Интеллект-карты как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся : Общепедагогические технологии

«Грамотным будет тот человек,
который научится учиться,
а именно -  создавать интеллект-карты.
»
Э.Тоффлер

Как много мы говорим сегодня о процессах информатизации в современном обществе, с которыми тесно связана и реформа системы образования. С введением  Федерального Государственного Образовательного Стандарта в школе утвердил свои позиции системно-деятельностный подход, и перед учителем встал вопрос: как сформировать учебно-познавательные компетенции учеников в процессе обучения?

Существует множество современных технологий для обучения как одарённых детей, так и детей, испытывающих трудности. Одним из способов формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе, является работа над созданием интеллект-карт, в основу которого положены исследования английского психолога Тони Бьюзена.

Отличительным свойством метода интеллект-карт является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме.

Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления. Она характеризуется основными свойствами:

  • наглядность (её можно окинуть одним взглядом; вся проблема с многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами);
  • привлекательность (яркая, красочная, чтобы рассматривать её было не только интересно, но и приятно);
  • запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается);
  • информативность (интеллект-карта помогает выявить недостаток информации);
  • креативность (стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи).

Существуют правила создания интеллект-карт, разработанные Тони Бьюзеном:

  • берем лист бумаги, цветные карандаши, ручки или фломастеры;
  • кладем лист горизонтально и в его центре картинкой или одним-двумя словами обозначаем основное понятие, обводим его в рамку;
  • рисуя интеллект-карту, применяем, как можно больше цветов. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове;
  • над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово;
  • связи между элементами интеллект-карты показываем стрелками разного цвета и толщины;
  • разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

 Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество обучающихся, потому что в её создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное - это процесс получения нового знания. Составление интеллект-карты можно назвать визуализацией мышления.

Для того чтобы логическая схема  была заполнена правильно, перед началом работы учащимся  дается алгоритм заполнения интеллект-карты по данной теме:

Шаг 1: Определение ключевого понятия.

Шаг 2: Знакомство с понятиями изучаемой темы, которые должны быть включены в заполнение интеллект-карты.

Шаг 3: Определения количества секторов в соотнесении с понятиями первого уровня.

Шаг 4: Наполнение первого сектора содержанием I; II; III порядка по плану изучаемой темы.

Интеллект-карты можно составлять как индивидуально, так и коллективно: рабочей группой, командой. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть нюансы в информации. Обучающийся самостоятельно вспоминает или находит слово, что активизирует процессы памяти и мышления.

Рисование интеллект-карты - необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам, на уроках введения темы, закрепления, обобщения полученных знаний.

Представляя каждое слово в виде картинки, младший школьник использует сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова. Повышается умение самостоятельной работы с текстом и другими источниками информации, умение выделять главное, обобщать. Процесс изучения темы не является скучным, так как дети могут сами экспериментировать, придумывать разные формы интеллект-карт, свои условные обозначения, рисунки, использовать разные цвета.

Систематическое применение интеллект-карт позволяет развивать такие познавательные учебные действия, такие как:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, по-моему, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.

Например, на уроках математики с помощью интеллект-карт можно классифицировать большое количество информации (рис.1).

Рис. 1

На уроках литературного чтения, работая индивидуально или в группах, можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей  (рис.2).

Рис. 2

На уроках русского языка интеллект – карты помогут обучающимся, с разной степенью подготовленности, успешно освоить новый материал. Например, при закреплении темы: «Предложение» учащиеся повторят морфологические признаки изученных частей речи, а также смогут продолжить заполнять карту по мере изучения новых (рис.3).

Рис. 3

Неоднократное составление интеллект-карт способствует систематизации знаний обучающихся, высокому уровню усвоения материала, приобретению учащимися учебно-исследовательских и проектировочных умений, необходимых для дальнейшего обучения в основной школе; повышению качества знаний; проявлению познавательной активности и интереса к изучению любого предмета (рис.4).

Рис. 4

В результате систематической работы по созданию интеллект-карт учащиеся вырабатывают свой собственный стиль их построения, что придает образовательному процессу творческий характер, способствует развитию личности ребенка его индивидуальности и самобытности.

Личность, развивающая в себе способность создавать образы, одновременно развивает свою способность к мышлению, восприятию мира, свою память, творческий потенциал и укрепляет веру в собственные силы.

Библиографический список

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
  2. Бьюзен Т. Супермышление / пер. с англ. Самсонов Е.А.; Худ. обл. Драко М. В. – 2-е изд. – Мн. : ООО «Попурри», 2003. – 304 с.
  3. Интеллект-карта как способ принятия важных решений: MIND MAP по-русски [Электронный ресурс] URL: http://www.iatnlp.ru
Читать еще:


Новые материалы:

Урок по окружающему миру "В царстве грибов" (3-й класс) :: Урок окружающего мира в 1-м классе на тему "Где зимуют прицы?" :: Внеклассное занятие "Правила пожарной безопасности для учеников 1-го класса" :: Рабочая программа учебного предмета ::
Warning: file_get_contents(http://detishka.ru/sitemap/list0.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 22
Урок окружающего мира для начальных классов :: Тихоокеанский рубеж 2 ( Pacific Rim Uprising ), 2018 :: Дом и дача/Освещение/Новый Год/Праздничный стол/Светильники для кухни / Maytoni / Подвесной светильник California P536PL-01R ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как прокачать пресс девушке в домашних условиях

Как быстро накачать пресс девушке: лучшая методика Каждая женщина наверняка задумывалась хоть раз о том, что было бы неплохо заняться своим телом, а в частности...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Упражнение с мячом для фитнеса для похудения

Как похудеть занимаясь с мячом для фитнеса? Такой популярный спортивный инвентарь как фитбол или мяч для фитнеса был разработан доктором-физиотерапевтом Сюзан...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD