Мировое дерево Севера : Общепедагогические технологии

Урок 1. Тема: "Первообразы. Мировое дерево Севера" 

Цель: Формирование у учащихся представление о первообразах, создание первичных схем образа Мирового дерева - на примере загадочного северного края.

Задачи:

  • познакомить с первообразом Мирового дерева великого Севера;
  • развить у учащихся творческого подхода при создании схем первообразов;
  • воспитание любви к Родине, её истории и культуре.

Материалы: бумага для эскизов, карандаш, ластик.

Оборудование: компьютер, экран для презентации.

Зрительный ряд: репродукции, открытки, фотографии, рисунки с изображением зверей, птиц, животных, пресмыкающихся, обитающих на Севере.

Вид урока: индивидуальная работа и  в паре.

План урока

  • Организационный момент - 2 мин.
  • Объяснение материала - 15 мин.
  • Самостоятельная работа учащихся - 25 мин.
  • Завершение и итог урока  - 3 мин.

Подготовительная работа.

В начале большой работы – создание «Мирового дерева Севера», во всех 4 классах были созданы по 3 группы и намечена тема для изучения первообраза «Мировое дерево - Севера».

Например,

  • в 1 группе было задана тема - «Богатства недр северной земли»,   
  • во 2 группе - «Животные, звери, птицы, обитающие на Севере», 
  • в 3 группе - «Колдовская Югра» («Загадочный Север»).

В каждой группе выбирались руководители, которые вели  запись в отдельной тетради: где составляют список группы и фиксируют, кто какой материал нашёл и по этим материалам готовились сообщения, презентации. Кроме того в каждом классе  была создана 1 дополнительная группа, которая работала над темой «Колдовская Югра» («Загадочный Север»).

Поисковые группы в начале создания «Мирового дерева Севера» получили следующие задания:

Найти материал и подготовить сообщение о своем родном крае Югре:

  • 1 группа – Что содержит земля северная?  Какие богатства таятся внутри?  Кто живет на северной  земле? Какие реки омывают? Какие рыбы водятся у нас?
  • 2 группа – Какие животные водятся в родном краю? Найти, какой зверь является священным для северного народа – хантов и манси?
    Какие птицы в родном краю обитают? Кто остается зимовать? А кто занесен в «Красную книгу Югры?»
  • 3 группа – получает задание: узнать про шаманов, про колдовство. Про их влияние на загадочную жизнь Югры.

Найти про Север стихи, загадки, поговорки.

Найти репродукции, игрушки, иллюстрации, фотографии, открытки с северными мотивами, с изображением зверей, птиц и т.д.

Но на первом уроке идет знакомство с архетипическими образами в 4 классе: знакомство с первообразом мирового дерева.

Учитель рассказывает о первообразах, в данном случае о Мировом дереве.

Ход урока

Что  такое первообраз? Согласно К.Г. Юнгу это та «самая возможность, которая передается нам по наследству с древних времен посредством определенной формы через структуры мозга. Нет врожденных представлений, но есть врожденная возможность представлений, которая определяет границы даже самой смелой фантазии.

А С.С. Аверинцев подчеркивал, что «понятие архетипа означало первичные схемы образов… Содержательную характеристику первообраз получает лишь тогда, когда он проникает в сознание и при этом наполняется материалом сознательного опыта».

И, мы с вами, сегодня познакомимся  с первообразом Мирового дерева. Мировое дерево – в мифологии это мировая ось и символ мироздания в целом. Крона мирового дерева достигает небес, корни (у которых течет священный источник), ствол и ветви организуют земное пространство.

Причём все явления природы, события в обществе и судьбы отдельных людей происходили одинаково в каждом из этих трёх миров, взаимосвязанных, в единый организм.

Мировое дерево воплощает не только пространственные, но и временные координаты, о чем свидетельствуют мотивы колядок, где мировое дерево превращается в дорогу во время главного календарного (новогоднего) празднества. В русской загадке: «Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда» и т. д. говорится о годе, 12 месяцах, 4 неделях и т.д.

О Мировом древе создано множество легенд, сказок, этот символ нашёл отображение в орнаментике многих народов. И мы сегодня рассмотрим вариант северного Мирового дерева.

Ханты и манси - два близкородственных народа, живущие в Северо-Западной Сибири. Этнонимы "ханты" и "манси" образованы от самоназваний народов хантэ, кантах и маньси. В качестве официальных названий они были приняты после Великой Октябрьской социалистической революции.

Это полуоседлые охотники и рыболовы, занимающиеся, кроме того, оленеводством на севере и скотоводством на юге. В зависимости от местных географических условий на первый план выступал один из названных видов занятий. У жителей бассейна Оби и низовий ее притоков основным занятием было рыболовство, а в верховьях рек занимались главным образом охотой. Практиковалась сезонная рыбная ловля на Оби, куда выезжали на лето семьи, живущие по ее притокам. Здесь они добывали рыбу не только для личных нужд, но и на продажу. Круглогодичный лов рыбы для пропитания велся и в близлежащих от жилья водоемах.

Охотничий промысел включал добычу мясных и пушных животных. Среди мясных первое место занимали лось и олень, боровая и водоплавающая птица. Медведя промышляли лишь изредка. Пушная охота издавна имела товарное значение, здесь на первом месте стояла добыча белки. Оленеводство у большинства групп служило транспортным целям.

Вера в духов пронизывает всю религиозную систему обских угров. Традиционные космологические представления основаны на практических наблюдениях и географически ограничиваются собственной областью проживания и ее ближайшим окружением. Вселенная расчленена на три главные космические зоны: небо торум, землю мув (хант.), ма (манс.) и подземный мир кали-торум (хант.), хамал-ма (манс.). В соответствии с этим троичным членением выделяются три главных божества. Пантеон возглавляет небесный бог, его самые известные названия - Торум (Тором, Турым, Торэм) и Нум-Торум. Полисемантический термин торум означает "небо", "вселенная", "край", "погода", "эпоха", "высшее существо"; нум - "верхний", "южный"; Нум-Торум "верхний бог".

Для народов ханты и манси Мировое дерево тоже является культурным символом, изображающий вертикальную модель мира. Оно символизировало центральную ось мира, соединяющую Небо и Землю; человека и его путь к духовным высотам; циклы жизни, смерти и возрождения; Вселенную и ее процессы вечного обновления. Метафора Дерева привносит идею наличия сквозной — от корней до кроны — логики развития мироздания. В их религиях дерево выступает основополагающим символом упорядоченности мироздания и называется "мировое древо". Мировое дерево олицетворяет в себе единство всего мира. Это своеобразная модель вселенной и человека, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место. Это также посредник между мирами — своеобразная дорога, мост, лестница, по которой можно перейти в потусторонний мир (Навь) или в мир богов (Правь). Три зоны дерева: небо-крона как обитель богов, подземелье - корни как подземное царство мертвых, и зона людской жизни, символизируемая стволом.

Нижний мир - мир мертвых, царство болезней и смерти, место обитания брата (или сына) Нум-Торума, известного под именами Куль, Кынь-лунк (хант.), Хуль-отыр (манс.).

Небо с землей и земля с подземным миром соединяются отверстием. В фольклоре упоминаются "городской столб", олицетворяющий мировой столп, и лестница, по которой можно подняться на небо. Посредничество между космическими зонами осуществляют культурный герой - младший сын Торума и Крылатый Калм.

Наряду с вертикальным членением мира в мифах имеется и горизонтальное, отражающее, вероятно, более ранние воззрения. Герои - посредники между мирами путешествуют и в горизонтальном и в вертикальном направлении. На юге, в полуденной стороне, находится Мортим-ма "южная земля" (манс.), где живет пара стариков - Мортим-эква и Мортим-ойка. Туда прилетают на зиму перелетные птицы, которые становятся красивыми, когда их пропустит между колен Южная старуха. Старики оживляют птиц, бросая их кости и пух в озеро с живой водой, в нем они омолаживаются и сами. Вход в Мортим-ма загораживает камень и железный перевес. Север отождествляется с нижним миром - миром мертвых. Но бытующим воззрениям северных хантов и манси, душа умершего уходит вниз по Оби в море, где у мыса Хом (манс. Хоманёл) находится отверстие в нижний мир. Посреди моря имеется земля щоращ топал ма (манс.), где живут души мифологических существ менквов .Более значительным является водяной дух Йенк-тонх, Йенк-ики (хант.), или "водяной царь" Вит-хон (манс.). Водяной дух, как и лесной, вездесущ, т.е. может проживать в любом водоеме, в то время как водяному царю приписывается определенное местожительство - в устье Оби. Водяной царь стал фольклорным персонажем под влиянием извне .Но бытующим воззрениям, водяной дух и водяной царь дают людям рыбу, но первого можно просить и о лесной добыче; для того и другого устраивают жертвоприношения.
В фольклоре хантов имеется и образ Торум-матери.

Можно образ Мирового дерева раскрыть и в образе матери – Торум.

Ребята, мы сегодня  чуть коснулись мифов нашего родного края, нашего народа. И сейчас, под впечатлением того, что услышали, сделайте зарисовки.

Конкретного задания на данном уроке не даю, ребята получают конкретное задание на дом по группам. В 1 группе они находят сообщения  о богатстве родного края Югры, о рыбах, реках. Во 2 группе – о животных Югры, о священном мифологическом животном. Какому животному они преклоняются,  узнать о птицах, растениях. В 3 группе – о загадочной Югре.

К концу урока подводится итог. Вывешиваются все работы  на доску, обсуждаются. Каждый ученик старается рассказать о своем замысле, что их взволновало больше всего.

Все работы оцениваются в основном на «5» и на «4».

Рассмотрев работы, можно сделать вывод, что ребята неплохо усвоили материал, и к созданию работы «Мировое дерево Севера» они, практически, готовы.

Молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали. На следующем уроке мы продолжаем изучать «мировое дерево Севера» и заслушаем сообщения остальных групп.

Привожу детские рисунки - зарисовки, сделанные на 1-м уроке.

Югра – в образе матери – Тору

Урок 2. «Богатства недр северной земли. Животные, звери, птицы, обитающие на Севере»

Урок 3. «Колдовская Югра»

Читать еще:


Новые материалы:

Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме "Отечественная война 1812 года" :: "Власть и общество: сто лет спустя" :: Народные движения :: Конспект урока по теме "Новая экономическая политика". 11-й класс ::
Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list1.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list1.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list1.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20
Урок истории в 5-м классе "В афинских школах и гимназиях" :: Мой супер папа, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Комоды/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Комоды / Компасс / Комод Компасс ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана : География

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD