Природа – волшебные двери к добру и доверию : Общепедагогические технологии

Природа – волшебные двери к добру и доверию : Общепедагогические технологии

Общий раздел

Предмет: Основы светской этики.

Автор программы: А.И.Шемшурина «Основы светской этики». 4 класс

Тема учебного раздела: Этика человеческих отношений

Тема занятия: «Природа – волшебные двери к добру и доверию»

Класс: 4

Тип занятия: урочное

Педагогические риски: вероятность затруднений учащихся при выполнении творческих  заданий

Цель занятия: развить представления учащихся о природе как важнейшем условии жизни.

Задачи занятия:
способствовать формированию понимания ребёнком о единении, взаимосвязи человека с природой;
- воспитывать любовь к природе; учить видеть ее красоту, беречь, охранять, понимать жизнь природы так, чтобы в душе человека открылись волшебные двери к добру и доверию;
- способствовать развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию, эмоционально положительного отношения к живой природе;
- воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.
- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками; совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;
- развивать самостоятельность и оригинальность мышления, готовность к социальному взаимодействию;
- формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, учить прогнозированию последствий своих поступков.

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

формирование чувства гордости за свою Родину

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

умение формулировать понятия,назвать правила взаимосвязи природы и жизни человека;

практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;

приобрести навыки работы в сотрудничестве.

Метапредметные:

адекватное использование речевых средств для решения различных познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные:

знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности:  знание правил.

Содержательный раздел

Деятельность учителя: педагогический инструментарий, формы работы

Содержание деятельности обучающихся

Выполняемые задания

Этап занятия: Организационный

Регламент этапа: 2 минуты

Цель этапа: подготовка учеников к работе на уроке.

Учитель:

Здравствуйте, ребята!
Дружно за руки возьмемся
 И друг другу улыбнемся. 
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.
Садитесь, пожалуйста. 

Этап занятия: Актуализация материала

Регламент этапа: 5 минут

Цель этапа: создание проблемной ситуации, построение учебной задачи.

Содержание этапа:

  • введение детей в проблему
  • организация обсуждения выдвинутых задач.

Видеоролик «Всё в твоих руках»

На доске высказывание: «Природа - не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

- Только ли о бабочке говорил мудрец?

Смысл этой фразы таков: «Любой человек сам хозяин своей судьбы, и свою жизнь он творить собственными руками, поступками, словами, мыслями и действиями. По какому пути пойдёшь, такой результат и получишь. Хотя, конечно, «всё», не может быть в руках человека, а только то, что ему подвластно».

Может ли вся природа оказаться в руках человека? Он может её покорить? Подвластна ли она человеку?

«Управлять природой можно лишь подчиняясь ей». (Фрэнсис Бэкон) 

«Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник». (И.С.Тургенев)

«Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного». (Рабиндранат Тагор)

Надо иметь не только глаз, но и внутренне чувствовать природу, надо слышать ее музыку и проникаться ее тишиной. (И.И.Левитан)

Какое из предложенных высказываний соответствует теме урока?

Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а "человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".

- Какие задачи поставите перед собой на уроке? (Ответы детей)

Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное отношение к природе.

Этап занятия: усвоение новых знаний и способов действий.

Регламент этапа: 15 минут.

Цель этапа: формирование умений воспринимать и применять информацию.

Изучение нового материала.

Работа с учебником стр. 52-53.

Чтение сказки о дубе учителем сопровождается иллюстративным материалом.

- Что вы узнали о дубе?

Чтение по частям, составление плана.

1. Дуб и явления природы.

2. Дуб - приют для птиц и животных.

3. Дуб раздумий для человека.

- Чем же так привлекателен Дуб?

- Чем Дуб привлек внимание человека? Кого нашел путник в Дубе?

- Так что же происходит с человеком при общении с природой?

- Чему мы можем научиться у природы? На этот вопрос нам поможет ответить притча «Незабудка».

Работа в парах

На партах лист формата А-4 с изображением Дуба.

- запишите на ветвях дуба какими бы проблемами поделились с дубом вы? Какие мысли высказали бы?

Дети записывают свои мысли, затем читают их выборочно по желанию.

Обобщение учителя.

- Так что же происходит с человеком при общении с природой? (единение, душа человека откликается и разговаривает с природой)

- Вот вы доверили бы свои мысли Дубу как другу?

Работа с притчей  Незабудка

Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос…

И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу.

Больно стало цветку, горько.

Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.

Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…

Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.

А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно… Автор притчи монах Варнава (Евгений Санин)

1. Была ли известна вам эта притча ранее?

2. О ком рассказывается в притче?

3. Что почувствовал цветок?

4. Заметил ли это мальчик?

5. Продолжите предложение: «Последнее, о чем подумал цветок - …»

6. Какие литературные приемы использует автор в притче?

7. Чему учит притча?

III. Показ презентации «Шишкинская дубрава»

- Ребята, какое литературное произведение напомнила вам картина великого художника? (сказка о старом дубе)

- Какие детали описания дуба схожи с дубом на картине? (лучи солнца в ветвях, крона как шатер для путника, дуб тоже готов укрыть всех своими ветками)

Этап занятия: закрепление

Регламент этапа: 3 минуты

Цель этапа: воспитывать любовь к природе, закрепить полученные знания, размышлять самостоятельно.

Пять царств, в которых организмов много,
Мы называем матушкой - ... (природой)
Осенью идут дожди,
Осенью тепла не жди.
Летом жуткая жара,
Душ спасет тебя едва.
В декабре снега идут,
А весною ливни льют.
У любого время года
Характерная... (погода)

Им мы дышим, газы в нем.
Как его мы назовем? (воздух)

Раскаленный шар из газа,
В небе он заметен сразу,
Дарит нам тепло и свет,
Без него и жизни нет. (солнце)

На улице метет листву
И в воздух мусор поднимает.
Опять по нашему двору
Никто сегодня не гуляет.
Все говорят, что непогода,
Что вновь бушует мать-природа.
Сдует с ног, ты не пройдешь и метра.
Что за силища такая? Сила... (ветра)

Этап занятия: рефлексия

Регламент этапа: 7 минут

Цель этапа: выявить понимание проблемы – тема осени в различных видах искусства

Чему можно научиться у природы?

Почему природа – это книга, которую важно прочитать и понять?

Что в природе вам особенно дорого и что созвучно вашей душе?

Почему можно сказать, что природа – волшебные двери к добру и доверию?

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее.

- Как вы думаете, знания, полученные на этом уроке вам пригодятся в жизни или нет?

У каждого из вас на столе лежат дубовые листочки (желтый, зелёный, оранжевый). Прикрепите один листочек к нашему дереву.

  • Зелёный - очень много узнал на уроке, было очень интересно.
  • Оранжевый – было интересно на уроке, много узнал нового.
  • Желтый – было не очень интересно на уроке, много было непонятного.

Посмотрите на наше дерево. Оно все усыпано листьями. Какого цвета больше? Почему? Я очень рада.

Читать еще:


Новые материалы:

Методы фиксации и оценивания учебных достижений :: Урок-обобщение темы "Твердые тела": "Углерод… углерод? Алмаз!". 10-й класс :: "Сила трения". 7-й класс :: "Путешествие в царство естественных наук." 6-й класс :: Конспект занятия для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста. Тема: "Ах, картошка, объедение!". Секрет 4 :: Силвер и Блэк (Silver & Black), 2019 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Стенки для прихожей/Модульные прихожие / Сокол / Стенка для прихожей Моренго орех испанский ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD