Россия Игоря Талькова : Музыка

Цель: развитие в детях творческого начала, воспитание средствами музыки образованной, самостоятельно мыслящей личности.

Задачи:

Оборудование: магнитофон с проигрывателем компакт-дисков, гитара, аудио и видеокассеты, телевизор и видеомагнитофон.

Учитель: Игорь Тальков – поэт, певец, композитор – прожил короткую жизнь. Он трагически погиб в возрасте 35 лет. Отношение к Талькову неоднозначное. Бесспорно одно: Тальков - неординарная личность, творческая натура, талантливый человек. Его творчество многопланово и разнообразно: кого-то покорила мелодичная лирика; кому-то ближе рок-бардовские баллады; кто-то получает энергетический заряд от прослушивания остросоциальных песен, политизированных, но не имеющих иной направленности, кроме любви к родной земле, тревоги за настоящее и будущее своего народа, России.

Тальков – патриот; всё, что он делал, делал искренне и не напрасно, поскольку все его песни актуальны, созвучны мыслям и нерву всего русского народа. Кем бы он ни был по убеждению, каких бы взглядов не придерживался, его творчество не может не заинтересовать умеющего и желающего думать человека.

Сила творчества Талькова – в его честности. Он не писал и не пел о том, чего не чувствовал; при этом его песни – не просто мысль, облачённая в стихотворно-музыкальную форму, но состояние души.

Стихи и музыка обычно рождались одновременно. Именно поэтому они так прекрасно сочетаются в песнях Игоря Талькова. Вроде простые слова, но нужная ключевая фраза всегда попадает на эмоциональный подъём мелодии, жёсткая рифма как влитая входит в сильную струю, и мы уже при всём желании не можем песню слушать как бы между прочим.

Звучит песня Игоря Талькова “Я вернусь”.

Учитель: Сегодня мы начнём знакомство с песнями Игоря Талькова. Вы только что прослушали песню “ Я вернусь”. Сбылась ли вера Талькова в своё возвращение? Как возвращаются поэты, композиторы?

Учащиеся:

…Да, он вернулся своими песнями.

… Мы поём и слушаем их

…Есть записи на кассетах.

Учитель: Настоящая песня получается тогда, когда у автора возникает желание высказать то, что волнует его душу. При этом говорят, что “душа поёт” или “душа стонет”. Что в связи с этим можно сказать о песне “Я вернусь”?

Учащиеся:

…Тальков переживал, что наша страна была нищей…

…Он не хотел войн в стране…

…Надеялся, что наступит хорошая жизнь.

Учитель: Так уточните, у него “душа пела” или “душа стонала”?

Учащиеся: Душа стонала.

Учитель: Согласна с вами. Душа поэта, певца стонала по любимой родине – России, ей он посвятил свои лучшие песни. Поэтому тема урока

“Россия Игоря Талькова”.

В конце урока я предложу вам ответить на вопрос: “О чём мы задумываемся после знакомства с песнями Игоря Талькова?”

У нас на стенде фотографии. Посмотрите на них и скажите, какие мысли у вас возникают когда вы смотрите на них?

Учащиеся:

…Это красота Астраханского Кремля – храм и колокольня.

…Самое знаменитое место в Астрахани.

…Кремль связан с историей, там был Пётр I и сказал: “Зело лепотен храм сей”, был там и Степан Разин.

…Это церковь, куда люди ходят молиться.

Учитель: Во время гастролей в Астрахани Игорь Тальков был восхищён красотой храма, он слышал колокольный звон, и под впечатлением увиденного у него возник музыкально-поэтический образ. Так появилась песня-композиция. Я назвала эту песню композицией, желая тем самым подчеркнуть, как объёмна эта песня и какое большое значение имеет здесь музыка. Слушаем инструментальное вступление, которое подготовит нас к пониманию всей песни.

Слушание (1 мин. 10 сек.).

Ваше впечатление? Чего можно ожидать в песне после такого инструментального вступления?

Учащиеся: …Колокольный звон подсказывает, что будет песня о России

…В музыке слышна грусть, жалоба, песня будет о печальных событиях.

Учитель: Слушаем песню Игоря Талькова “Россия”.

Слушание (8 мин.)

Что вы можете сказать о содержании песни и о музыке?

Учащиеся:

…Песня о трагической судьбе России, когда разрушалось всё, что было до революции, погибало много людей.

… Музыка в середине песни звучит громко, напряжённо.

…Надвигается опасность.

Учитель: Чем вызвана напряжённость в музыке, появление интонации тревоги, агрессии?

Учащиеся: Это связано с содержанием песни.

Учитель: Напомню вам:

Разверзлись с треском небеса
И с визгом ринулись оттуда
Срубая головы церквям
И славя нового царя
Новоявленные иуды.

Что услышали вы в заключении?

Учитель:

…В заключительной части повторилось вступление.

…Торжественно звучат колокола.

…Мелодия грустна, слышен плач.

Учитель: Вы правильно заметили, что в заключении две темы. Они связаны с музыкальными образами России. Величественный колокольный звон – это образ сильной России.

Из мрачной глубины веков
Ты поднималась исполином.
Твой Петербург мирил врагов
Высокой доблестью полков
Век “золотой” Екатерины.

Вторая тема с интонациями грусти, печали, тоски олицетворяет образ слабой, растерзанной гражданской войной России.

Тебя связали кумачом
И опустили на колени.

Песня заканчивается постепенно удаляющейся мелодией. Это далёкое воспоминание о чём-то, что никогда не вернётся.

После паузы учитель исполняет песню Игоря Талькова “Памяти Виктора Цоя”.

Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты
Их жизнь окружена глубокой тайной
Хотя они открыты и просты.

Разучивание и исполнение песни учащимися.

Мы с вами прослушали песни Игоря Талькова.

О чём вас заставляют задуматься эти песни?

Учащиеся:

…Любить родину, Россию также верно и сильно как Игорь Тальков.

…Изучать историю своей страны, чтобы понимать какой должна быть наша жизнь.

Заключение. Фрагмент видеозаписи с концерта Игоря Талькова.

Читать еще:


Новые материалы:

Обобщающий урок по теме "Народы Азии, Америки и Африки в средние века" :: Крестовые походы и их последствия :: Обобщающий урок истории с презентацией "Первобытность и древность". 5-й класс :: Обмен, торговля, деньги. 7-й класс :: Защитник прав человеческих (90-летию А.Д. Сахарова посвящается) :: Ёлки новые, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Стеллажи/Стеллажи и полки / Ангстрем / Полка настенная Шейла ШЛ-024.02 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD