Сможет при методически грамотном подходе учителя к этой проблеме.

Известно, что доступность учебно-научного текста – категория субъективная, поэтому непонятные научные определения  ребенку часто приходится просто зазубривать. Но если каждый учитель – предметник (математик, биолог) будет на своих уроках заниматься словесным рисованием, обращать внимание на ассоциации, на то, из какого языка к нам пришел термин (этимологический анализ слов), будет просто иметь в своем кабинете орфографический и толковый словарик, то к каждому из нас придет понимание того, что язык – универсальный инструмент работы в разных предметных областях и сферах жизни. Наша общая работа будет способствовать развитию интеллектуально-речевой деятельности учащихся.

На уроках химии и биологии практикуется работа с языковыми словарями Даля, Ожегова. Изучаемые термины сопоставляются с определениями в биологическом словаре терминов.

Учитель может предложить обучающимся определить лексическое значение терминов с помощью морфемного разбора. Например, в рамках учебного курса «Экология человека» и урока химии в 8 классе проводим лингвистические пятиминутки, используя «Словарь иностранных слов». Работаем над терминами «хронобиология»: «хроно» (др.-греч.) – время, «био» (др.-греч.) – живое, «логос» (греч.) – учение) и «валентность»: «Valeo» (лат.) – сила. На основании этих микроисследований обучающиеся самостоятельно формулируют определения терминов.

На уроках химии полезно обращение к художественным произведениям. Это способствует развитию стойкого познавательного интереса обучающихся к учебному предмету.

Например, в 9 классе при изучении темы «Соли угольной кислоты» отрывок из «Клеопатры» Генри Хаггарта используется в качестве информации для составления уравнения реакций: «Клеопатра сняла одну из своих жемчужных серег (как утверждал Плиний, ценой в баснословные 10 миллионов сестерциев) и опустила ее в чашу кислого вина (уксуса). Жемчуг якобы растворился в уксусе, и Клеопатра выпила чашу до дна...».

Метапредметные результаты – своеобразные мосты, связывающие все учебные предметы и дающие зеленый свет полученным в процессе обучения знаниям. Метапредметная  деятельность  применима как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Читать еще:


Новые материалы:

Занятие в группе оздоровительной физкультуры на тему "Крайний север" :: Внеклассное мероприятие по теме «На празднике встречи зимы» для учащихся начальной школы :: Конкурс «Сказки о здоровье» :: Интегрированный урок по окружающему миру и трудовому обучению "Мастера-переплетчики". 4-й класс ::
Warning: file_get_contents(http://detishka.ru/sitemap/list6.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 22
Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков, школьные факторы риска :: Весь этот мир ( Everything, Everything ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Комоды/Комоды и тумбы / Ангстрем / Тумба Кантри КА-370.02 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как накачать бицепс девушке в домашних условиях

...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Можно ли убрать растяжки на ягодицах

Как убрать растяжки на попе в домашних условиях? Редкая женщина в силу тех или иных причин не сталкивалась с проблемой растяжек на попе. У одних стрии возникают...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD