Природа – волшебные двери к добру и доверию : Общепедагогические технологии
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Природа – волшебные двери к добру и доверию : Общепедагогические технологии

Общий раздел

Предмет: Основы светской этики.

Автор программы: А.И.Шемшурина «Основы светской этики». 4 класс

Тема учебного раздела: Этика человеческих отношений

Тема занятия: «Природа – волшебные двери к добру и доверию»

Класс: 4

Тип занятия: урочное

Педагогические риски: вероятность затруднений учащихся при выполнении творческих  заданий

Цель занятия: развить представления учащихся о природе как важнейшем условии жизни.

Задачи занятия:
способствовать формированию понимания ребёнком о единении, взаимосвязи человека с природой;
- воспитывать любовь к природе; учить видеть ее красоту, беречь, охранять, понимать жизнь природы так, чтобы в душе человека открылись волшебные двери к добру и доверию;
- способствовать развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию, эмоционально положительного отношения к живой природе;
- воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.
- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками; совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;
- развивать самостоятельность и оригинальность мышления, готовность к социальному взаимодействию;
- формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, учить прогнозированию последствий своих поступков.

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

формирование чувства гордости за свою Родину

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

умение формулировать понятия,назвать правила взаимосвязи природы и жизни человека;

практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;

приобрести навыки работы в сотрудничестве.

Метапредметные:

адекватное использование речевых средств для решения различных познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные:

знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности:  знание правил.

Содержательный раздел

Деятельность учителя: педагогический инструментарий, формы работы

Содержание деятельности обучающихся

Выполняемые задания

Этап занятия: Организационный

Регламент этапа: 2 минуты

Цель этапа: подготовка учеников к работе на уроке.

Учитель:

Здравствуйте, ребята!
Дружно за руки возьмемся
 И друг другу улыбнемся. 
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.
Садитесь, пожалуйста. 

Этап занятия: Актуализация материала

Регламент этапа: 5 минут

Цель этапа: создание проблемной ситуации, построение учебной задачи.

Содержание этапа:

  • введение детей в проблему
  • организация обсуждения выдвинутых задач.

Видеоролик «Всё в твоих руках»

На доске высказывание: «Природа - не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

- Только ли о бабочке говорил мудрец?

Смысл этой фразы таков: «Любой человек сам хозяин своей судьбы, и свою жизнь он творить собственными руками, поступками, словами, мыслями и действиями. По какому пути пойдёшь, такой результат и получишь. Хотя, конечно, «всё», не может быть в руках человека, а только то, что ему подвластно».

Может ли вся природа оказаться в руках человека? Он может её покорить? Подвластна ли она человеку?

«Управлять природой можно лишь подчиняясь ей». (Фрэнсис Бэкон) 

«Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник». (И.С.Тургенев)

«Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного». (Рабиндранат Тагор)

Надо иметь не только глаз, но и внутренне чувствовать природу, надо слышать ее музыку и проникаться ее тишиной. (И.И.Левитан)

Какое из предложенных высказываний соответствует теме урока?

Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а "человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".

- Какие задачи поставите перед собой на уроке? (Ответы детей)

Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное отношение к природе.

Этап занятия: усвоение новых знаний и способов действий.

Регламент этапа: 15 минут.

Цель этапа: формирование умений воспринимать и применять информацию.

Изучение нового материала.

Работа с учебником стр. 52-53.

Чтение сказки о дубе учителем сопровождается иллюстративным материалом.

- Что вы узнали о дубе?

Чтение по частям, составление плана.

1. Дуб и явления природы.

2. Дуб - приют для птиц и животных.

3. Дуб раздумий для человека.

- Чем же так привлекателен Дуб?

- Чем Дуб привлек внимание человека? Кого нашел путник в Дубе?

- Так что же происходит с человеком при общении с природой?

- Чему мы можем научиться у природы? На этот вопрос нам поможет ответить притча «Незабудка».

Работа в парах

На партах лист формата А-4 с изображением Дуба.

- запишите на ветвях дуба какими бы проблемами поделились с дубом вы? Какие мысли высказали бы?

Дети записывают свои мысли, затем читают их выборочно по желанию.

Обобщение учителя.

- Так что же происходит с человеком при общении с природой? (единение, душа человека откликается и разговаривает с природой)

- Вот вы доверили бы свои мысли Дубу как другу?

Работа с притчей  Незабудка

Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос…

И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу.

Больно стало цветку, горько.

Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.

Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…

Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.

А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно… Автор притчи монах Варнава (Евгений Санин)

1. Была ли известна вам эта притча ранее?

2. О ком рассказывается в притче?

3. Что почувствовал цветок?

4. Заметил ли это мальчик?

5. Продолжите предложение: «Последнее, о чем подумал цветок - …»

6. Какие литературные приемы использует автор в притче?

7. Чему учит притча?

III. Показ презентации «Шишкинская дубрава»

- Ребята, какое литературное произведение напомнила вам картина великого художника? (сказка о старом дубе)

- Какие детали описания дуба схожи с дубом на картине? (лучи солнца в ветвях, крона как шатер для путника, дуб тоже готов укрыть всех своими ветками)

Этап занятия: закрепление

Регламент этапа: 3 минуты

Цель этапа: воспитывать любовь к природе, закрепить полученные знания, размышлять самостоятельно.

Пять царств, в которых организмов много,
Мы называем матушкой - ... (природой)
Осенью идут дожди,
Осенью тепла не жди.
Летом жуткая жара,
Душ спасет тебя едва.
В декабре снега идут,
А весною ливни льют.
У любого время года
Характерная... (погода)

Им мы дышим, газы в нем.
Как его мы назовем? (воздух)

Раскаленный шар из газа,
В небе он заметен сразу,
Дарит нам тепло и свет,
Без него и жизни нет. (солнце)

На улице метет листву
И в воздух мусор поднимает.
Опять по нашему двору
Никто сегодня не гуляет.
Все говорят, что непогода,
Что вновь бушует мать-природа.
Сдует с ног, ты не пройдешь и метра.
Что за силища такая? Сила... (ветра)

Этап занятия: рефлексия

Регламент этапа: 7 минут

Цель этапа: выявить понимание проблемы – тема осени в различных видах искусства

Чему можно научиться у природы?

Почему природа – это книга, которую важно прочитать и понять?

Что в природе вам особенно дорого и что созвучно вашей душе?

Почему можно сказать, что природа – волшебные двери к добру и доверию?

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее.

- Как вы думаете, знания, полученные на этом уроке вам пригодятся в жизни или нет?

У каждого из вас на столе лежат дубовые листочки (желтый, зелёный, оранжевый). Прикрепите один листочек к нашему дереву.

  • Зелёный - очень много узнал на уроке, было очень интересно.
  • Оранжевый – было интересно на уроке, много узнал нового.
  • Желтый – было не очень интересно на уроке, много было непонятного.

Посмотрите на наше дерево. Оно все усыпано листьями. Какого цвета больше? Почему? Я очень рада.

Читать еще:

Новые материалы:

Урок математики по теме "Сумма и произведение. Знак умножения". 2-й класс :: Работа с одаренными детьми :: Урок по теме "Звуки [ч], [щ], буквы Ч, ч, Щ, щ" :: Тема: "Что особенного в рисе?" :: Обучение обобщению и конкретизации при изучении геометрических понятий. Система задач и четыре требования к ней :: Пассажир ( The Commuter ), 2018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru